"Ходил на Масленицу. Наелся блинов, наперетягивался каната и поехал кататься на лошадке. В процессе покатушек, глядя на лошадку, вспомнил, что у Беркема есть замечательная статья о них.
Вернувшись домой в прекрасном настроени, завёл концерт 1973 года , сильно у нас не дооцененной группы " 10 лет спустя ( У нас в Питере её называют " Тени из Автово ) и приступил к переводу статьи Беркема с олбанского на русский.
Всем , кто увлекается историей и более того, считает историю...наукой к прочтению обязательно.
Вот тут оригинал...на олбанском.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
АААА, лошадки! Блин, как же мы любим когда про лошадков, ты бы только знал.
Особенно когда всякое военное, ну там лавы, эскадроны, и все такое.
Гусарские полки, всякие скифы да сорматы, злые Сечи, князья, половцы конечно же, Денисы Давыдовы и прочие.
И чтоб это все именно видеорядом, да.
С картинками, со схемами битв, и обязательно с тупой усатенькой мордой учёного историка, умно излагающего концепции. Мы от таково прям паром писаем, без всякого стесненья, и способны выдерживать потребление сего видеодиликатеса не менее пяти минут кряду.
Можно даже и больше, когда историки начинают загоняться про всякие сечи и особенно походы, производимые по ЗИМЕ. Очень знаешь ли прикольно глядеть на учёных дебилов, реально не понимающих что такое «лошадка».
Сии дебилы на абсолютно полном сурьезе не втыкают, что лошатки ни фига не из видео игры, построил и воюй, они падлы живые, и поэтому с ними есть АДСКАЯ куча зимних ограничений, например даже при идеальном состоянии лошадки, «скакать» на ней ЗИМОЙ может и не выйти, СОВСЕМ, у них после тех же минус 15 только рысь, причём очень недолго, а лучше вообще только шаг.
А после двадцати пяти лошадку надо освобождать от любых работ и убирать в конюшню под попону. Ровно то же и с упряжными лошадками, лошадка же не дура, она не станет тупо тащить твои сани весь световой день, особенно по хоть немножко не укатанному снегу.
Ей наплевать на желательный для тебя график движения, и если ты начнешь заставлять, она просто встанет и все.
В хорошем случае.
В плохом согласится с твоей дурью, но вечерком заболеет и через день подохнет, и все, тащи свои сани сам.
И это упряжная лошадка, чисто транспорт.
А от чисто военных верховых лошадок ЗИМОЙ гораздо больше гемороя, чем хотя бы малой пользы.
Далеко не по одной причине, но хватит и такой: ЗИМОЙ на лошадках мимо дорог не проедешь.
Никак.
Пехотой ещё как-то можно, не всегда, не везде, но таки можно, особенно когда надо совсем уж край, а на лошадках никак, даже если кровь из носу надо.
То есть ЗИМОЙ у кавалерии перед пехотой СОВСЕМ нет преимущества, вообще никакого.
Минусов все так же полно, причём гораздо более весомых, нежели минусы пехоты, а преимущества нет, кавалерия ЗИМОЙ может сильно меньше чем пехота.
Причём «может сильно меньше» как раз в том самом аспекте, ради которого вояк вообще сажают на лошадок – в маневре.
Кавалерия, она вообще предназначена только и исключительно для маневра, это ее даже не «главная», а тупо единственная роль в бою. У кавалерии, несмотря на все те фильмы которые ты успел поглядеть, есть только одно реальное применение, — быстрое создание угрозы с неприятной для противника стороны.
Крайне желательно чтобы неожиданное, чтобы противник не оказал противодействия.
А если неожиданности не получается, то кавалерию лучше вообще не использовать.
При этом как раз ЗИМОЙ ни о каких неожиданностях нет и речи, ЗИМОЙ кавалерия может подъехать к противнику не с почти любого направления, как летом, а только по дороге.
Причём не по всякой и не когда тебе угодно, а только если дорога накатана и погода не шибко морозная.
К тому же именно ЗИМОЙ противодействие кавалерии предельно элементарно и не затратно, вальни десяток деревьев на нехорошей дороге, оставь пару постов и все, никаких неожиданностей у тебя с этой стороны точно не будет.
Быстрота кавалерии по ЗИМЕ тоже очень условна. Пехота у тебя при грамотном и волевом командире будет идти свои десять верст каждый день, хоть месяц, хоть два, а хоть и три. Пока подвозят сало да пшено, пехота будет идти, не особо замечая ни местности, ни мелких и даже средних водных преград. Ну ладно, «не замечая» конечно громко сказано, ту же водную преграду не замечать устанешь, и убыль идущего контингента тоже никуда не денется, но при квалифицированном командире пехота не остановится.
