Флуд-бар. Тема обо всем и ни о чем.

  • Автор темы Автор темы Wilbur
  • Дата начала Дата начала
"Чтобы ответить на вопрос, кто был свергнут и что было свергнуто Февральской революцией, предлагаю вернуться более чем на век назад во времени.

Комментарий: Сам я таких рассуждений ни у кого не встречал, но мысль совершенно очевидная, так что, возможно, кто-то высказал её до меня. Но всё же размещу её здесь.

Итак, апрель 1801 года. Смерть Павла Первого. В Российской Империи вплоть до 1905 года официальной причиной смерти считался апоплексический удар, а сама тема смерти царя подвергалась жесточайшей цензуре. Тем не менее, сейчас абсолютное большинство историков уверено - это было убийство. И не мудрено. От 180 до 300 участников заговора. 12 человек находилось в покоях царя в момент убийства. Двое участников заговора оставили о нём письменные воспоминания. Ещё несколько оставили записи о событии с чужих слов. Совершенно невозможно сохранить тайну в таких условиях.

На престол восходит Александр Первый. Нет прямых улик, доказывающих участие Александра в заговоре. Но как насчёт косвенных? Даже если Александр Первый и не руководил заговором напрямую, то как минимум, взойдя на престол, он не покарал убийц (хотя свидетелей было множество и убийцы не особенно таились). Никто из убийц не был ни казнён, ни подвергнут лишению свободы или конфискации имущества. Максимум - подвергнут опале, как Никита Петрович Панин. Некоторые были назначены на высокие посты (приведём пример Леонтия Беннигсена, командовавшего армией в 1807 году. Пусть молчаливо, но совершенно однозначно Александр Первый встал на сторону заговорщиков. В общем, "окрасил себя в те цвета, в которые себя окрасил".

Кем следует назвать Александра Первого с точки зрения Закона о престолонаследии? Закона, формально остававшегося в силе до самого падения Империи? Закона, по иронии судьбы, введённого именно Павлом Первым? С точки зрения Закона, Александр Первый является отцеубийцей, цареубийцей и узурпатором. Он не имел законного права ни занять престол, ни передать престол наследнику. Тем самым правление Александра Первого и его наследников стало нелегитимным.

Прошло 24 года. 1825 год, умирает Александр Первый. После кризиса междуцарствия, (который включал провозглашение императором брата покойного Александра Первого Константина, его отречение, провозглашение императором другого брата, Николая и восстание на Сенатской площади) императором коронован Николай Первый. В этот момент появляется возможность восстановить легитимность династии. Очень призрачная, очень теоретическая, но возможность. Николай Первый родился в 1796 и на момент убийства Павла Первого ему было всего 5 лет. По малолетству никакого участия в заговоре он принимать не мог. В царствование Александра Первого покарать убийц отца он также не мог.

Но, теоретически, взойдя на престол, он мог восстановить справедливость в отношении Павла Первого. Правда, для этого следовало, ни много, ни мало: - начать следствие по делу об убийстве и разыскать ещё живых свидетелей. Некоторое количество их ещё можно было найти. - арестовать ещё живых участников заговора. Как минимум, Константин Маркович Полторацкий дожил до 1858, а Никита Петрович Панин - до 1837. - провести следствие и суд, выявить имена всех заговорщиков и роль каждого из них. - покарать по решению суда ещё живых заговорщиков. - конфисковать имущество у наследников тех заговорщиков, которые успели умереть или уехать за границу. Ведь если бы они были живы, подвергнуты суду и осуждены, их имущество по закону было бы конфисковано. Лишь из милости царь мог бы назначить этим наследникам заговорщиков некоторое содержание из казны. - публично назвать своего умершего брата отцеубийцей и узурпатором. - публично объявить, что он на Российском престоле наследует не брату Александру Первому, а напрямую отцу Павлу Первому. Что престол, пребывавший в руках узурпатора, вернулся к законному наследнику.

Это в теории. Но в каких условиях пришлось бы претворять в жизнь все эти мероприятия на практике? Коронация Николая Первого прошла только 22 августа (3 сентября) 1826. Ещё до коронации прошли следствие и суд по делу революционеров-декабристов. Вынесенные смертные приговоры приведены в исполнение 5/13 июля 1826. Ещё до коронации началась война в Персией (19 (31) июля 1826). По окончании войны с Персией, без перерыва, началась война с Турцией (14 (26) апреля 1828). В конце 1828 началось восстание Гази Мухаммеда. Весьма неспокойным было и внутриполитическое состояние Империи. Положение Николая Первого на троне в первые годы правления было шатким. Значительная часть знати Империи выступала за то, чтобы возвести на престол не Николая, а Константина. Если бы царь параллельно со всеми вышеназванными событиями ещё и начал следствие о заговоре против Павла Первого, это могло привести к аналогичному заговору против него самого. Или к революции. Или к гражданской войне. В любом случае, царь на такой шаг не решился, даже если имел такие мысли. Это позволило избежать тяжёлых и рискованных решений в краткосрочной перспективе. Но окончательно закрепило клеймо нелегитимности на династии в перспективе долгосрочной.

Прошло ещё 29 лет. 1855 год. Умирает Николай Первый. На престол восходит его сын Александр Второй. Александр Второй никак не мог быть причастен к смерти своего деда Павла. И одновременно, даже теоретически не мог восстановить легитимность династии. Кем он был с точки зрения Закона о престолонаследии? Он был наследником наследника узурпатора. То есть он не мог именоваться законным государем. Как и все его наследники. Включая Николая Второго, праправнука Павла Первого.

Так что на обвинения в том, что Февральская революция свергла законного государя можно смело отвечать "Нет, Февральская революция свергла нелегитимную династию узурпаторов!". Правда, если строго придерживаться принципа монархической легитимности, то победившие революционеры-февралисты обязаны были созвать Земский Собор. Для выборов нового царя. Опираясь на прецедент Земского Собора 1613 года. Причём царя Земский Собор мог выбрать даже и из рода Романовых. Всё равно новый царь получил бы власть по постановлению Собора, а не по праву рождения. Династия считалась бы основанной заново. И не несла бы на себе клеймо нелегитимности. Конечно, мы все знаем, что победившие революционеры-февралисты ничего подобного делать не стали. Но это уже совсем другая история 🙂"
 
" Пока Шакти-Кундалини самоидентифицируется с телом, она дремлет. Для ее пробуждения необходимо разотождествить личность и тело, включая отчуждение эго от нервной системы, что зачастую переживается как потрясение для всего организма. Эго человека настолько крепко «вцепляется» в его тело, что не все способны это осуществить. Вималананда учил, что нервы тела — это щупальца эго. Именно это имел в виду Кришна в Бхагавадгите, когда говорит о дереве, чьи корни расположены сверху, а ветви — снизу: корни нервов располагаются в мозгу, а сами нервы разветвляются, пронизывая всё тело. Пробуждение Кундалини - внезапное осознание пребывающей внутри тела силы, обращение к ней с помощью специальных духовных методов или в результате внутреннего духовного развития. В йоге выработано множество методов пробуждения Кундалини и учителя выбирают их согласно особенностям учеников. В Тантре в вопросе поднятия Кундалини нет единства - опыт каждого уникален и учителя имеют свои собственные мнения. Шри Чинмой пишет, что нет никакого твердого правила относительно разновидности переживания. Если чакры открыты и Кундалини активна, вы сразу это узнаете. Необходимо отметить также, что восточные учителя специально вносили в тексты некоторое количество ошибочных суждений в целях выявления истинных учеников и оценки истинности их достижений. Только реально пережившие пробуждение Кундалини могут понять, насколько реально переживаемое и описания далеки друг от друга. Если рассказываемое учениками полностью совпадает с книжными описаниями, то это воспринимается как всего лишь проекция книжного знания. Реальное переживание совпадает с описаниями только частично. частичное пробуждение ведет к тому, что Кундалини скоро снова засыпает.

