Модели отношений «врач — пациент»
В медицинской психологии выделяют три модели отношений, которые формируются между врачом и пациентом: патернализм (врач-центрированные отношения), консумеризм (пациент-центрированные отношения) и партнерство (отношения, основанные на взаимодействии). В основе этой классификации стилей общения лежит принцип доминантности и субмиссивности по отношению друг к другу врача и пациента. У каждой из этих моделей есть свои преимущества и недостатки; каждая из них может быть эффективной в одних ситуациях и совершенно неэффективной в других.
Патернализм
В чем суть. Патернализм — стиль общения между врачом и пациентом, в котором доминирующую позицию занимает врач, а пациент находится в «подчиняющемся» положении. Для многих врачей подобный стиль общения привлекателен, поскольку создается впечатление, что врач управляет ситуацией и дает рекомендации, которые пациент должен беспрекословно выполнять. При этом врач практически не обсуждает с пациентом тактику лечения и по сути ставит его перед фактом. Патернализм не подразумевает повышения голоса на пациента, грубости; он подразумевает, что врач берет на себя ответственность за результат лечения.
Кому подойдет такой стиль общения. Подобный стиль общения эффективен в случае, когда у пациента есть черты личности психастеничного характера (пациент-психастеник). Это пациент, который часто сомневается и которому сложно принимать решения. Психологический портрет пациента-психастеника смотрите в памятке.
Скачать
Такому пациенту нужен именно врач-родитель, в котором он найдет поддержку, уверенность, успокоение, которого он будет слушать и все выполнять, так как изначально внушаем. Пациенту-психастенику нравится такая модель общения, поскольку он перекладывает принятие решения на врача и таким образом успокаивается — у него исчезает страх, возникающий, когда нужно взять ответственность на себя. Тактику кардиолога в общении с такими пациентами смотрите в памятке.
Скачать
Вторая категория пациентов, которым подойдет патернализм, — это люди с инфантилизмом. Это пациенты-дети, которым нужен врач-родитель.
К сведению
Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности — капризность, обидчивость, безответственность. Такие пациенты зачастую не умеют брать ответственность за свою жизнь, свои решения на себя, а перекладывают ее на других
У пациентов-инфантилов недостаточно развиты механизмы сознательного приспособления — логическое мышление, трезвая оценка ситуации и др. В их приспособлении играют роль эмоциональные механизмы — эмоции, чувства. Они используют невротический симптом, например, обиду, для адаптации в обществе; это избавляет их от неприятностей. Например, в ситуации, когда такая личность не может решить свои проблемы или добиться желаемого, она прибегает к истерике, используя крик, плач.
Зачастую они, насмотревшись телепередач или прочитав рекламу, просят от кардиолога назначить «чудо-таблетку», которая порой им даже может навредить. А если кардиолог им отказывает, они обижаются, и врач в их сознании играет роль главного обидчика. У такого пациента уже сформирован в голове метод лечения, и он хочет, чтобы взгляд кардиолога с ним обязательно совпадал. У пациентов с инфантилизмом нет понимания, что им самим нужно, нет самокритики. У них завышенные ожидания от действий кардиолога.
Третья категория пациентов, с которыми кардиологу в общении целесообразно придерживаться стиля патернализма, — конституционально-глупые пациенты. Характерные для них черты смотрите в памятке.
Скачать
В общении с конституционально-глупыми пациентами кардиологу следует придерживаться тех же принципов, что по отношению к пациенту-психастенику — отказаться от критики и оценочных суждений. Также будет полезным конкретизировать назначения до мелочей, иначе пациент может их не понять.
Кому не подойдет такой стиль общения. Патернализм как стиль общения не подходит пациентам с высоким социальным статусом, пациентам с истерическими, эпилептоидными, шизоидными чертами, которые сами привыкли доминировать. В подобных случаях может развиться деструктивный конфликт.
Существенный минус патернализма заключается в том, что пациент, длительное время находящийся в позиции субмиссивности, будет испытывать страх и агрессию по отношению к врачу. Поэтому врачу со временем следует переводить отношения из патернализма в партнерство, постепенно формируя у пациента осознание ответственности за свое здоровье и жизнь.
Консумеризм (потребительство)
В чем суть. Этот тип общения подразумевает доминирование пациента по отношению к врачу. Кроме того, пациенты, приходя в клинику, считают себя клиентами, и ведут себя по принципу «клиент всегда прав». Таким образом получается, что врач находится в субмиссивном положении. Нередко пациент, обратившийся к кардиологу, сам говорит, какая у него проблема и что врачу надо сделать, а кардиолог выполняет роль исполнителя.
В этом случае пациент относится к кардиологу не как к врачу, а как к человеку, предоставляющему ту или иную услугу, и чувствует, что он занимает доминирующее положение. Это отражается на общении, что вредит как кардиологу (субмиссивная сторона испытывает страх и агрессию), так и пациенту (доминирующая сторона теряет чувство безопасности). Кардиолог, нередко опасаясь сказать «как-то не так», идет на поводу у пациента и теряет его доверие; при этом снижается эффективность лечения.
Кому подойдет такой стиль общения. Этот стиль общения может быть полезным в отношениях между врачом и пациентом с высоким социальным статусом. Как правило, такие пациенты привыкают к доминирующему стилю общения и болезненно реагируют на попытки врача сместить их с позиции доминанты.
