Догенитальный и латентный период психосексуального развития по Лоуэну
Во второй половине догенитального периода ребенок осознает существование своей генитальной области и удовольствие, которое он может получить от мастурбации. В этот период возрастает количество случаев мастурбации, сексуальных игр с другими детьми и проявления сексуального любопытства. Интерес ребенка к сексуальной функции способствует принятию им реальности и уменьшает его зависимость от матери в получении эротического удовлетворения. Мастурбация еще не имеет значения как способ разрядки возбуждения, применяемый взрослыми; это, скорее, возможность получения приятного возбуждения, вроде ощущения, переживаемого всем телом. У девочек мастурбация направлена не на клитор, еще не достигший нормальных размеров, а захватывает всю генитальную область. Мальчик пробует трогать пенис, но не пытается его гладить, с целью достижения кульминации.
В этот период задача родителей состоит в исполнении оральных потребностей ребенка: в питании, в проявлениях внимания и нежности, в обеспечении безопасности и т. п., составляющих нарцисстическое обеспечение, необходимое для роста и развития личности и сознания собственного "Я". Если имеет место жесткая депривация, то ребенок фиксируется на предгенитальном (оральном) уровне, а в его личности появляются тенденции к "прилипчивости" и к зависимости; после, став взрослым, он стремится использовать свои сексуальные и личные отношения для получения поддержки собственного (неадекватного) "Я", а потребность в телесном контакте во время секса затрудняет у него желание оргастической разрядки, превращая его в "сенсуалиста". К сожалению, в наше время утрачен единственный естественный способ выполнения указанных потребностей ребенка, т. е. способ кормления грудью, во время которого ребенок получает и пишу, и внимание, и нежность, и ощущение безопасности. Контакты с телом матери способствуют развитию тела ребенка, как и его "Эго". Ребенок открывает для себя свое тело, т. е. развивает свое представление о нем, переживая удовольствие от контактов с телом матери. По окончании этой стадии развития ребенок обычно осваивается со своим телом, в смысле восприятия и координации движений.
В догенитальный период не существует функциональных различий между мальчиками и девочками, т. е. различия между ними есть, но ребенок не функционирует в соответствии с ними; поэтому в поведении мальчиков и девочек 4-5 лет можно найти мало различий, указывающих на их пол. Разве что они одеты по-разному и пользуются разными игрушками (как это принято в нашей культуре), но эти различия навязаны им извне; так что маленькие дети функционируют прежде всего как сексуально недифференцированные индивидуумы, хотя их сознание сексуальности порой удивляет взрослых. Они немало озабочены оформлением своей индивидуальности, превращающей их, в их собственных глазах, в мужчину или в женщину, если только этому не мешает влияние взрослых.
Большинство современных психиатров и психоаналитиков уверенно, что к 6 годам личность индивидуума полностью детерминирована, а это значит, что корни всех нарушений личности нужно искать в травматических переживаниях, имевших место в догенитальный период; поэтому безразличие к чувствам ребенка является, пожалуй, самым важным нарушением его нужд. Например, родители часто не обращают внимания на то, что ребенку нравится, а что не нравится в еде, и это может принести немалый вред. Если заставлять ребенка есть то, что он не хочет, то он переживает это как пренебрежение его личностью. Введение в его тело разных тампонов, клизм и т. п. предметов — это не что иное как насилие над ним. Пренебрежение его боязнью и его криками говорит об отсутствии уважения к его чувствам. Каждое такое переживание уменьшает уверенность ребенка в том, что его ценят, любят и желают ему добра.
Догенитальный период оканчивается психологическим феноменом, известным как Эдипов комплекс. Например, девочка осознает свою женственность и чувствует сексуальное (не генитальное) влечение к отцу, т. е. радуется физической близости с ним иначе, чем близости с матерью; мальчик переживает такие же чувства по отношению к матери. Фактически, установление генитальной первоочередности (см. выше) связано с пиком сексуального чувства, распределенного по телу, при несколько повышенной концентрации его на гениталиях. В результате мальчику может прийти мысль занять место отца в качестве возлюбленного своей матери; а у девочки подобным же образом возникает чувство соперничества с матерью по отношению к отцу как к сексуальному объекту. Я не могу с уверенностью сказать, говорит ли это о преждевременном развитии генитальности или же указывает на то, что на ранних ступенях эволюции в этом возрасте уже достигалась половая зрелость. Как бы то ни было, но исследования аналитиков показали, что ребенок пяти-шести лет вполне осознает взрослую сексуальность в своих фантазиях и представлениях. Однако его фантазии соответствуют его сексуальным переживаниям, которые, не допуская взаимодействия со взрослым, распределены по всему телу и не слишком сильно сконцентрированы на генитальном аппарате. Поэтому желание девочки "выйти замуж за отца" не подразумевает сексуальной связи с ним, а содержит только желание быть близкой и любимой. Двукратный расцвет сексуального чувства — сначала в догенитальный период, а потом — в юности, подобен явлению двукратного роста зубов. Психологическое значение этого явления изучено пока не полностью.
