Синдром Шерешевского-Тернера
По данным различных авторов, частота встречаемости синдрома Шерешевского-Тернера (СШТ) колеблется от 1:2 000 до 1:5 000 новорожденных девочек. Причиной заболевания является отсутствие или аномалий одной из X-хромосом. Чистая 45XО-моносомия встречается только у 50-60% больных. Вторым по частоте встречаемости является мозаицизм 45XО/46XX, выявляемый у 13% пациентов с СШТ. В 5-6% случаев встречаются структурные аномалии X-хромосомы:
• изохромосома X (Xi);
• кольцевая X-хромосома (rX);
• делеция короткого плеча X-хромосомы Xр-);
• делеция длинного плеча X-хромосомы (Xq-).
Клинические проявления СШТ чрезвычайно разнообразны, и степень их выраженности крайне вариабельна. Ведущими симптомами заболевания, имеющимися у подавляющего большинства детей с СШТ, являются нарушения роста и гипергонадотропный гипогонадизм.
Отставание роста происходит уже в период внутриутробного развития, и к моменту рождения дети с СШТ имеют снижение весоростовых показателей в пределах -1-1,5 SD по отношению к норме. В первые 2-3 года темпы роста относительно стабильны, однако с 3-х лет скорость роста начинает прогрессивно снижаться. В возрасте пубертата ростовой скачок отсутствует, и отставание в росте становится максимальным. Конечный рост девочек с СШТ, не получавших какой-либо терапии, колеблется в пределах 140-147 см.
Низкий рост у пациентов с СШТ сочетается с общими нарушениями формирования скелета, так называемой костной дисплазией. К наиболее типичным костным аномалиям относятся укорочение четвертой метакарпальной и мета-тарзальной костей с компенсаторным удлинением проксимальных фаланг, искривление ульнарной и дорзальное удлинение радиальной костей предплечья (деформация Меделунга), деформация головок локтевой и большеберцовой костей, приводящая к вальгусным деформациям, укорочение шейных позвонков (короткая шея, кифозы, сколиозы).
Одним из ведущих симптомов СШТ является лимфостаз, проявляющийся в развитии лимфоидного отека голеней, стоп, кистей рук уже в первые дни жизни ребенка, что позволяет заподозрить наличие заболевания у новорожденного. Лимфоидные нарушения приводят к развитию такого типичного для СШТ симптома, как крыловидные складки шеи (шея сфинкса). Врожденные пороки развития внутренних органов часто сопровождают СШТ. Пороки мочевыводящей системы (подковообразная почка, эктопия почек, удвоение мочеточников) могут приводить к инфекциям мочевыводящих путей и артериальной гипертензии. Сердечно-сосудистые нарушения в виде коарктации аорты также ведут к выраженной артериальной гипертензии. Нередко отмечаются дефекты межжелудочковой и межпредсердной перегородки, транспозиция магистральных сосудов сердца.
У 30-45% больных поражения слухового аппарата: аномалии формирования ушных раковин, частые и прогрессирующие средние отиты, сенсорные нарушения слуха. 10-30% пациентов с СШТ имеют аутоиммунные поражения щитовидной железы, приводящие к гипотиреозу. Истинный сахарный диабет 1 и 2-го типа достаточно редко развивается при СШТ. Однако у них повышен риск развития нарушения толерантности к глюкозе.
У пациентов с СШТ не выявлено нарушение формирования яичников до 14-18-й недели гестации, однако в дальнейшем герминативные клетки подвергаются стремительной дегенерации на стадии формирования ооци-тов. Ооциты прогрессивно атрезируются, строма яичника фиброзируется, и формируются так называемая стреко-вая гонада. Спонтанный пубертат встречается у 5-7% девочек с СШТ, преимущественно с мозаичным вариантом кариотипа. Спонтанный пубертат при СШТ в большинстве случаев не является полным и не приводит к нормальному и длительному функционированию яичников, однако известны случаи спонтанных и повторных беременностей и родов у женщин с СШТ.
Первичная овариальная недостаточность при СШТ сопровождается соответствующей реакцией гипоталамо-гипофизарной системы. С 5-6 лет у девочек с СШТ отмечается нарастающее повышение концентраций ЛГ и ФСГ. Значительное повышение их уровня, десятикратно превышающего норму, отмечается к пубертатному возрасту. Терапия эстрогенами лишь частично способна снизить уровень гонадотропных гормонов - в большей степени ЛГ и в меньшей - ФСГ, повышенная концентрация которого сохраняется постоянно на фоне полноценной заместительной терапии у взрослых женщин с СШТ.