Пехота способна передвигаться даже БЕЗ ДОРОГ, тупо по карте. Да, далеко не каждая пехота. Да, очень медленно, плохо, требуя целой кучи обеспечивающих оргмероприятий и предельно квалифицированного командования, но таки способна.
А с лошадками шиш.
По лесу ЗИМОЙ ты лошадку даже в поводе не проведешь, она у тебя там быстро ноги переломает, сильно быстрее чем ты рассчитывал. И не тока по лесу, если снег больше полуметра она даже по гладкому полю не пойдет, равно как, кстати, она далеко не всегда просто зайдет в воду, не говоря уже о каком-то не говоря уже о каком-то переплывании речек.
Это в кино про ковбоев лошадки ничего не боятся и плавают как бегемоты, а на практике лошадка запросто может подойти к речке и тупо встать, или например зайти в воду чуть выше ботинка, да и послать тебя со всеми твоими хотелками, и ничего ты ей не сделаешь.
Ровно то же относится и к снегу выше колена, лошадка в него тупо не идет. Попробуй как-нибудь, подведи чтоб ей пришлось сворачивать с утоптанного в глубокий снег: она просто не хочет туда идти, вот и все.
Кроме того, кавалерия САМА ПО СЕБЕ НЕ сильна, сама по себе она слаба как не знаю что и совершенно адски уязвима, ведь лошадка здоровенная как сарай, и потому в нее очень легко попасть, даже очень издалека.
Особенно если противник готовился столкнуться именно с чужими мужиками на лошадках. Чтоб ты знал, мужиков на лошадках очень легко сильно обидеть. Это порвет тебе все шаблоны, но реально отправить кавалерию «в атаку» на строй мог бы попытаться только сумасшедший, даже когда никаких ружей ещё не существовало.
Вместо ружей существовали другие виды метательного оружия, например праща на палке.
Это кстати сказать очень примечательная Вещь Мiра, ибо сам факт её существования делает ТЕХНИЧЕСКЕ НЕВОЗМОЖНЫМИ ВСЕ медиаобъекты, касаемые «доогнестрельных сражений», именно поэтому ЗОГ ( мировое правительство ) не испугался попытаться полностью стереть эту Вещь Мiра из медиаполя, хотя прекрасно понимал, что спалится на этом как тупое школоло.
Впрочем, об этом Клубу Мамкиных Консперологов можно позаседать и отдельно, тематика Пращи На Палке этого однозначно стоит, а пока стоит лишь зафиксировать факт: кавалерия СОВСЕМ НИКАК НЕ ПЕРЕНОСИТ столкновения с готовым ко встрече противником. Поэтому ни для каких «атак» употребляться НЕ МОЖЕТ.
Да, фильмы про Наполеона с Кутузовым, книжки про всяких «рейтаров» и даже куда более свежие Тихие Дона — ПОЛНАЯ фигня и наверно даже хуцпа, мужик на лошадке НИ В ЧЁМ не «превосходит» такого же мужика на своих двоих, — кроме скорости.
Очень не дешёвой скорости, стоит заметить.
Чиста в моменте лошадка ВСЕГДА СИЛЬНО ДОРОЖЕ того, кого на нее посадили.
В долгую дешевле, а в моменте дороже. И чиста по деньгам, и тем более по той сумме всяческих гемороев, кои надобно порешать для обеспечения присутствия лошадки здесь и сейчас.
То есть для оператора мероприятия КРАЙНЕ бережное обращение со спецсредством «лошадка» безусловная необходимость, иначе бюджет мероприятия сразу улетит не в простые, а в космические минуса.
А чисто имущественная принадлежность средства «лошадка» именно тому, кто на ней сидит, умножает необходимость бережности обращения даже не знаем насколько именно, словцо «на порядок» тут явно ничего не отразит.
Подставлять кавалерию под выстрелы НЕЛЬЗЯ, причём СОВСЕМ и под ЛЮБЫЕ, ее боевая устойчивость даже не нулевая, она отрицательная.
И, что сильно важнее, под риск обстрела кавалерию подставлять тоже нельзя, точно так же как под сам обстрел. Потому что лошадки, уж прости повторим , они чьи-то, и стоят очень дорого. И ежели ты не хочешь получить «резкое снижение управляемости», то обращаться с кавалерией надо предельно аккуратно. Иначе ты очень быстро лишишься кавалерии, а может даже сама кавалерия подумает-подумает, да и примет меры чтоб лишться такого непонимающего тебя.
