Уф, сложно, немного в кучу для меня. Я не особенно историк, я больше в социологию, социальные являния, трансформации.
В целом, теорий очень много. Исторических и историко-социологических. Theory of social development, progress trap, social savings, social cycle theory, Smihula waves. В Европе теории Маркса рассматриваются больше как именно социологические, работа об историческом развитии просто одна из. У неё нет того статуса, что у нас, условной верности. В моменте она оказалась влиятельной, многое поменяла, поставила вопросы иначе. Но вот в контексте теорий одна из многих.
Если брать исключительно историю, то я тут могу сейчас ошибаться, потому что историю как науку изолированно я не изучала, хотя бакалавр у меня по истории стран Африки и Азии. Мы рассматривали теорию Маркса и Энгельса, когда учились, но чтобы увидеть, что в их схему, например, страны Азии особо не укладываются. Их теория может быть верна для Европы, в том числе в рамках будущего социолизма и даже коммунизма. Может, ещё общества, наследующие европейской традиции, зацепит. Хотя не буду утверждать.
Насколько я знаю, сейчас история не стремится к переодизации всего и вся. Историю общества или страны рассматривают как самостоятельное явление, не пытаясь впихнуть в схему. Уж кто до чего додумается.
Если больше о социологии, которая всё же старается видеть мировые общие тренды, то много говорят о глобализации, её развитии и потенциале на будущее. Это одна из главных тем в разделе "че с нами будет". Но на самом деле, всё не так однозначно, как кажется. Мы изучали современную глобализацию отдельным курсом, и мир пока не близок к "той самой" глобализации, когда всё везде одинаковое. Культурные различия решают и будут решать долго. Есть мнение, что мир ждёт glocalization (global+local), а не globalization. В социологии много "съедобных" понятий, так вот одно из них melting pot, которым раньше называли США. Раньше социологи прогнозировали подобное для мира плюс-минус. Сейчас больше популярно понятие Salad, когда все смешалось, но не перемешалось. Люди держатся за свою идентичность и на фоне рыночной глобализации, заставляя тем самым корпорации поддерживать идентичности, и в мультикультурном обществе. И ещё есть теория о явлении grobalization. Это как раз из разговоров о доминантности Америки и её роли трендсеттера в мире.
Короче, если вычленить из социологии что-то одно большое, то это вопрос globalization с разных сторон, рассматривают, что из этого вероятнее ждёт мировое общество.
Что по актуальным теориям про социолизм/коммунизм/капитализм/долбоебизм, то тут не подскажу. Может, есть, но я этими не занимаюсь. Я больше про актуальные процессы в китайском обществе.