Прелюдией к пробуждению Кундалини является активация энергетического тела. Тантрические йогины указывают на различие между приятными ощущениями движения энергии в позвоночнике на начальных этапах пробуждения и намного более мощным опытом движения пробужденой Кундалини. Гопи Кришна, переживший неготовым к этому опыты спонтанного неконтролируемого подъема Кундалини, рассказывал, что они сопровождались ощущением ужаса, слабости и равнодушия к людям. Во рту появлялась горечь, горело горло, а все тело как будто пронзали бесчисленные булавки. Подъем Кундалини часто сопровождается неприятными ощущениями, демонстрирующими наличие препятствующих току энергии «блоков» в энергических каналах. Нечто подобное переживают и ученики различных школ йоги и цигун. Существует даже устоявшийся термин «гвоздь», передающий ощущение энергетического блока, возникающего чаще всего в суставах (каждому из которых соответствует своя чакра), особенно в позвоночнике. Неприятные ощущения при подъеме Кундалини могут восприниматься как тепло, жар, покалывание, вибрация, острая боль. Ощущения локализуются в определенных точках, движутся по линиям энергетических меридианов или разливаются, заполняя все тело или отдельные его участки. И йоги, и тантрики Индии и Тибета, и даосы, и буддисты Юго-Восточной Азии подчеркивают, что активации Кундалини или ци требуют предварительного очищения сознания и успокоения ума.

Неприятных ощущений может и не быть, и человек способен почувствовать начало движения энергии в различных участках тела. Оно может начинаться в пальцах ног, поднимаясь выше через крестец по позвоночнику в голову, после чего опускается через лоб и глаза по лицу и далее в горло, грудь и живот. Обычно, на первых этапах активизации Кундалини, на ученика нападает сонливость или он испытывает тяжесть в голове. Это результат наполнения его каналов праной, и свидетельство того, что Кундалини активирована. Нужно обратить внимание на то, что в школах йоги осуществляют подготовку учеников к активизации Кундалини, проводя процедуры физического и эмоционально-нравственного очищения, обретения контроля над помыслами и спонтанными мыслеформами, дабы блокировать нравственные пороки, реализуемые в различных формах внешнего поведения и внутренних интенций. Без очищения души пробуждение скрытой силы невозможно и опасно. На физическом уровне неконтролируемый всплеск энергии в неподготовленном теле может угрожать целостности всего организма. Вималананда говорил, что существует опасность извратить силу Кундалини. Пока она поднимается вверх — всё в порядке, но когда она низвергается вниз — это подобно удару грома.

Основной проблемой является неприятие задач, которые ставят перед человеком ведущие его по жизни силы. Шри Чинмой предупреждает, что пробуждение Кундалини без очищения подобно игре ребенка с ножом. Искренние любовные отношения обладают потенциалом самоочищения, так как чувство любви чисто и очищает все вокруг себя. В индуистской традиции Кундалини изображается и описывается в образе змеи, свернувшейся в три с половиной кольца под основанием позвоночника[1]. Сам термин «Кундалини» происходит от санскритского слова «кудала» («свернутая»). Подъем Кундалини отождествляется с активизацией змеи, встающий на свой хвост. При полном пробуждении энергия Кундалини достигает сахасрары, где раскрывается в виде многолепескового цветка, который в Индии изображается также в виде капюшона кобры. Змею-Кундалини часто изображают в виде замкнутого кольца, указывающего на то, что полностью пробужденная Кундалини, образует круговорот энергии, именуемый у даосов малым космическим круговоротом (циркуляция по микрокосмической орбите). Нужно уточнить, что для обозначения мужской садханы на изображениях змея держит кончик хвоста во рту – аспект агрессии. Женская садхана обозначается кончиком хвоста, пассивно касающимся головы. Подобно змее, Кундалини безопасна, если ее не тревожить неумело. Побеспокоив ее неверным образом, можно оказаться в весьма сложном положении. Спонтанный подъем Кундалини у неподготовленного человека может приводить к чрезмерной концентрации энергии в чакрах и меридианах, которые еще не раскрылись должным образом и не имеют соответствующей емкости. В многочисленных направлениях йоги человек осуществляет регулирование энергетических потоков осознанно, в режиме «ручного управления». При этом можно ошибиться. Энергия будет направлена не в тот меридиан или не в ту чакру, в которые должно в данное время суток или в конкретной ситуации. Это может приводить к блокировке энергетических потоков со всеми вытекающими неприятностями. Именно так работает техника «смертельного касания». Нужно также учитывать, что активированная Кундалини вызывает усиление полового влечения, которое необходимо правильно контролировать.

Существуют две чакры второго порядка, и замки (бандхи), регулирующие движение Кундалини. Чакра второго порядка лингадха, связанная с первой основной чакрой (муладхара), закрывает проход Кундалини из места ее сосредоточения (узел Брахмы). Другая чакра второго порядка - актира, связана с третьей основной чакрой (манипура), расположена в районе надпочечников и является проводником Кундалини. Выделяется четыре основных бандхи: муландха, ашвинибандха, уддийанабандха и джалабандха. Муландха (корень, основание) находится в области копчика и связан с чакрой лингадха. Раскрытие замка производится следующим образом. Прямая кишка, мышцы и половые органы подтягиваются вверх. Нижняя часть живота ниже пупка оттягивается назад и вверх по направлению позвоночника. Зажимаются мышцы ануса и гениталий. Дыхание задерживается. При этом энергия боковых каналов спины ида и пингала собирается в копчике и переходит в сушумну. Волевым усилием при ощущении жара в промежности энергия из муландха переходит в ашвинандха. Ашвинибандха (лошадь) замыкает выброс энергии любовного соединения и останавливает семяизвержение, продлевая майтхуну[2]. Для этого ритмично расслабляют и сокращают мышцы ануса и гениталий. В результате энергия муладхары, «возгораясь», поднимается вверх по сушумне. Уддийанабандха (взлет вверх) связан с чакрой «актира» и размыкает вторую пробку между почек (узел Вишну). Для раскрытия замка прана посылается из нижней части живота вверх к голове, а диафрагма поднимается вверх к грудной клетке, поднимая органы брюшной полости вверх и назад к позвоночнику. При этом производят ритмичные колебания диафрагмой вперед и назад, максимально поджимая живот вовнутрь. Энергия концентрируется в манипуре. Джалабандха (сеть, паутина) – устраняет пробку в районе основания черепа (узел Рудры) и предохряняет сознание в аджне от преждевременного перехода в нирвану. С этой целью принимают сарвангасану (поза змеи), после чего ложатся в шавасану (мертвое тело) для релаксации и отдыха. Целесообразно осваивать описанные йогические практики с учителем.

В любовных отношениях, сила и глубина которых увеличивается даваемыми Тантрой знаниями, регулирование энергетических потоков происходит автоматически в соответствии с заложенной в людях природной программой. Это страхует от ошибок, обеспечивая совершенствование энергетических тел человека без отступления от предусмотренных природой алгоритмов. Кундалини в автоматическом режиме работает понемногу. По мере того как она продвигается по энергетической системе человека, блок за блоком убираются, пристрастия и зависимости отпадают, жизнь приводится в порядок. В конце концов, пребывание в состоянии Высшего Я становится постоянным. Но если процесс прерывается на этапе частичного пробуждения, Кундалини снова засыпает. Говоря о пути Тантры как пути пробуждения, Шиванандана Шри Вашикаран описывает эту ситуацию так: йога – наука, а Тантра – искусство; йога чаще имеет дело с физическим телом, а Тантра – с энергетическим; йога – системна и рациональна, а Тантра спонтанна и иррациальна; йога борется с желанием, а Тантра использует энергию желания на пути самореализации; йога - система выживания, а Тантра – сама жизнь. Йога без Тантры переходит просто в упражнения для физического тела, а Тантра без йоги – в просто секс. Он подчеркивает, что Кундалини-Шакти - созидающая сила природы, подчиняющая человека Вселенским целям и задачам. Человек рождается и умирает, чтобы поддерживать Вселенский порядок и находиться в ритме и гармонии с Вселенной. Сексуальная энергия - самая высокая из тех, которые человек вырабатывает в своем организме.