Ввиду этого кавалерия ОЧЕНЬ опасный для командующего инструмент. Очень опасный и к тому же очень слабый.
И нет, совсем уж никчёмным его тоже не назвать, кавалерия может быть силой, очень много чем обусловленной, но силой.
Однако эту условную силу кавалерии создает только осознанное грамотное применение строго по назначению. Без грамотного командованья никакой собственной силы у кавалерии нету, ведь по своим чистотехническим свойствам кавалерия слабее той же пехоты.
И чтоб воспользоваться единственным (и очень условно реализуемым) смыслом кавалерии, надо СПЕЦАЛЬНО СОЗДАВАТЬ ситуацию, то есть правильно планировать, понимая все слабые и всего одну сильную сторону такого дикого рода войск как «мужики на лошадках». А создается эта сила одной неожиданностью.
Ожиданная кавалерия не страшна, она слабая, несмотря на все понаписанное и понаснятое фентези.
А вот неожиданная да, особенно если личный состав внезапно атакованной пехоты уже понаполучал по башке, приуныл, начал пятиться, и чтобы начать разбегаться ему нужен только толчок.
Вот тогда да, тогда неожиданно откуда-то взявшаяся кавалерия превращается в очень страшную штуку. Для чего собственно ее и держали – чтоб ПОСЛЕ удачно проведенного боестолкновения эффективно преследовать разбегающихся врагов.
По ровной местности, НЕ ПОД ОБСТРЕЛОМ, без снега и грязи, в хорошую погоду, ПОСЛЕ решения основного вопроса боестолкновения.
ПОСЛЕ.
Закрепляя успех, фиксируя уже достигнутые результаты.
Понял главную ( не общевойсковую, а чиста ПОЛЕВУЮ) задачу мужиков на лошадках?
НЕ ВОЕВАТЬ, воевать на лошадках НЕПОДЪЕМНО ДОРОГО, а просто проехать пару верст вслед убегающим, чтоб помешать УЖЕ проигравшему бой противнику остановить свое бегущее стадо. Помешать выбежать из-под обстрела, заново встать и построиться.
Ну и конечно набить заодно сколько выйдет, ЗАОДНО.
Прикинь, какие все это выдвигает требования к качеству штабной работы, — по идее тебе должно стать страшно.
Однако продолжим.
Ровно то же самое непосредственно в бою.
Увидь это прям как глазками: стоит себе батальонная коробка, а через нее каждные две минуты пролетает по три чугунных шарика на 150 мм, со скоростью макаровской пульки. То есть сам понимаешь, уже через пару повторений сего упражнения каждый в этом строю окажется щедро осыпан и богато уляпан, и оттого КАЖДЫЙ в строю СИЛЬНО задумывается про «а на фига мне тут присутствовать».
Например взять тебя, ты дашь по тапку если не на подходе, то уж точно после первого же такого пролета чугуняки сквозь строй. Потому что ты вон какой развитый и цивилизованный, с чудовищно богатым Внутренним Миром.
Тупой крестьянин, помня про как оно под кнутами, вытерпит пару-тройку раз.
Но после третьего тоже сделает квадратные глазки и ломанётся наплевать куда лишь бы отсюда.
И не спеши умничать на тему «ну это же только когда появились полевые пушки».
Нет, ни фига.
Это относится к любому обстрелу. Поставь быдл под стрелы либо просто камни, будет РОВНО ТО ЖЕ САМОЕ.
Поэтому когда надо повоевать, позади баталий насильно пригнанного быдла всегда пускают покататься туда-сюда банду отмороженных барчуков с метровыми бритвами, восседающих на огромных злобных зверюгах. Чтобы каждому крестьянину в строю стало ясно: не не не, нафиг, лучше уж тут. Тут-то может и пронесет, а вот с этими точно нет.
ЭТИ НЕ ПОЖАЛЕЮТ.
И особенно просветляюще это действует, когда личному составу заранее ДАЛИ ПОГЛЯДЕТЬ что бывает с побегушниками, чтоб каждный посмотрел и наглядно убедился: да, далеко на самом деле не убежышь. Да, «от плеча до пояса» вовсе не преувеличение.
Да, команду гораздо дешевле исполнить чем,типа, не расслышать.
При исполнении команд КАКОЙ - ТО ШАНС ОСТАЕТСЯ. А при неисполнении СКОРЕЕ НЕТ.
Когда вот такой опыт приобретается заметной частью роты, то есть становится коллективным, роту начинают называть «обстрелянным подразделением».