Если развитие происходит нормально, то достаточно сильные сексуальные фантазии и образы подавляются ребенком при переходе на следующую ступень, но сознание сексуальности не утрачивается; ребенок знает свой пол и сознает различия между полами, хотя представление о значении этих различий сдвигается в подсознание. Таким образом, ребенок отказывается от первой точки опоры в области генитального функционирования, и делает он это ради принципа соответствия реальности, обещающего более крупный выигрыш в дальнейшем. Фактически он не оставляет достигнутых позиций, а только откладывает исполнение своих интересов.
Такое развитие событий показывает, что индивидуальность и сексуальность тесно связаны между собой; одна не возникает без другой. Концепция генитальной первоочередности функционально тождественна росту индивидуальности, поэтому если предгенитальная фаза — это фаза недифференцированности, то она заканчивается с наступлением дифференциации.
Начиная с 6 лет и до наступления половой зрелости ребенок проходит стадию развития, которую психоаналитики называют "периодом скрытого развития" или "латентным периодом", характеризующимся спадом сексуального интереса и чувства, пик которых приходился на предшествующие годы. Ребенок сознает половые различия, но его главный интерес заключается в познании роли мальчика (или девочки). Акцент смещается в сторону личности в целом и решения важной задачи приобретения знаний и навыков, необходимых для эффективного функционирования в современном сложном мире. Можно, конечно, утверждать, подобно Райдр, что это — неестественный путь развития, обусловленный антисексуальным моральным кодексом нашей культуры. Такая точка зрения предполагает, что ограничивающее влияние высокоразвитой культуры противоречит реальной жизни. Может быть это и так, но не всегда. В культуре, требующей длительного обучения для обеспечения умения жить в обществе, уменьшение сексуального интереса и чувства способствует переносу внимания на решение именно этой задачи.
Степень латентности развития зависит от индивидуальности. Там, где Эдипова проблема не решена и не подавлена, латентность нарушается. У меня был пациент, рассказавший, что в этот период он занимался мастурбацией до 22 раз в день, и каждый раз достигал кульминации. Это не нормально, и он, став взрослым, испытал действие острой параноидальной шизофрении. Его болезнь, впрочем, не была, никоим образом, вызвана избыточной мастурбацией, скорее, нарушения его личности стали причиной ментального срыва, создав такое беспокойство, что он был вынужден допустить чрезмерную мастурбацию, чтобы их контролировать. В его семье создалась ситуация, принявшая форму открытого сексуального конфликта. Он испытывал чувство эмоционального искушения по отношению к матери, которая, пренебрегая его переживаниями, насильно его кормила и постоянно ставила ему клизмы; отец же отвергал его и внушал ему страх. Вряд ли можно ожидать нормального роста и развития ребенка в такой обстановке.
В латентный период многие дети занимаются сексуальной деятельностью: мастурбируют или играют в сексуальные игры с другими детьми. Обычно это указывает на существование сексуальных проблем, не решенных в предыдущий период, и действия ребенка представляют собой попытку разрядки напряжения, вызванного проблемой. Поскольку зрелость детей неодинакова, то не существует и абсолютного критерия нормальности; все же можно полагать, что если сексуальная деятельность затрудняет способность ребенка предаваться занятиям, обычным для этого возраста, то это уже будет признаком нарушения его личности.
Латентный период — это время развития у индивидуума сознательного отождествления себя со своим телом. В этот период в поведении мальчиков и девочек решительно доминирует физическая деятельность, которая лишь постепенно уступает место занятиям культурой и умственному труду. В эти годы почти заканчивает свое формирование индивидуальный телесный образ; лежащие в его основе чувства и ощущения обеспечивают соматический базис для точного и четкого очерчивания личности. Ребенку в этом возрасте свойственно подсознательное стремление к укреплению уверенности в себе и в своих силах, тесно связанное с ощущением своего тела.