Свами Муктананда говорил, что там, где есть освобождение, там нет мирских радостей, а где есть мирские радости, там нет освобождения. Но когда человек удостаивается благодати верховно-прекрасной Кундалини, мирские радости и освобождение идут рука об руку. Кундалини создала всю эту вселенную, и она пронизывает каждую ее частицу. Так что нет ничего удивительного в том, что она в состоянии позаботиться о мирской жизни людей, которая, в конечном счете, также является Ее творением.

Подход даосов к активизации ци в заднесрединном меридиане в целом похож, но имеет и отличия. На самом высоком уровне техники даосской йоги обеспечивается подъем энергии Кундалини до такого уровня, что сознание выступает за пределы тела (макушечной чакры) с целью, определяемой даосами как выполнение духовной работы в тонких уровнях сознания. Достигнув макушки, ци далее спускается по передней части тела к промежности, образуя энергетическую цепь микрокосмической орбиты, именуемую также «циркуляция света». С помощью ритмического дыхания и визуализаций даосы могут управлять движением ци, гармонизируя полярности инь и ян, обретая космическое сознание и бессмертие, а затем возвращаясь к Беспредельному дао. Мантэк Чиа (Цзя) с соавторами наиболее подробно описывают даосские практики в интересующих нас аспектах. В книге «Даосские секреты. Пробуждение целительной энергии Дао» он утверждает, что даосские мудрецы модифицировали основной аспект техник Кундалини-йоги, полученные от побывавших в Китае индийских учителей. Он пишет: «Пробуждение энергии Кундалини действительно дает трансцендентное состояние сознания, но при использовании даосских эзотерических методов оно достигается только в том случае, когда ранее противостоящие друг другу силы инь и ян сначала идентифицируются индивидуумом, а потом непрерывно и даже автоматически приводятся в гармоническое равновесие».

Нужно особо отметить, что даосы при активизации Кундалини сосредотачиваются не на работе с чакрами, а на активизации и гармонизации микрокосмической орбиты, так как свободная циркуляция энергии по ней обеспечивает автоматическое приведение в гармоническое равновесие, о котором пишет Мантэк Чиа. Этот автоматизм сохраняет от многочисленных ошибок, которые могут быть совершены на более сложном пути индийской йоги, предполагающем сознательные, произвольные действия и менее сосредоточенные на использовании автоматических алгоритмов. Мантэк Чиа критически воспринимает практику индийской йоги, в рамках которой сознательно поднятая в голову энергия удерживается в ней в течение многих часов. Он считает это опасным и пишет: «Сочетания даосской йоги и Кундалини пошло бы на пользу, и это бы предотвращало осложнения». Мантэк Чиа подчеркивает, что даосская система циркуляции ци от уровня микрокосмической орбиты до уровня «воссоединение человека и Неба» является заземляющим стержнем для энергии Кундалини, так как она, поднятая вся целиком в аджну и сахасрару и там задержанная, ведет к уходу человека с вещественного плана. Это и почитается вершиной практики йога – полный уход из мира перерождений в мир нирваны. На практике это выглядит следующим образом: человек лежит без признаков жизни с холодным телом и наличием телесного тепла только в районе темени. Из этого состояния возвращают, но - специалисты. В заключение нужно сказать, что жезл-кадуцей – символ Кундалини, поднимающейся вдоль стержня "
...не моё🙂
 

dfFq6XQ3td5QWhnh_Md85Byp5Ch73L30Bip4-1iDvZu8sU4PHbkrlz822cxwho_nLf-Jgn-ycvrPZtkRRUM9_YUZkBNj3XxrzRz6Q7oopUfVF4NflEc1qVv5HHYwP3t2QdTmDLrAGMvDU26wgI9OT1Eb_IXyQ4eJax1bbk36gH51E74MncVfBC_7p1xcqDKcIL9YUZZonnD5nevOz8JZwwRE_o_ppBvlyJAOltU_MTj5tR_mFJ2jZvK3z5d6V0_jWyEc3vJIX3uIkrUxBXQMgr8Ga1xBhsb0foyh4h0eyRobhYVPVxzi2rGWZQ8eIHyyraLVtYwFvzmXoxnIfg1xtsfKwTyB7zy3aFiBeeBrefiBn-0Ij9Kz4KjqLqdPeWvSWU4RFsyjyFgePyBxOajzVqaqj05Tp7o5YtXje-Azmyy8h98NtvyqNCwX235GRf8yBn881ztkbrfQQ_MtVNDcBRETgL4P24ndhKdNr30DTvLRquRYXYJ1U_l2NiJg6Flf46V3C6mSAh-f6eLfVZj78zTV1698XhJFIYNnROS7Onk"Недавно я писал о социальных ловушках, приводя пример печальной судьбы КПРФ. На самом деле, социальные ловушки – довольно распространённая ситуация в истории, и КПРФ не является самым крупным примером подобного. Есть и более грандиозные случаи, нежели случившееся с одной из парламентских партий новой России. Например, одним из величайших примеров социальной ловушки может служить история Горбачева и проводимой им политики, полцчившей название «Перестройки».

Когда в 1985 году Михаил Сергеевич Горбачев был избран генеральным секретарем ЦК КПСС, никто не мог бы сказать, что это будет последний генеральный секретарь в истории партии. Более того, никто не мог предполагать, что этот политический деятель окажется тем, кто приведет СССР к гибели и станет символом мирового проигрыша социализма. А сам Горбачев войдет в историю, как первый руководитель могущественнейшей державы, занимающийся на старости лет рекламой пиццы.

Новый партийный руководитель не выглядел фигурой, способной привести страну к гибели. Напротив, достаточно молодой и деятельный генсек, возрастом (54 года) много моложе и семидесятилетнего Андропова и семидесятичетырехлетнего Черненко, казался гораздо более подходящим к быстроменяющейся современной жизни, чем они. Конец «геронтократии» сам по себе был мощнейшим стимулом развития, тем более, что Горбачев начал достаточно энергично. Разумеется, некоторые из принимаемых им действий, например, антиалкогольная компания, выглядели достаточно странно, но в целом генсек повел весьма ожидаемую линию на «ликвидацию недостатков». К ней можно отнести и начало «борьбы с коррупцией», которая до сего дня является вечной темой советских, а затем и российских властей, начало борьбы с «нетрудовыми доходами», браком на производстве (введение госприемки) и т.д.

Отсюда видно, что Михаил Сергеевич мыслил развитие СССР отнюдь не в направлении развала страны. Ничего из того, что было предпринято им в начальный период, не должно было, по идее, привести к такому финалу. Напротив, эти действия лежали в направлении «генеральной линии» партии, намеченной еще при Андропове, и должны были привести к модернизации экономики и ускоренном развитии страны. Даже пресловутая «борьба с пьянством» основывалась не на бредовых идеях Е.К. Лигачева, как это часто считалось в дальнейшем, а на вполне четко выверенном факте – алкогольной сверхсмертности советских мужчин, у которых «вино» отнимало лишних пять лет жизни. Вполне адекватная причина для начала компании, пускай и заведомо приносящей немалые убытки.

dfFq6XQ3td5QWhnh_Md85Byp5Ch73L30Bip4-1iDvZtPUR86cy7SS_Z12AMMe3pw1-z6Y7PM_kZtYnwxhU6NyKGJPOjumal-O6WspHdITW17Y-XLw-H82KLz_vf8ZEwuVol-UhxJA-qDCZpTONZ5zPYVHF4fUzZ3fyFCgxOmLlMНо уже в антиалкогольной компании проявилась существенная особенность нового генсека. Начавшись с вполне обоснованных действий, вроде повышения цен на алкоголь (прежде всего, крепкий) и усиление борьбы с его употреблением, эта компания очень быстро перешла все разумные границы, приведя к почти полному уничтожению советского виноделия. Несмотря на то, что основным источником «сверхалкоголизации» было, прежде всего, употребление низкокачественных напитков и суррогатов – понятно, что алкоголики распивали не пятизвездочный коньяк – основной удар был нанесен именно по качественным винам и коньякам, как наиболее уязвимому производству. Реакцией на это стала постепенная отмена компании уже через два года после начала.

