Подэкспертные с расстройствами сексуального предпочтения
Релевантные признаки у подэкспертных с парафилиями включают эмоционально-волевые расстройства при разных характерах влечения - обсессивно-компульсивном, компульсивном, компульсивно-импульсивном, импульсивном.
Импульсивный характер влечения релевантен нарушению осознания не только фактического характера, но и общественной опасности и способности руководить своими действиями. При импульсивном характере влечения поведение подэкспертных в деликте включает автоматизированные, достаточно элементарные сексуальные и эротические действия (типа обнажения половых органов, ощупывания частей тела жертвы с мастурбаторной активностью или без нее и т.д.). Влечение характеризуется субъективными ощущениями отсутствия побуждений в сознании, внезапного изменения психического состояния, которое экспертами оценивается как кратковременное сумеречное или аффективно-сумеречное расстройство психической деятельности с последующей парциальной или тотальной амнезией и психофизическим истощением. Амнезия у них не может быть объяснена алкогольным палимпсестом (при факте употребления алкоголя перед общественно опасными действиями).
Аффективные расстройства на предкриминальном этапе, как правило, отсутствуют, но иногда могут отмечаться дисфорические, субдепрессивные, астенические состояния. Аффективное сужение сознания, предшествующее развитию сумерек, включает феномены ауто-, сомато- и аллопсихической деперсонализации. Психическое состояние в межприступные периоды сопровождается ощущениями чуждости содеянного, переживаниями по поводу неподконтрольности себе части своей личности, рефлексией в отношении сохранившихся в памяти воспоминаний и попытками ограничить свое появление в местах, неизменно запускающих парафильное поведение.
Импульсивный характер аномального сексуального влечения свидетельствует о такой степени нарушения сознания, которая исключает способность осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и руководить ими и поэтому не соответствует категории "ограниченной вменяемости".
При обсессивно-компульсивном и компульсивном характерах влечения появление парафильных побуждений к реализации сопровождается значительным ростом эмоционального напряжения. Период борьбы с влечением более длительный, чем у ограниченно вменяемых лиц, - составляет не менее 1 нед у синтонных подэкспертных, чаще до 1 мес у дистонных лиц.
Обсессивный компонент влечения у невменяемых включает аутохтонные наплывы фантазий и овладевающих сознанием представлений об аномальной активности, занимающих всю идеаторную сферу, возникающих практически ежедневно, неоднократно на протяжении дня и в неподходящей обстановке. Стратегии совладания с влечением включают посещение специалистов соответствующего профиля, смену места жительства, составление жесткого распорядка дня в целях постоянной занятости, причем преимущественно физическим трудом для достижения астенического состояния, а не для исключения свободного времени, как это часто бывает у ограниченно вменяемых.
Экскульпированные исключают употребление алкогольных напитков не столько потому, что ранее совершали правонарушения в таких состояниях, сколько прогнозируя возрастание силы побуждений и, как следствие, - необходимости больших волевых усилий для сдерживания влечения. Их поведение в бытовых ситуациях претерпевает изменения, заметные окружающим: отмечается несдержанность эмоциональных реакций при объективно незначительных проблемах, потребность в уединении, замкнутость, появление новых занятий, отвлекающих от навязчивых представлений.
Борьба с влечением приобретает изнуряющий характер, когда постоянное прикладывание волевых усилий истощает волевые ресурсы личности, которые у подэкспертных и так могут оказаться незначительными в силу коморбидного психического расстройства. У лиц с изначально сохранными способностями к волевому контролю поведения уже к середине предкриминального периода способности к волевой регуляции своего поведения снижаются. Чем дольше влечение сдерживается, тем более нарастает эмоциональное напряжение, влечение приобретает выраженную побудительную силу. На фоне протопатической аффективности, смешанного эмоционального состояния, астенодепрессивного, тревожно-депрессивного аффектов или дисфорического фона настроения влечение сопровождается ощущениями насильственности и неодолимости уже на предкриминальном этапе. Это исключает волевой контроль поведения в период, предшествующий общественно опасным действиям, а осознание противоправности планируемых действий перестает играть регулирующую функцию в момент принятия решения о реализации.
Независимо от отношения к влечению (синтонного или дистонного) при обсессивно-компульсивном и компульсивном его характерах подэкспертные не преследуют цели получения приятных эмоций посредством девиантных сексуальных действий. Кратковременное улучшение психического состояния достигается у них за счет устранения субъективно тягостного состояния, связанного с насильственностью или овладевающим характером побуждений. После реализации возникает чувство вины и угрызения совести, вновь вызывающие депрессивный аффект, к которому в течение последующих нескольких дней присоединяются новые негативные эмоции, но уже связанные с характером (обсессивным, компульсивным) влечения.