Ksenia
Фея
dok34.ru Прочитала между строк недавно книгу Эндрю Скала 2022 года "Desperate remedies psychiatry and the mysteries of mental illness" про историю современной психиатрии (главным образом американской) с начала 19 века по начало 21 века (наше время). Мало что нового нашла для себя, единственное, удивилась, что в начале 20 века пытались психиатры психические расстройства лечить с помощью удаления зубов, миндалин, селезенки и пр. Также он описывает текущее состояние дел. Пишет, что оно очень плохое, психотерапия работает только для невротических и умеренно депрессивных состояний, и то ее эффект -- это часто регрессия к среднему и/или плацебо. Медикаменты не вылечивают, а действуют симптоматически, и то далеко не всегда, и часто с большим количеством побочных эффектов. В общем, все плохо. И получается такая картина, что "мы их лечили, лечили -- и все без толку или почти без толку". При этом меня удивило, что автор не поставил под сомнение саму концепцию психического расстройства, не проработал вопрос социального контроля как функции психиатрии, не сослался на работы в области философии, например, на работу Мишеля Фуко "история безумия в классическую эпоху". В ней Фуко раскрыл сущность безумия в духе структурализма и поструктурализма. Какая вообще структура безумия в культуре? Откуда эта структура возникла, в каких условиях? Какую функцию концепция "безумия" выполняет? И Фуко пришел к выводу, что в разные эпохи безумие имеет разную структуру, и по-разному вписана в эпистему, систему дискурсов, структуру культуры в целом. Например, в эпоху ренессанса безумие имело сложную структуру, и отсылала на такие темы, как смерть, эзотерическое знание, животное, свобода. То есть безумие было как бы особым символом (а структура культуры и есть совопокупность символов) который отсылал на сметь, животное и свободу от социальных норм, предрассудков. При этом внутренняя структура безумия считалось таковой, что внутри нее располагалось эзотерическое знание о смерти. И безумие выполняло стратегическую роль в культуре ренессанса: оно смягчало столкновение со смертью. Через безумие можно узнать смерть, подготовиться к ней. И человек ренессанса вел диалог с безумцем. Известен образ того времени -- корабль дураков. Он плывет по реке жизни, страшный уродливый корабль дураков и отверженных, в поисках своего смысла...Но с начала 17 века, с развитием психиатрии, диалог между человеком и безумцем пропадает, его место занимает монолог психиатрии (разума) о безумии. И при этом символ "безумия" становится вещью в себе, он ни на что больше не ссылается в культуре, оно стало как бы "черной дырой", и безумие потеряло свою роль в диалектическом развитии, то есть оно больше не выполняет роль антитезиса в дискурсе с разумом. И отсюда можно еще вспомнить современного философа Славоя Жижека, который постоянно отмечает, что любая культура неполноценна, в ней много "черных дыр", кроме того, некоторые вещи просто не могут быть концептуализированы в рамках той или иной культуры, системы дискурсов, так как они накладывают ограничения на то, что возможно познать и понять, и в современной культуре "безумие", конечно, -- черная дыра. Также он отмечает, что не может быть концептуализирована сексуальность в современной культуре. Она относится к сфере реального, а культура символична, основана на языке. Отсюда он пишет, что нет ЛГБТ*+, есть только +. То есть бесконечная пролиферация идентичностей, так культура пытается скрыть реальность сексуальности, ведь главная функция культуры -- это экранирование человека от реальности символическим, ее скрытие. Можно сравнить с компьютерными системами. Понятие файл скрывает такую "уродливую реальность", как блоки на диске, сектора, дорожки. А что же скрывает понятия "безумие" в современной культуре? Эта черная дыра вызывает бесконечную пролиферацию диагнозов в DSM, МКБ. Что за всем этим скрывается? Какая реальность, насколько она "уродлива"? Так, на сабреддитах, посвященных антипсихиатрии и антитерапии, которые я читаю и в которых я часто сама пишу, постоянно утверждается, что психиатрия и психотерапия, естественно, подгоняет человека к текущей социальной системе. Многие в шутку даже пишут, что CBT -- это capitalism behavioral training, то есть тренировка человека под капитализм. Да, такой подход может, например, объяснить диагноз американской психиатрии начала 19 века -- драпетомания. Он ставился беглым рабам, которые не хотели выполнять свою социально функцию -- быть рабами. В качестве лечения советовалась порка, в резистентных случаях -- отрезание пальцев ног, то есть психиатрия подгоняла человека к определенной общественной-экономической формации -- рабовладение. Возвращаюсь к философу Славою Жижеку. Он говорит, что в силу того, что у любой культуры есть черные дыры, возможны революции, то есть радикальная перекройка социальной реальности, создание новых структур, системы символов, замена их новыми, в результате этого старое знание скроется, но окажется возможным новое знание и понимание. И тут мы приходим к вопросу, насколько человек может уйти из своей культуры, то есть насколько он способен совершить революционный акт? И помогает ли психиатрия и психотерапии в совершении революционного акта? Ведь когда человек говорит репрессивной системе, что я не "извращенец", не "больной", а я, скажем, транс-женщина, то это революционный акт. Но он должен быть подготовлен, для этого должна быть подготовлена новая структура, которая скрывает старое знание, скажем, скрывается советская сексопатология, и делается возможным новое знание, скажем trans studies (транс-исследования), есть даже целые научные журналы, посвященные транс-исследованиям, например этот TSQ: Transgender Studies Quarterly | Duke University Press. И в этих исследованиях является объектом исследования уже не "извращенцы" сексуальные, гендерные, а трансфобия, репрессивная политика, репрессивная психиатрия. И уже последние становятся болезнями как личными, возможно, даже психиатрическими ( если рассматривать трансфобию как психическую болезнь), так и социальными...
Ну вот, такое небольшое эссе получается у меня на тему культурных структур, символов и революции, революционных актов. О роли психиатрии и психологии в революционных актах. Подготавливают ли они революции? Или же всегда репрессивны? Что на эту тему думаете?
Ну вот, такое небольшое эссе получается у меня на тему культурных структур, символов и революции, революционных актов. О роли психиатрии и психологии в революционных актах. Подготавливают ли они революции? Или же всегда репрессивны? Что на эту тему думаете?