Самое интересное тут именно то, что все проблемы с проведением компании довольно легко просчитывались на момент ее начала. Спланировать ее так, чтобы наилучший результат был достигнут с минимальными потерями, можно было достаточно легко. Но советское руководство предпочло наихудший вариант развития – то есть начать компанию, пустив ее, по сути, на самотек, а затем ликвидировать последствия. Но это не относится только к данному моменту. Подобная тактика оказалась присуща всему правлению Горбачева, как таковому, приведя его в конечном итоге к пресловутой рекламе пиццы.

То же самое направление на модернизацию советского хозяйства, получившее название «Ускорение», оказалось очень быстро свернуто. Официального объяснения этому не было, но неофициально считается, что причиной стала невозможность быстрого получения результатов. Последнее смешно – период окупаемости подобных программ легко подсчитывается и ясно, что он много больше отведенных программа двух лет. Но для Горбачева подобное было, как и в случае с антиалкогольной компанией, откровением.

Разумеется, подобное отношение можно отнести и к остальным действиям советского руководства вплоть до его печального конца. От закона «о государственном предприятии (объединении)» 1987 года, приведшего к разрушению советской экономической системы и ставшего моментом реальной гибели социализма и отказа от монополизации внешней торговли до развертывания предпринимательской деятельности в стране, где существовал реальный недостаток ресурсов. Все это имело вполне просчитываемые последствия, и отсюда проводимый Горбачевым курс для многих кажется довольно сомнительным.

dfFq6XQ3td5QWhnh_Md85CMYKnWei-8kVz96l3jdelfxd01Q7kbluXV0PiVEXbt82CrOUTQHx8uJmxb_3Dy9ykgc6KaF1wP62BRBATvJAmL5mCuS3SNpBCqAhEhDcyHgyUqJcYFjn-BEkfTBcF09J4SPpvs8SbKCAhVCAj-UmKOLaWaOJjoGK4aHkSt7r9r8TxpTfnkgjEdgXzRGvxWzKcpyWzBIs39eTpDNoMYRQmOgq-T-vGOVbNHiLT6dWxegCZwhZYYGav59kqEgkC9zR0Zo3LhPQpDGqLz0R9Opx80Именно то, что генсек своими действиями методично вел страну к углублению проблем, стало основой для появления разного рода конспирологических теорий про то, что Горбачев изначально стремился к уничтожению СССР. Масла в огонь подлил и сам бывший генсек, заявивший в 1999 году, что целью его правления было уничтожение коммунизма. Однако тут проявляется как раз известная дилемма - если Горбачев врал все время, когда руководил СССР про то, что его цель - развитии социализма, то почему он должен говорить правду о своем антикоммунизме в 1999 году? Впрочем, это понятно – человек, который руководил сверхдержавой, не может признать своим высшим достижением место рекламщика пиццы. Так что декларируемый антикоммунизм Горбачева – это, как минимум, спорный вопрос.

Но, тем не менее, проводимый Горбачевым курс ясно привел именно к гибели СССР. Как это объяснить? На самом деле, ничего странного в этом нет. В данном случае мы имеем дело с так называемой социальной ловушкой: ситуацией, когда действия в направлении решения неких проблем неизбежно приводит лишь к их усугублению.

На самом деле, это довольно распространенная ситуация, причем имеющая аналоги в иных областях. Например, в технике и технологии подобному состоянию соответствуют так называемые технологические ловушки – когда ставка на одну, крайне эффективную технологию, приводит к невозможности перехода на альтернативное развитие в связи с затратами всех наличных ресурсов на поддержание этой сверхтехнологии. Вплоть до того, пока эти ресурсы не закончатся. В биологической эволюции подобное проявляется в появлении сверхприспособленных видов, гарантированно вымирающих при малейшем изменении внешних условий. И т.д.

На самом деле, проводимая Горбачевым политика имела очень существенный недостаток: она определялась только одним – необходимостью самого Горбачева находиться на вершине власти. Может показаться, что подобное не страшно – ведь подавляющее большинство правителей мотивируют свои действия именно этим моментом. Дело в том, что правитель, как таковой, не обладает абсолютной волей в своих решениях – даже если он является абсолютным монархом, то его действия ограничиваются интересами правящих классов. Так, например, русские цари, начиная с Екатерины II, четко декларировали желание, освободить крестьян, но провести подобное не могли, так как подобное противоречило интересам дворянства. В случае же, если правитель не обладает «божественным правом королей», ситуация еще сложнее – любой избранный представитель власти обязано оглядываться на своих избирателей, и официальных, и реальных.

dfFq6XQ3td5QWhnh_Md85Byp5Ch73L30Bip4-1iDvZtx5QHmXMIw1vw5OrbVjUrHdoTQWtWW3xHGeHEtv_h4dAkrvCmdI_pj4Ud71Hj_vDpumJgSzpx8K8II7cFnePKr-gQjDtCV41kdMD1xOpEoNVwBgtq4n6YcfZCYUf9obzkQ8MGz9d2OL8sXutm58k4nhaWnU2U9MDMfrRVvYas5Ft7FeMAzV4ybF5ONzwShjY9zolybmMDRT0pAX7JmOQjucsAMEzL7E6h0oshN9d-YFJFzhFbMYVT11RofFxlkFhDgqpJLQ9dM_acWoqf5Djf51Kt8w1DWVUpazdDmuTcRqw0Rxn_YdhApErzLDX8El8Y19RWzuiZmmcNwjA1kERCHCG8VZB60kdpBFAZUFO_6YwtWhFYfnGCWozF2GGRS8vrv6pok9bT6WeaBOaL6W4qzIpFSa5OKHm4k6CCcSnEFxHqZNE1p0wluc0ImEmu4blq_BzJ3_XDlag8VuqggI-5XgpqZO3aWY-oeYXtHbWoiALqzjm6asffThhkKMVskczgTih0OyNgQ-UEhmNuAFFS8ppzBVrRN07kNx9KBIOgu0VmNvk_ectmRLjrZXtBzhFk5oWO6_Xv8WYLBBYsRFJd3В случае Горбачева ситуацмя в этом смысле была не хуже и не лучше других. Определяя приоритеты своей политики, он, в первую очередь, ориентировался на то, приобрести как можно больший вес в своем окружении. Власть его была далека от абсолютной, тем более, что он прекрасно помнил, как поступили с Никитой Сергеевичем Хрущевым, как только его политика стала противоречить интересам номенклатуры. Образ Хрущева довлел над Горбачевым, как вполне возможный вариант развития, тем более, что новый генсек не обладал высоким авторитетом в партии. Именно поэтому оптимальной для него была политика снижения партийного авторитета, как такового, направленная на недопущение появления сколь-либо серьезного конкурента. Однако, именно удача подобной политики стала одним из тех моментов, которые привели Горбачева к столь печальному концу.

На самом деле все «странные» с точки зрения развития СССР моменты прекрасно объясняются именно этой особенностью последнего генсека. Любая компания, любое действие имело только один смысл – увеличение личной популярности Горбачева. Опытный аппаратчик, он умело вытаскивал один козырь за другим, старательно выстраивая пирамиду своей власти. Горбачева можно назвать первым советским популистом в «классическом» значении этого термина, изначально он огромное внимание придавал своему имиджу. «Псевдонародность» нового генсека, способного часами говорить «без бумажки» (что не так уж и трудно, если речь вести общими словами), «встречи с массами» - это при том, что ничего нового правитель ни сказать при этом, ни услышать не мог, а безопасность в СССР была крайне высока. Наконец, Горбачёв пошел вплоть до конца своего правления проводил политику повышения зарплат, рост который в 1980 превысил рос производительности труда.