Таких рот можно поставить в линию хоть десяток – и пока они будут слышать, как за их спинами ездит туда-сюда всего один полуэскадрон, никуда они не побегут.
Присутствие на поле боя всего-то половинки эскадрона кавалерии дарит тебе аж целый стрелковый полк. Без нее полка нету, а с нею есть.
К тому же без этого полуэскадрона твой полк просто не дошёл бы до поля боя.
На одних только воодушевленных стремлениях постоять за землю быдло НИКОГДА не доходит до Полей Славы.
Не помогает даже известный лозунг «За Веру, Царя и Отечество», привлечённое к участию в Мероприятии несознательное быдло постоянно забывает, что себя и свои примитивные животные интересы надо бы отвергнуть, и скромно (но «с достоинством», ага) положить живот во благо спонсоров Мероприятия.
С историческими лошадками все не так, они намного удобней реально существующих, и в результате в фентазях про например «наполеоновские войны» по всему европейскому ТВД непринужденно скачут целые конные КОРПУСА. По тысяче лошадков, по полторы. По ПЯТЬ даже, нет, мы ничего не придумываем, почитай например про «Лейпцигское сражение». Причём эти КОРПУСА сказочно легко перемещаются, показывая иной раз суточные темпы, в реальной реальности не очень-то посильные даже для мотопехоты, особенно по ТОГДАШНИМ «дорогам». Сии корпуса ничуть не устают от этих перемещений, и нередко вступают в бой прямо с марша.
Им нетрудно «проскакать» ни полста, ни даже под сотню верст за день. Причём не одной особо выдающейся лошадкой, а всем кавсоединением. «И тут же в бой», да.
На минуточку, если тебе кажется, что «фигли там те сто верст», возьми на себя ответ за небольшую нитку, машин в тридцать, состоящую да даже не из брони на гусеницах, а из обычных "Уралов" на обычных круглых колесах, посади за руль срочников да протащи эту нитку за один день на сто верст НЕ ПО ТРАССЕ, даже не ночью и НЕ ЗИМОЙ, и к вечеру на тебя будет очень поучительно поглядеть: глазки у тебя станут красные, круглые и дикие, голоса не будет вообще, а обе руки станут дрожать крупной дрожью, причём правая окажется неоднократно ободранной об чьи-то ты даже не помнишь чьи именно зубы.
До такого тебя ОБЕЗАТЕЛЬНО доведут смирные хорошие срочники на хороших исправных "Уралах".
Хорошо твоему начальству, ага? Ему что, оно приказало и уехало.
А ты стоишь перед батальонной коробкой бравых бородатых работяг с красивыми топорами на могучих плечах, и тебе надо как-то решить вопрос с двадцатью кубами хорошей чистой воды, уже сегодня к вечеру.
То есть ее нужно сперва где-то найти, вынуть оттуда, где нашёл, во что-то налить, а потом доставить к располаге драгунов, и решить с раздачей.
Ну что, какие ты отдашь приказы?
Да никаких.
Ты сразу попросишь три георадара, три бригады на трех "Исудзах", две тонны солярки, тонну трубы на обсадку, запасные коронки и талоны на обед.
Но всего этого не найдется, и поэтому ты разведешь руками, а твоему командованью придётся сесть на стул и признать медицинский факт: на сегодня, на 14 июня 1800 года, в деревне Маренго, возможности обеспечить водой три прибывающих кавполка НЕТУ.
Вот нету и все.
Колодцы в деревеньке на сто сорок рыл населения и текущей-то нагрузки не выдерживают, а на речку на водопой нельзя, там на другом берегу противники с ружьями.
Вот и все, что стоит знать про это «абсолютно достоверно зафиксированное сражения с массовым применением кавалерии».
Хотя что мы вот так безжалостно докопались именно до этой Маренги, оно везде именно вот так, ВЕЗДЕ, начиная с самого развесистого мифа про Многотысячные Орды Монголов и до анекдотического Крыма, где на совершенно безводном пятаке целый год (ГОД, Karl) толклась многотысячная армия, имевшая такую же многотысячную кавалерию, или до той же «Первой Конной Армии», коя то ли совсем вся высосана из пальца, то ли чуть менее чем полностью.
Ровно так же высосаны и все эти Корпуса, неутомимо скачущие на специальных исторических лошадках, на тех самых, которые превосходят по своим ТТХ даже такую в общем-то неплохую автотехнику как "Урал"."
...не моё, понятно
🙂
Но так причудливо намешано...в рамках Картины Мира уважаемого БАА, что наверное это юмор
🙂