Булгаков приводит вымышленную дискуссию о Боге между апологетом материализма Берлиозом и подозрительно странным профессором Воландом. Воланд поставил своего оппонента перед прямым вопросом: «как насчет доказательств существования Бога, которых существует ровно пять»? Нет сомнений, что автора (Булгакова) интересовала эта проблема и он решил упомянуть пять доказательств существования Бога Фомы Аквинского.
Итак, Святой Фома Аквинский выдвинул пять доказательств существования Бога4:
1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.
Давайте попробуем оценить состоятельность этих постулатов с позиций наших современных знаний о природе. Причем, огромная просьба не рассматривать ниже сказанное как отрицание существования Бога. У автора нет сомнений, что Бог существует и это основано на эмпирическом знании.
1. Доказательство через движение:
Прежде всего термин «движение» не определен. Движение относительно чего? Если считать движением изменение положения в пространстве, то возникает множество вопросов. Рассмотрим более чем простой сценарий. Вы заходите в комнату с выключенной лампочкой на потолке. Щелкаете выключателем, и комната освещается. Происходит достаточно простой процесс: электрический ток начинает течь через спираль лампочки и ее раскаляет. Раскаленная спираль начинает излучать фотоны, которые, кстати, не существуют в состоянии покоя. Иными словами, каждый фотон начинает свое существование со спирали и заканчивает, поглотившись чем-либо – либо Вашим глазом, либо стенами комнаты и так далее. И причем здесь Бог? Или Бог управлял Вашей рукой? Очевидно, что этот постулат не состоятелен.
2. Доказательство через производящую причину:
Фундаментальным качеством любой формы жизни, и скорее всего в масштабах Вселенной является воспроизводство. Причем феномен воспроизводства удовлетворяет тем же требованиям, что и законы физики – эмпирическое подтверждение, универсальность и устойчивость5. В этом случае, Бог - это форма жизни, которая воспроизводит себя во всем многообразии живых форм и на Земле, и во всей Вселенной.
3. Доказательство через необходимость:
В связи с этим постулатом, имеет смысл упомянуть буддистское видение проблемы «потенциала» жизни. В буддизме это называют тонким сознанием и кармой. Согласно буддистской философии, тонкое сознание является субстратом кармы, которая, в свою очередь, является носителем потенций, накопленных человеком в протяжении своих бесконечных предыдущих, и не обязательно человеческих, жизней.
Подобные рассуждения или концепция «потенциального» и «реального» бытия применяется в отношении всех форм жизни. Для неживых объектов это полностью неприменимо.
Если согласиться с «Доказательством через производящую причину», то настоящий постулат – «доказательство через необходимость» переходит в категорию «следствия» и, перестает быть доказательством.
4. Доказательство от степеней бытия:
«люди говорят о различной степени совершенства предмета только через