В целом, популизмом была проникнута и общая политика генсека. Даже пресловутая антиалкогольная компания, бывшая одним из серьезнейших «проколов», определялась тем, что генсек хотел оказаться правителем, победившим «зеленого змея», эту извечно русскую беду. Неудача антиалкогольной компании только усилила стремление Михаила Сергеевича к популизму – надо было «выбирать» полученный провал. В дальнейшем подобное «усиление» после каждого провала определило курс проводимой им политики – делать то, что, по мнению Горбачева, было наиболее ожидаемо народом. Как не удивительно, но несмотря на некоторые огрехи, в целом Горбачев имел адекватную картину «народных желаний» и все его инициативы принимались хорошо.

dfFq6XQ3td5QWhnh_Md85DJ9D6A1hHl6RjmB-LfnyvUjxJteB-Huy49iVxYau72JCJHunXvt2Qpv0NLyNN78rjJg-vcVR2x1zKxBJR341m5mlIsHKUccitX86xjcj_MXJWuar3d8hfv-mZMMBNWjqgНо при этом горбачевские инициативы имели оборотную сторону – по мере их реализации происходило не разрешение, а усиление существующих проблем. Если вначале правления Горбачева экономические трудности еще? по сути, не ощущались массами, то к его концу ситуация стала невыносима. Дефицит, которые вначале охватывал только ряд наиболее востребованных товаров к 1990 году, охватил все. Трудно сказать, существовал ли в это время массовый товар, на который не было бы введено талонов – в «свободной продаже» не осталось даже спичек.

Рассматривать реальные проблемы Советского Союза, а равно и то, что приводило в конце-концов к дефициту надо отдельно. Здесь же можно просто отметить, что каждая из «итераций» горбачевских реформ ситуация только ухудшалась. Так что каждое последующее действие имело своей причиной ликвидацию последствий действий предыдущих. Ставка на модернизацию промышленности, сделанная изначально, привела к росту заработной платы. Так как завершена она не была, то ожидаемый прирост производительности труда не смог покрыть этот рост. Надо ли говорить, что в условиях фиксированных цен рост дефицита при этом был неизбежен?

Этот рост неизбежно пытались блокировать повышенными закупками из-за рубежа и ставкой на усиление производства потребительских товаров внутри страны. Но если первое просто приводило к увеличению госдолга, то второе поставило крест на идее модернизации – так как все свободные ресурсы уходили на развертывание этого производства. Начавшаяся модернизация, таким образом, оказалась остановлена, и выделенные на нее средства оказались потрачены впустую. Не меньший вред нанесла также ставка на первоочередное производство потребительских товаров: эффективность их выпуска зачастую на неприспособленных к подобному предприятиях (особенно оборонных), была низка, а производственных мощностей, потребных на развертывание соответствующего оборудования, не было. В результате чего нужный результат оказался не достигнут, и рост дефицита продолжался.

dfFq6XQ3td5QWhnh_Md85DJ9D6A1hHl6RjmB-LfnyvWep627_jsEAZfA8NNPpG-m7jTyZkvSuep3KItCA-31pil0RH2DbD0a7eNO5mgLgdmhwfbf7ryHJQtlJWY8cIRh4zs7cbybqySb3HUs_RtiJwoakhVO78qgdGp0AdzsF1WLSQoGxLp6Yk_3aXiuigB6U7m26BZupyf-zlysHbLoukZoJzOPDL6daJrxBMZKYG0pkO5nSjia9xzLvpJ18nkXGh0dROpvhY_d7T4DqNMrQw7LEBOQhJQFY0f04BXibcDK4kCFbOpQGOHwKoxSQveAvgMHZFmMh7TkTxI-hZzfFaQ40NlRYy1qqHjF4befKboНо Горбачев обязан был решить эту проблему, потому что иначе его популярность упала бы ниже приемлемой. И, надо сказать, он принялся ее решать, причем в том направлении, которая для позднего СССР являлась «естественным», то есть наиболее ожидаемым. В направлении увеличения самостоятельности предприятий, экономической стимуляции и предприятий, и работников. Сколько там было всего: хозрасчет, бригадный подряд, «аренда» в сельском хозяйстве) и тому подобное. Результат был, конечно, «немного предсказуем». Чем более развивалось экономическое стимулирование, тем большее количество средств уходило на него, и тем меньше вкладывалось в развитие производства. Рост зарплат снова зашкаливал, и товаров в магазинах становилось все меньше.

Развертывание кооперативов, которые «потенциально» должны были создать товарное изобилие, привело к тому, что исчезло последнее. Дело в том, что в условиях недостатка ресурсов все, что можно, перетекало из государственного в формирующийся коммерческий сектор. Сама возможность перекачки средств была таким мощным стимулом для новоявленных «деловых людей», что об эффективности производства они предпочитали не думать. Даже если кто и отказывался от торгово-закупочно-посреднической деятельности и развивал собственное производство, все равно имели эффективность, много меньшую, нежели специализированные предприятия. Хотя за счет свободных цен получали много большую прибыль на единицу продукции.

В общем, идея развернуть эффективное частное (или кооперативное) производство, дополняющее «неэффективный» госсектор оказалась столь же ошибочной, как и вся остальная политика Горбачева. Единственным следствием этого стал тотальный дефицит и разбалансировка экономики.

Таким образом, можно увидеть, что Горбачев попал в типичную социальную ловушку, вызванную высокой эффективностью начальной популистской политики. Будучи изначально «слабой» фигурой (хотя и опытным аппаратным игроком), он прекрасно понимал, что его верховенство есть всего лишь компромисс между разными группами номенклатуры. Именно это и заставляло Горбачева искать «сильные ходы», выходящие за грань традиционной аппаратной политики. Поставив раз на «популизм», Горбачев оказался его заложником. Он не мог уже проводить «медленные» реформы, не дававшие немедленного результата, вроде планировавшегося в начале его правления «ускорения, пускай они и могли бы решить в будущем многие проблемы. Но Горбачева не интересовало будущее, он мог и хотел вести только «ближнюю игру».

dfFq6XQ3td5QWhnh_Md85FxX42yKzsrV0DUyy5tyL7uDZp8YBtt7z5iTnHHojRaJrHeeC5d_iaqAss4RUo9aFflFH1gdCq2-SEFBrKe0Z1m6T5cOEqxQFUdipXCyEJ0EogK_1z871Ezz2IL_EGEkgfGAorAYamro0X166j_RnNLSvrinBhqOu2Kz81OVbGH5IzS2RJ91hAoY-hNoBdD9YxZRcyWZUMKUOJUxECQoddTm6-0GlZ_BE0H5uA4KtrC-33Xs-il28z2IVpQEqfDWMf-0woAgnpELTFAdVy2YOcaXr13Vu6OLtAxG6sdLXo_xjYPBXmb5cEdeXUlbSgckuHKKQjBWj__9XgOkdzJPpo6AekedF3kWHosPDrhnG_1hLJbPIQcz31E5QFh4H_JnGAТут нет смысла рассматривать все совершенные Горбачевым ошибки. На самом деле, помимо экономики, их великое множество в самых разных областях. Что стоит только заигрывание с националистическими силами в национальных республиках, которые рассматривались генсеком, как удобная форма давления на местные элиты. Это, на какое-то время, вполне могло обеспечить их лояльность Горбачеву, но последствия этого шага оказались ужасными. Или можно взять принятый во время Перестройки курс на «очернение» советской истории, выраженный в вытаскивании на поверхность самых неприятных и неоднозначных ее моментов. Это тоже имело локальный положительный эффект для Горбачева, но также оказалось глобальной ошибкой.

Можно сказать, что именно фокусировка внимания на локальном и полная потеря глобальной перспективы привела Горбачева, в конце концов, к злополучной пицце. Будучи аппаратчиком, он уверенно ориентировался в «ближайшем круге» проблем, сумев получить к концу своего правления единоличную власть, заняв пост президента СССР. Правда, одновременно с этим этот политик довел СССР до состояния полного системного кризиса, приведшего к распаду.

