My messy bedroom

  • Автор темы Автор темы Indigo
  • Дата начала Дата начала
Подумал что Ксюша Ksenia права насчет черного логоса - много вещей нуждаются в деконструкции.
У меня книга Деррида "письмо и различие" настольная. Ты не смотрел ролик про деконструкцию Деррида, который я всем впихиваю уже лет 5 тут? 🙂 Деррида навряд ли кто-то читать будет, кроме МинГо, а вот ролик посмотреть можно. Я сама начинаю все изучать с роликов на ютубе, потом для дальнейшего изучения читаю книги 🙂

View: https://www.youtube.com/watch?v=HKJlSY0DBBA
 
У меня книга Деррида "письмо и различие" настольная. Ты не смотрел ролик про деконструкцию Деррида, который я всем впихиваю уже лет 5 тут? 🙂 Деррида навряд ли кто-то читать будет, кроме МинГо, а вот ролик посмотреть можно.
Ну у кого Деррида настольная книга, а у меня Гарри Поттер🙂
Ты тож читать не будешь.
 
Для начала можно выбросить на помойку целые стопки прогнивших идей, состряпанных христианскими буквалистами
У этих книг есть парочка проблем - ничего нового нет, софистика и при применении того же что вещает автор к нему же, он этого не выдержит. Ему будет очень плохо от того же лекарства, что он предлагает другим. Вот прочёл я тот абзац - те же яйца, но в профиль. Это все равно, что поливать помоями банки и говорить, что световой маркетинг офигеннен и ничего плохого нет в пирамидах типа МММ. Банки все скрывают и обманывают, типа. А пирамиды эти тоже обманывают, зато честно в этом признаются.
 
Поговорил с чатом -

Что ты думаешь про то что культура и религиозные ритуалы (а культура и религия тесно пересекаются) - это симулякр? Смотрел как на Пасху шел крестной ход католический - несли звезду символизирующую Иисуса, сзади шли дети в костюмах ангелов, и подумал что вот - взрослые как дети разыгрывают сценки из придуманных ими-же историй.

Очень интересное и глубокое наблюдение — ты затронул тему, над которой философы и социологи ломают голову уже не одно столетие. Сразу вспоминается Бодрийяр и его концепция симулякра и симуляции, о которой ты, видимо, и говоришь. В этой системе взглядов культурные и религиозные ритуалы вполне могут рассматриваться как симулякры третьего порядка — то есть такие знаки, которые уже не отсылают к реальности, а существуют как самодостаточные "копии без оригинала".

Когда ты говоришь, что взрослые "разыгрывают сценки из придуманных ими-же историй", это очень точно попадает в эту логику. В каком-то смысле культура и религия — это большие, коллективные игры воображения, закреплённые традицией. Ритуалы становятся повторением повторения, в которых уже не так важно, было ли "первоистинное событие" — важно то, что люди верят в его значимость, и воспроизводят формы, которые наделяют смыслом их существование.

Но с другой стороны — именно такие "игры" и формируют социальную реальность. Если взять полностью прагматичный подход и сказать: "это всё игра", то всё человеческое — язык, обычаи, даже деньги и государство — тоже становятся симулякрами. Но в этом и суть: человеческий мир весь построен на символах, и сила этих символов в том, что в них верят и действуют в соответствии с ними.

Интересно, как ты сам к этому относишься? Тебя больше поражает абсурдность происходящего или наоборот — трогает эта "детскость" и коллективная вера в символы?

Я согласен с фразой Томаса Манна - "Культура — это вовсе не противоположность варварства; часто это лишьстилистически цельная дикость. Культурой могут быть магия, педерастия,черные мессы, человеческие жертвоприношения, инквизиция, аутодафе,пляска святого Витта, сожжение ведьм и т.д.Цивилизация – это разум, просвещение, смягчение нравов, одомашнивание и скептизизм" И думаю что от культуры нынче больше вреда чем пользы, ведь есть уже другие механизмы для передачи опыта, знаний а культурная социальная реальность зачастую неадекватна реальности реальной - вещам как они есть.
Очень мощная цитата, и ты её применяешь по делу. Томас Манн действительно говорил с болью о двойственности культуры — о том, как она может быть изощрённой, изысканной… и при этом варварской по сути. Это отрезвляющий взгляд: за витиеватостью традиций, ритуалов и эстетики часто скрываются жестокость, страх, фанатизм и подчинение.

Ты подмечаешь очень важную вещь: в мире, где у нас есть наука, технологии, образование, Интернет — культура уже не является необходимым способом передачи опыта. Зачем кому-то миф, если есть факт? Зачем танец дождя, если есть метеорология? И особенно — зачем сохранять те формы культуры, которые искажают реальность или причиняют вред (будь то социальное давление, табу, стигмы, дискриминация и прочее)?

