Исследования находят шесть-семь уровней человеческой привязанности, раскрывающиеся последовательно один за другим – это путь раскрытия человеческих отношений.
Я расскажу о них кратко, у меня есть целый недельный интенсив только по этой теме, так что тут много чего о чем можно рассказать.
Первый уровень – это привязанность через сенсорику, если вы читали Боулби, Лоренца, то это все о
Том чтобы быть рядом. Быть видимым, обоняемым, слышимым, осязаемым - это значит быть рядом, вместе с тем к кому мы привязаны. Что большинство людей не знают – это то что это только начало.
Некоторые думают что это все о привязанности – быть вместе. Это не так.Это лишь первый шаг. Ко второму году жизни, когда ребенок начинает ходить, вы заметите его мощьное стремление к похожести на того к кому он привязан – быть как вы, имитировать вас, копировать вас, говорить как вы, ходить как вы, одеваться как вы, мерять вашу обувь, имитировать ваши звуки – и так развивается звуковая коммуникация у всех млекопитающих, - некоторые животные подражают речи людей, но только тех, к которым привязаны (кто заботится о них) Быть похожим – один из способов быть в привязанности когда нет возможности быть рядом. И таким образом передается язык, культура, ценности. Если этого процесса нет, то будут проблемы. У детей с классическим аутизмом (не спектром) при котором есть сильная защита от привязанности, так-же есть защита против того чтобы становиться похожим. И ребенок не ходит как вы, не говорит как вы, не одевается как вы. И если вам удается преодолеть это, это облегчает наиболее сильные проявления аутизма.
Третий уровень – ребенок должен иметь мощьное стремление быть частью вас. Им приятно когда вы говорите «это моя девочка, это мой мальчик», что означает что они принадлежат вам, и им нравится принадлежать. Они хотят быть частью вас, частью вашей семьи, вашей группы.В английском слово belonging означает это, и оно означает принадлежность тем кто заботится, что нужно для выживания.
дальше -
Всегда решение при невозможности быть вместе – быть похожим, принадлежать. И рядом с принадлежностью находиться верность. В альфа-инстикте ценится верность – те у кого из вас есть собака, вы цените ее из-за ее верности. Кошки? Нет, не работает это у них. И рядом с этим находится
Инстинкт служения и послушания, что является основной желания ребенка быть хорошим.
Если вы видели фильмы про знаменитых мастеров –учителей, то вы знаете что их способности не имели отношения к педагогике, к учебной программе, а только к отношениям между учителем и учеником.Мы должны найти путь к ребенку,ученику, это абсолютно необходимо, так-же как необходимо терапевту.
К четвертому году мы поднимаемся на человеческий уровень. Все о чем говорилось ранее, мы могли приводить примеры из животного мира – собак, обезьян, других млекопитающих, даже кошек, но сейчас мы начинаем говорить о чисто человеческом, и это то место где так-же происходит и травма.
Когда мы привязаны друг к другу, когда мы хотим быть значимыми друг для друга, важными друг для друга, мы глубоко ранимся любым знаком обесценивания. То есть это хрупкая материя. Если желание ребенка в четыре года быть значимым для вас, важным для вас, ранится, он не чувствует что вы без ума от него, то эта энергия уходит от него в более поверхностные слои и может фрагментироваться так что у него появляется желание быть хорошим для всех, начинает беспокоиться по поводу статуса,
Признания, что не является персональным, это деперсонализация привязанности. Появляется тревожность, беспокойство, фрустрация и озабоченность связью когда в сепарации, потому что он не может попасть на более глубокие уровни привязанности. Если условия позволяют ребенку раскрыть этот уровень, если нет слишком много травматизации , то это подготавливает его для следующего уровня в лимбической системе, и это уровень очень высокой уязвимости – на котором вы привязываетесь чувствами. И в чувствах, в чувстве тепла, любви (affection) , мы можем сказать что ребенок отдает свое сердце – они рисуют сердца в это время, валентинки, у меня их огромное количество, символы любви и ранимости. Мы можем сказать что это любовь, но в терминах привязанности я скажу про эмоциональную интимность. Часто дети будут предлагать жениться на вас или выйти замуж за вас, и нельзя говорить что вы уже женаты, это очень тревожно для них, потому что мозг их пытается сделать вот что – найти способ связи, понимая что они другие, не точно такие-же как вы, что они не полностью и не всегда целиком принадлежат, они не всегда могут занять вашу сторону, согласиться с вами, и не всегда могут быть физически рядом. И мозг пытается создать эссенцию связи, которая превзойдет все остальное. Но когда вы даете сердце, здесь всегда уязвимость что оно может быть разбито. И когда ребенок говорит мама я хочу жениться на тебе, правильный ответ я буду с тобой всегда.
Вспомнился Евангелион - «и даже когда звезды погаснут, я буду с тобой всегда. Ева»