И напоследок… В рамках изучения общественных ловушек нет смысла рассматривать альтернативы произошедшему. На самом деле, можно предположить, что в советском руководстве мог бы появиться руководитель, имеющий иную логику действий, нежели незабвенный Михаил Сергеевич. Но вероятность подобного появления крайне мала. Реально само номенклатурное устройство СССР стало той ловушкой, в которую попала страна, не сумев в свое время совершить рывок, поднявший бы ее на новый уровень развития. Этого не случилось.

Но у нас остался урок, позволяющий понять «принцип работы» «социальных ловушек», что крайне важно для того, чтобы суметь не попасть в них на новом витке развития. В конце-концов, у нас есть пример успешного выхода из гораздо более безвыходной ситуации – речь идет о России 1917-1920 годов, когда страна не только сумела восстановиться из наихудшей в ее истории ситуации, но и стать на путь, приведший ее к победе. Именно эта ситуация показывает, что все потеряно никогда не бывает, и это дарит нам определенную надежду. И нам остается учиться, учиться и на победах, и на поражениях."
 
Вопрос🙂
Как предыдущее и это относятся к форуму и форумному?😉
Подсказка, напрямую😉

s58xM1DFKCxcezsrKsSUqrKAJSAAsVC7ax5bxDR_PJJwDD4HGk1at0EIwLDqCUjcSZ7Njj-xADCIWxfNWHzSETeelGgNTirf5fOMP4pjV_eWDqYh2upGoo7LSgWHT7PXu4Uqgt3eKW7B-IGlLhvGCOb8WFez-eSRPOHRbZE2FZeQAfTe0AMS2U96bSvdGO5li9-YnTeByU8PCRDN2dUiJTSeyyhmINtsGOSaHZ9qiS9AjwWkNZZGbHbWp6xlc5Zeq8ZBM34_l1OE65Y6z8q7oLxB_kKHCa0II45lrGlVvFtQ6cJKXEEa-dANuh2SCAdBlhZp4A6FFgjqOIgBEtoydol0db57AkwUD844JsdrQCBkPjfScV8qA6eUvJI8Hx6qVQIBUX0j0YzM7-c9z85tKA

В прошлой статье я говорил о том, что в некоторых ситуациях возникают так называемые «технологические ловушки». Так можно назвать особое состояние, когда общество, освоив крайне эффективную технологию, становится неспособно отказаться от нее, когда она теряет свою эффективность.

Дело в том, что увлечение данной технологией приводит к тому, что общество «проскакивает» через оптимум, видя в последней панацею против всех проблем. Никакие другие технологии при этом развиваться не могут - доступные ресурсы уходят на адаптацию супертехнологии в реальности Конец у данного процесса немного предсказуем – так как количество ресурсов не безгранично, то в худшем случае после их исчерпания у общества просто не оказывается средств на что-то иное. Ну, а в лучшем случае удается, после длительной стагнации, выйти за пределы ловушки, хотя и с растраченными ресурсами.

Однако подобные ситуации встречаются не только в мире технологий. Подобное происходит во многих случаях, когда речь идет о системах, свободно развивающихся в условиях конкуренции и охваченных обратными связями. Это применимо, например, к эволюции экосистем в биологии или к эволюции социальных систем. При этом важно то, что случайно найденное слишком удачное решение с высокой вероятностью приводит к сильной зависимости от него, и, как следствие, к попаданию в ситуацию, подобную технологической ловушке.

В качестве примера можно привести случай, неприятный для всех российских левых– а именно, в то, что случилось с КПРФ. Этот пример, показывающий, как политическая партия, бывшая когда-то значительной политической силой, оказалась со временем в роли очевидных маргиналов - очень важен для понимания реальности политических процессов. Так же, как и обратная ситуация - блестящая победа коммунистов начала XX века, которые из маргинальной партии сумели стать основной силой, определявщей развитие мира на несколько десятилетий - он помогает понять «работу» сложных систем.

Изначальный рост популярности КПРФ явился для политической элиты «новой России» громом посреди ясного неба. Дело в том, что уже много лет страна жила в ситуации, когда весь политический спектр определялся идеологией антикоммунизма. Более-менее явно это декларировалось, наверное, года с 1987-1988, маскируясь под загадочный «социализм с человеческим лицом», что уж говорить про последующее время. 1991 год показал, что люди соглашались с развалом страны, лишь бы это уничтожило ненавистных «коммуняк». И даже начавшиеся «реформы», приведшие к массовому обнищанию, казалось, не особенно меняли ситуацию – в октябре 1993 года Ельцину удалось провести государственный переворот, не вызвав народных возмущений.

Именно поэтому партии «разрешили» участвовать в выборах в Госдуму. Но результат был ошеломляющим – партия, которая, казалось, исповедует ненавидимую большинством идеологию, показала результат, сравнимый с полученным результатом «мэйнстрима» политики. Те 12,4%, что только что возникшая партия взяла на выборах в 1993 году, при практически полном отсутствии агитации, были победой. Тот же ДемВыбор, который объединял силы, определяющие развитие страны до тех пор, получил 15,51%. И это при том, что именно под знаменем «деморатии» и «либерализма» Ельцин стал победителем в недавнем конфликте.

Так началась блестящая полоса в истории партии. На следующих выборах результат был еще более ошеломляющим – партия взяла 31,38% голосов и стала самой крупной политической силой в парламенте. Наконец вершина политического взлетs58xM1DFKCxcezsrKsSUqvoNEPC8pppoFG1fIK1S3qd2mWCuPbiKumAQsyDFR5KIi5PqcyT7GaojPcResfAMGqv0__KCV72bqlP9XYFu09sJ_edn-0GJMeYVPARWBMdthiKY1B17d0droW353PIOlkwJRbNVHT76Swabklnl5v2DemgHpNU7SZoFlv_iISXKp_oLDEQQq4mSkRDhjv4X1q0zLD9kg0DfZiQ5aiHEiqXLfGp9XbZj7TZXvYPlonkiCP-S1DUhVtRBg1ZHCs_k6mULoB6phHkiHlmXDEP6WCzeZeCx1xueiUWEoaKDSlMU3Q2n4q2jddp24nOvuBrRxAа КПРФ – президентские выборы 1996 года, когда председатель ЦИК партии Г.А. Зюганов оказался кандидатом, ставшим основным противником действующего президента страны Б.Н. Ельцина. В первом туре Зюганов набрал 32,03 % голосов, что сравнимо с голосами, отданными за Ельцина (35 %).

Но президентские выборы 1996 года были периодом максимального взлета партии. Пик ее популярности был пройден. Выборы 1999 года формально были для партии неплохими – на них она взяла 24,29%, и опять оказалась максимальной фракцией (в союзе с Аграрной партией). Но темп был утерян однозначно. И пусть КПРФ могла гордиться, что не потеряла столько сторонников, сколько, скажем, ЛДПР, тем не менее, стало понятно, что определять политику страны КПРФ не будет никогда. Да, партия продолжала участвовать в выборах, и набирать какое-то количество голосов. Да, представитель партии еще мог выставляться на президентские выборы, но их результат уже не вызывал сомнения – представитель действующей власти оказывался вне конкуренции, даже если это был Д.А. Медведев. «Красный пояс», столь пугавший в середине 1990, тоже оказался пустышкой – некоторые из его представителей перешли на сторону действующей власти, другие оказались побеждены ею.

В общем, история КПРФ после 1996 года – это история непрерывной стагнации. На самом деле, многим не понятно, почему это случилось – ведь в начальный период партия, при минимуме возможностей, смогла совершить колоссальный рывок. А став парламентской силой, и обретя доступ хоть к какой-то части государственной машины, она не смогла умножить свою победу. Поэтому закономерным является вопрос: почему же так случилось?

На него даются разные ответы. Самый распространённый: проблема партии – это проблема Г.А. Зюганова, который мешает развитию партии и занимается тем, что строит ее «под себя». Помимо обвинения Зюганов, распространено также мнение о том, что партия имеет неверную идеологию, о том, что вместо марксизма основной идеологией в партии является эклектическая смесь национализма, патернализма и социал-демократии, при том с явным религиозным уклоном. Ну и очень распотранено то, что партия встроилась в существующий государственный механизм и давно уже не является оппозиционной.