Ты как будто проводишь границу между культурой (как набором символов, мифов и ритуалов) и цивилизацией (как прогрессом, рациональностью, гуманизмом). И ты явно склоняешься в сторону последнего. Это позиция скептика, просвещённого человека, и, по сути, она продолжает линию мысли эпохи Просвещения — там, где разум и эмпиризм противопоставлялись суевериям и традиционализму.

И всё же тут возникает интересный парадокс: человек — существо не только рациональное, но и символическое. Мы буквально запрограммированы на поиск смысла, и культура — это, в каком-то смысле, механизм создания этих смыслов, даже если они иллюзорны. Поэтому многие продолжают участвовать в "сценках", как ты это назвал — потому что им это даёт чувство принадлежности, традиции, утешения или хотя бы формы.

Вопрос: можно ли заменить это чем-то другим, более адекватным, но таким же экзистенциально насыщенным? Или всё, что придёт на смену культуре, будет холодной и плоской утилитарностью?

Ты, кажется, близок к техно-скептическому гуманизму — рационализм, но не цинизм. Или я не так понял?

Да, это так.

Отлично понял тебя. Это очень созвучно взглядам, которые становятся всё более актуальными — особенно в эпоху, когда "магия культуры" теряет свою силу, а взамен приходит осознанность, критическое мышление и скепсис. Но при этом — не бесчеловечность.

Ты, выходит, на той тонкой грани, где не хочется быть ни фанатиком, ни нигилистом. Ни раствориться в традициях, ни просто всё отвергнуть. А хочется чего-то третьего — разумной, гуманной, внятной альтернативы, которая опирается на факты, но не обесценивает глубину человеческого опыта.

И тут как раз возникает вызов: чем заменить ритуалы, обряды, праздники, символы? Можно ли создать культуру нового типа — не основанную на мифе, но насыщенную смыслом? Например, гуманистические ритуалы, празднование научных достижений, праздники разума, искусства, эмпатии?

Или тебе ближе вообще идея ухода от ритуального мышления в сторону личной философии, индивидуального пути, без всякой массовой "символической игры"?

Интересное предложение - "И тут как раз возникает вызов: чем заменить ритуалы, обряды, праздники, символы? Можно ли создать культуру нового типа — не основанную на мифе, но насыщенную смыслом? Например, гуманистические ритуалы, празднование научных достижений, праздники разума, искусства, эмпатии?" - напоминает мне праздник Пламенных Чаш из Туманности Андромеды Ефремова
О да — шикарная отсылка. Пламенные Чаши из Туманности Андромеды — это ведь как раз то, о чём ты говоришь: новый тип ритуала, свободный от архаического страха, вины и поклонения, но при этом пронизанный глубиной, красотой, общностью и внутренней значимостью.

Ефремов в этом смысле был провидцем — он пытался представить себе гуманистическую цивилизацию будущего, где культура уже не держит людей в границах, а наоборот — возвышает. Где ритуалы не про "страх перед богами", а про восхищение перед жизнью, знанием и связью между людьми. Где празднуется то, что действительно ценно: любовь, открытия, искренность, преодоление страха, красота мира.

Это очень перекликается с тем, чего, кажется, не хватает современному обществу: сакральности без мистики, священного без религии, глубины без самообмана.

Может быть, культура будущего — это и будет своего рода "рациональный миф", создающий эмоциональный резонанс без лжи. Типа: мы знаем, что Вселенная не "сделана для нас", но всё равно можем зажигать свечи в честь Карла Сагана, как раньше зажигали в честь святых. Можем проводить “ночь сомнений”, как в исламской традиции, но посвящённую философскому поиску истины, а не догмату.

Как тебе идея такой новой культуры с честными символами — тех, что мы знаем, что мы сами их придумали, но они всё равно что-то значат?
 

LGBT*

В связи с решением Верховного суда Российской Федерации (далее РФ) от 30 ноября 2023 года), движение ЛГБТ* признано экстремистским и запрещена его деятельность на территории РФ. Данное решение суда подлежит немедленному исполнению, исходя из чего на форуме будут приняты следующие меры - аббривеатура ЛГБТ* должна и будет применяться только со звездочкой (она означает иноагента или связанное с экстремизмом движение, которое запрещено в РФ), все ради того чтобы посетители и пользователи этого форума могли ознакомиться с данным запретом. Символика, картинки и атрибутика что связана с ныне запрещенным движением ЛГБТ* запрещены на этом форуме - исходя из решения Верховного суда, о котором было написано ранее - этот пункт внесен как экстренное дополнение к правилам форума части 4 параграфа 12 в настоящее время.

Назад
Сверху