Оптимальным в такой ситуации будет уступить в мелочах — отдельная палата, питание, посещение родственников, но оставаться твердым в вопросах диагноза и лечения. VIP-пациент должен почувствовать, увидеть во враче эксперта, профессионала в своей области, тогда он будет его уважать. Кроме того, врачу поможет техника интеллектуальной агрессии, когда он демонстрирует свои знания в объяснениях пациенту. Для этого можно акцентировать внимание на своем профессиональном опыте, опереться на самые актуальные научные и клинические данные, сравнить российскую практику с зарубежной.
Консумеризм подходит и для пациентов-истериков. Истерики часто страдают инфантилизмом. Им важно попасть в центр внимания, и они делают это не за счет усилий, собственных достижений, а за счет эмоциональных реакций. Окружающие отмечают их капризность, наивность. Истерику необходимо ощущать себя в доминантном положении, иначе он будет конфликтовать. Основные черты личности истероидного типа смотрите в памятке.
Скачать
Такой пациент будет в беседе стараться всячески показать свою значимость, привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя; он нередко перебивает и очень болезненно реагирует на критику. Тактику кардиолога в общении с пациентами-истериками смотрите в памятке.
Скачать
Кому не подойдет такой стиль общения. Подобный стиль общения не подходит пациентам психастенического склада (постоянно сомневающиеся, тревожные, сенситивные, мечтатели). Такие пациенты в общении не привыкли доминировать сами — им мешает страх взять ответственность на себя.
Аналогично патернализму, кардиологу следует со временем перевести такие отношения в партнерские. Иначе у врача будут нарастать страхи и агрессия по отношению к пациенту, что в конечном итоге приведет к конфликту: формированию профессионального невроза — синдрома эмоционального выгорания.
Партнерство
В чем суть. Из всех стилей общения партнерство считают самым эффективным. Оно подразумевает акцент на взаимодействии, доверие и сотрудничество, а не доминирование по отношению друг к другу.
К сведению
Взаимоотношения «врач — пациент» должны иметь в своей основе сотрудничество, общение на равных, когда врач и пациент объединяются для решения проблемы. В этой ситуации нет гнетущего эмоционального напряжения между сторонами. Зачастую у того, кто доминирует в общении, появляется чувство безнаказанности, и он расширяет сферы своего влияния. И напротив, у того, кто подчиняется, в общении нарастают страхи и агрессия. Все это приводит к усиливающемуся эмоциональному напряжению в общении.
В условиях партнерства в отношениях сохраняется спокойствие и стороны доверяют друг другу. Противоречия при этом тоже могут быть; важно, как пациент к этому относится. В случае партнерства пациент спокойно относится к появлению нежелательных явлений или осложнений, так как связывает это не с умыслом или некомпетентностью врача, а с тем, что такое может произойти в процессе лечения и он об этом знает.
Кому подойдет такой стиль общения. Чтобы выстроить партнерские отношения с пациентом, врачу стоит обратить внимание на черты его личности — это позволит расположить пациента, вызвать его доверие. Преимущественно партнерского стиля следует придерживаться в общении с пациентами с параноидным, эпилептоидным и шизоидным типами личности.
Для людей параноидного склада характерна твердая установка в каких-либо вопросах. Они часто бывают подозрительны, недоверчивы, склонны все перепроверять, практически не меняют своего мнения. Для них очень болезненно признавать, что они не правы, поэтому им не подходит патернализм. Тактику кардиолога в общении с пациентами с параноидным типом личности смотрите в памятке.
Скачать
Для личности эпилептоидного типа характерна детализация всего происходящего, дотошность, педантичность. Им сложно переключаться с одной темы на другую, они долго вникают в суть дела, не любят, чтобы их перебивали. Тактику кардиолога в общении с пациентами с эпилептоидным типом личности смотрите в памятке.
Скачать
Шизоидный тип личности характеризуется следующими особенностями: они непоследовательны, эксцентричны, внешне эмоционально холодные, отгорожены от социума, замкнуты, у них низкая потребность в общении. Для них характерны себялюбие, эгоизм, недостаток такта в общении, неспособность к эмпатии, формальное мышление, резонерство, вычурные выражения. Тактику кардиолога в общении с пациентами с шизоидным типом личности смотрите в памятке.
Скачать
Выделение типов личности достаточно условно, в одной личности могут сочетаться черты разных типов. Следует выделить доминирующие черты (истероидные, шизоидные, эпилептоидные) и в общении с пациентом отталкиваться именно от них.
Кому не подойдет такой стиль общения. Такой стиль общения не подходит пациентам, неуверенным в себе, сомневающимся во всем, а также пациентам с инфантилизмом, которые не способны взять ответственность за свои действия на себя. Подобные пациенты во враче ищут доминирующего «родителя».
Таким образом, видение в пациенте личности с ее особенностями, понимание возможных стилей общения, применение разных коммуникативных тактик позволит кардиологу выстраивать со своими пациентами конструктивные отношения, которые будут повышать эффективность лечения и способствовать улучшению качества жизни как пациента, так и врача.
...не моё, но в тему сегодняшнего
🙂