На самом деле, во многом все вышеприведенные мнения верны. Проблема состоит в том, что они констатируют сложившееся положение, а не дают ответа на поставленный вопрос, Но как раз последнее и является наиболее интересным.

Поскольку нынешнее положение партии как раз и соответствует тому самому состоянию, которое можно назвать аналогом технологической ловушки. То есть, ловушке социальной.

s58xM1DFKCxcezsrKsSUqrKAJSAAsVC7ax5bxDR_PJIkDyORYYla0OGyqx8uJtB9xgnxfCa_z0Ql9ZRKamT35ouqnpTv-JY1UaP81lPNvezGgfAnlMChsXCDvr7B20ZhGXA4yihoInIuA728utjPLR-xZX5php56GH1_65VTp7xj_bsEYJRiOpVRVY7DUIiewKC23tUGt8mUe3B330lwnQHYEm1vp_krsUHRoVlvdQhWI6dbVZtz5hP3uB0lKejAy6yMNfRkv1x-QSBjh4ytouDTT7R5UKiWX8LRyuNAunDsYfZlgCYclmdTBheYAxcus8rhvquFY4lO7AvGJrBfDbwJHFtxki7kQBbvEnp72c2yF6fUgNLxX9Za9--0lXKuc_g2XwPuctqfGeJvsgAjysI-k2pC4MxyUHCX9k1U_Eufgb2IIEGFCR3Wljdcf_T123wCIZrotresCZKJWQkthADhogwvc6jqf9NEdUCUA2Kmi-_rbOXkoQsN3O-EoT_rKTNFzJ571CqAOCwUwAk-dXfXh5oL4og3h_eJRW9pzej-Y4IaLYdvc3OPeQn99KvZ9x9N6Wp4aDkn_cAVccBrqnK1SSAnE-Dm69qzR83c0fwqaxGpfo0wQG2ULoR4NXzELk574DNQIleg6kQ_WkavUWBbIWe58Pu3AZZKB8mhCb--c7pQFNHZYo0k7Lh144AVoSuFz3Q_urs1hGlK6x3Z516KBqgX-oxNcEGbL2FFuWd5g85Y3Ff7WjcZDL2QD_2EEhUUG6wcmQmHnaNBnMW04gМеханизм действия ловушки социальной схож с работой механизма ловушки технологической. И там, и там речь идет о том, что находя какой-то очень эффективный метод, общество попадает в сильную зависимость от нее. Только место технологии тут занимают методы устройства социальных структур. КПРФ смогла стать реальной силой неожиданно для всех потому, что использовала так называемую народно-патриотическую идеологию. На самом деле в общественном сознании позднесоветского и раннего постсоветского человека существовал негласный «запрет на патриотизм». Антисоветизм, бывший основой идеологии «Новой России», изначально делал упор на «собственные интересы» (хотя и подразумевал под этим словом нечто, противоречащее интересам большинства граждан). Считалось, что человек должен рассматривать государство, как «необходимое зло», но никоим образом не связывать свои интересы с ним.

Весь спектр идеологий, базирующихся на антисоветском проекте – то есть, все правые, реформистские силы, основывались на идее, что рынок, свобода и конкуренция являются базовыми человеческими потребностями. Как не странно, но до определенного времени это оказывалось достаточно для доминирования, пускай количество людей, реально принимающих подобные идеи, было очень мало. Но в том и разница между идеями и идеологиями, что человек может принимать идеологию, противоречащую его личным этическим установкам. Массовая поддержка правых партий в конце 1980 – начале 1990 годов была результатом очень сложных процессов, происходящих в позднесоветском обществе.

Однако это не означало, что этические установки антисоветизма были близки большинству людей. Просто формировать идеологию, не включающую в себя хотя бы основную часть «антисоветского корпуса» никому не приходило в голову. До определенного времени.

Мы сейчас не можем знать, чем руководствовался Г.А. Зюганов и иные учредители партии в 1993 году, когда начинал ее формирование из запрещенных ранее разрозненных «коммунистических» групп. Очень может быть, что ничего особенного – просто желание застолбить себе хоть какое-то место на политической сцене, что совершенно в духе того времени. Тогда уже взошла и ярко блистала звезда Жириновского – вариант политика «из грязи – в князи», на ультрапопулизме поднявшегося до самого верха. Правда, идеологическая основа ЛДПР целиком и полностью находилась в рамках антисоветского проекта. Но так как это поле было уже занято, Зюганов со товарищи могли рискнуть использовать хоть какой-то шанс, дающий возможность подняться на политический Олимп.

Разумеется, нельзя отрицать и того, что учредители партии искренне желали изменения курса реформ и возвращения Советского Союза. На самом деле, для понимания рассматриваемого процесса это не особенно важно. Важно то, что никакой устойчивой идеологии у новой партии не было, и не могло быть – марксизм для позднесоветского/постсоветского человека был антиидеологией, «сатанинской библией», и формировать на его основе идеологический корпус было невозможно. Создание же идеологии, не включающей в себя основные постулаты антисоветизма, но при этом не особенно противоречащей взглядам позднесоветского человека, казалось очень сложным. В такой ситуации партия некоторое время существовала в идеологическом вакууме, являя собой скорее бренд, нежели политическую силу.

s58xM1DFKCxcezsrKsSUqrKAJSAAsVC7ax5bxDR_PJL0Rc8b5ZyBp8Vr4lCTe8fbb4ons_wBAUO4znYjkXDVJQTCVc7FX-WTiupQ7svmESUUA9y0BRPBCMQN7Y4MMCHlnY73JZ8lZi5yEa7CxASR17wOibc2pktJ9EJJhFWLSOafeimbvqJ2QfvQGWhVdK9PieIBNNbCzON1RWWowf-KVoDmDCWO79RStDtw5rFHGXdI1ld_wvJf8GUnHzLXOI3CzFApDyms_i8Ju9a6TE-p3TBT2RO1UNH07qevk-a4XOUNA6BWq6W8zd-F056_B9JGz9-C8hwUjgYnibaEwXMubcjmEznSCZj-W4KHgWZn_4Nq2mVQWHD9-xRK2WOh9KeudLLJGrYGmJMIyRzZqUd-7QnT7qF1ncxLLuzDBsM9DJirp-xPlgu0-La-L-poMIoabOgXpvqUP5K07kYJCS3iX7L_tNDOJ24nePoME4bJawwОднако все изменилось после октября 1993 года. Президент Ельцин хотел вернуть себе имидж «демократа», серьезно пострадавший после переворота, поэтому он допустил до выборов и эту, «коммунистическую» силу. Но еще важнее то, что «защитниками Верховного Совета» оказалась сформирована хоть какая-то идеологическая альтернатива официальной правой идеологии. Политическое разделение пошло на пользу обществу – противники Ельцина оказались обречены искать иную основу для идей, нежели антисоветизм, что был полностью «приватизирован» властями. В такой ситуации они старались создать свое идеологическое обоснование, «надергав» идей из всех доступных областей. На самом деле, создать хоть что-то более-менее цельное мешало то, что сторонники Верховного Совета мыслили так же антисоветски, поэтому в кучу «лепились» куски монархизма, национализма, «социализма с человеческим лицом», и, наконец, патриотизма и милитаризма.

Поражение Верховного Совета, казалось, легко привело бы к разрушению этой конструкции, но тут вмешался случай. Если руководители КПРФ не были идиотами (а они ими не были), то они не могли не обратить внимания на данную систему. В ситуации, когда у партии был бренд, но не было идеологии, наличие хоть какой-то идеологической системы было подарком. КПРФ, приняв идеологические основы «защитников Верховного Совета», очистив их от совсем уж нелепой эклектики, вроде монархизма, стала полноценной политической силой.

Это стало для партии удачным ходом. Оказалось, что диктат антисоветизма уже не был для страны столь привлекательным, как раньше. Разумеется, у партии было очень мало времени для «раскрутки», в отличие от, скажем, ЛДПР, существующей с 1989 года, поэтому «переплюнуть» ее не удалось. Но и достигнутый результат был очень высоким.

Но данная победа оказалось для КПРФ роковой. Тут можно увидеть ту самую «суперэффективность», которая в случае с технологиями приводит к отбрасыванию всех остальных путей. «Народно-патриотический» конструкт оказался настолько удачным в данной ситуации, что «закрыл» для партии все остальные пути создания идеологии (включая, естественно, коммунизм). Найдя один раз удачный ход, партия принялась воспроизводить его бесконечное количество раз. На начальном этапе подобная тактика работала очень хорошо – успех на следующих выборах (1995 года) превзошел все ожидания. Но при наличии простого большинства партии не удалось набрать большинство парламентское – и этот успех оказался бесполезным. Однако многим казалось, что существует объективная тенденция роста партийного электората – и на следующих выборах и этот рубеж будет взят.

Этого не случилось. В реальности после взлета наступил спад, трансформировавшийся в настоящее время в долгоиграющую стагнацию. На самом деле, в самом факте потери популярности нет нечего страшного – поддержка любой политической силы всегда волнообразна. Поддержав ту или иную партию, и не получив от нее ожидаемого, избиратель может изменить свои предпочтения. Это является сигналом к тому, что партия обязана что-нибудь изменить в своих действиях – так осуществляется «настройка» этой политической структуры. Например, «партия власти» совершала несколько изменений – от ультралиберализма 1990 к госкапитализму 2000 годов.

s58xM1DFKCxcezsrKsSUqvoNEPC8pppoFG1fIK1S3qfPo7sY4nfIUHf4o78_8uzrcWnFabcJ2QKIMXFNj5jEeEj0930uI8ap6nvlqrrthg7ghevwxYtp_t5h9mYVuPK-shut4OGvTTShrsssLoceKq-a1dINdejwy6QJSyxAYX367NMMia6do_820twL0VuNjR_dU9-KYUilVqNQu2jcEXAclsnWp9-vUXE-b0kFoSdFFrmgLEVqePXPg3rcE6vbyWLVNqIbcK8zMKwszYoKg2QzjXRSRM_3LBnWBqMx3dhiOwzoWd2vaYabXGs11bf1YIfSPykbjHBUPXRRbQ62-nOnlZq0mbTN3oY-feMZM15TkbNhreWvCHznuVMUIUaJkRlrtPoV0KHkmKkvihogzon_gdXoqd_HhHpe0lbPmPJNeGyfhFE_CnYws3qQnqwSt-m4oK8OFBW5RJWGKkdszAw8PKroHbodMqYNBp_1NXzWI9VZrIi4szKGzffOpvYdTLhK5TfU57s2l7TXkzKDYlODW8aKZzbJZZF2sPh0UH7TyAEPu2pvQYyK2-zg9xq7U3bGnia8__u03952chC2BKstxkTXq6GGbFyYxKlJDjIHCLY4J6kXPM7VBVbX2d-XTqhCXFnjKskQmIqeufzEL2xktcslc9aWjltlhejhRUIНо над КПРФ висела «тень» недавних побед. Именно поэтому вместо того, чтобы пытаться изменить что-то в партийной идеологии и пропаганде, руководство принялось пытаться выйти из кризиса, напротив, используя «усиление» существующей идеологии – от поддержки РПЦ до борьбы за нравственность. Чем дальше, тем больше структур выстраивалось ориентированными именно на народно-патриотический концепт. Чем дальше, тем более и более сил уходило именно на поддержку этого направления, однажды оказавшегося столь удачным.

Разумеется, нельзя сказать, что никто в партии не понимал ошибочность этого направления – многие это видели. Партия пережила несколько «расколов». Но, тем не менее, с каждым днем изменить политику, ориентированную на некогда сверхэффективный концепт, становилось труднее. Если изначально руководство партии и лично Г.А. Зюганов сознательно придерживались именно этого пути, то с определенного момента изменить сложившуюся сложную систему идеологических и организационных подсистем стало невозможно.

Критики Зюганова не понимают, что ввести в партию, десятилетиями ориентирующуюся на «народный патриотизм» марксистскую идеологию невозможно – огромное число членов партии просто не примет ее, ведь марксизм – очень стройная система взглядов, и включить в него «русскую идею» никому не под силам. Потерять же этих сторонников для партии – означает потерять вообще всякое политическое влияние, остаться без электората. Решения этой задачи нет – развилка была пройдена давно. Поэтому все попытки изменить партию будут блокироваться сложившейся структурой.

Но и попытки стабилизировать положение обречены на провал. Ситуация все время меняется, и один раз созданная идеологическая структура оказывается непригодна для современности.

Таким образом, можно сказать – партия оказалась в ловушке потому, что ее руководство так и не поняло причину своей огромной поддержки вначале. Вместо «научного коммунизма» основой партийного строительства оказался совершенно случайно созданный конструкт: народно-патриотическая идеология. Конечно, если бы партия, «стартовав» с «народного патриотизма» смогла бы создать новую, соответствующую текущей реальности идеологию, то ситуация была бы другая. Но единственной платформой, пригодной для этого, является диалектический материализм, а именно его принять и признать за сколь либо реальную силу человек 1990 годв, разумеется, не мог. И поэтому КПРФ изначально была обречена. Судьба ее сейчас неопределена – может быть, она сможет встроиться в «социал-демократический блок», скажем, с Справедливой Россией или еще в какой-нибудь Народный Фронт. Это будет лучший вариант. В худшем партию ждет маргинализация и забвение, как огромное количество политических сил 1990 годов.

RarogCmex: это тема уже моих работ, но тут Anlazz, как выяснилось, ошибся из-за незнания - диамат не является единственным альтернативным способом. Но до условных 2020х годов в принципе придумать не мог что-то другое - просто не было предпосылок. Историческая аналогия: ни греки, ни римляне не смогли использовать паровые машины.
В любом случае, чтобы не было уж совсем грустно. К коммунизму КПРФ не имеет, и не имела никакого отношения. Формирование коммунистического мировоззрения – процесс, абсолютно параллельный постсоветской политической реальности. И его развитие не зависит от действий, бездействий или вообще существования никаких «системных» политических сил России. Мир, созданный на идее отрицания коммунизма, коммунистическим быть не может по определению. Никакая реальная коммунистическая сила не могли возникнуть в России в 1993, не говоря уж о более ранних временах.

Но это не отменяет возможности появления коммунистических сил в нашей стране, даже если источник их будет совсем не тем, каким мы его мы ожидаем.

И при этом, надо думать, новая коммунистическая сила, вооруженная диалектическим материализмом, сможет удачно избегать ловушек, используя его мощнейшую методологию, подобно тому, как это успешно делали большевики в 1917 году. Что поделаешь – другого пути нет, без диалектики понять работу сложных систем и научиться ими управлять – невозможно.

s58xM1DFKCxcezsrKsSUqksDHclR7TlIe4GvSMJ13N4PVmAybPB28mbg-12beuuBwgXFa5ymmIiyc8wzDme2Sc0x9AJ6aVRe9k1hr0tecDDvFNGUQCdyqEiHHMF_t9Bf764OeGdk2NQB7fcah-Afe-cJ5hllme2OwuHK3cBwbzm6hpJEDnCE4Y2VZPW0jCwAbJHWKq2WfuebYA23czqltLsS7MGwQUav7IIFCkwZ3D-0w9vCdgUgnAd-Rnf5ihBDzYUgYQzLZWHt_GDap2ZEhPR4hbfSSgkujIMzqbJACskHbKvA456LYMdAdmy2gVcOUf7IU_bgDjBSAVum26dUCmVZltCJ4mv0SEjxlS7eRhIWIKoAyh5TF3_YI9zHPGoVrMP9mBSjyjgFjmVCwkSY2J1tXwtuJPJu4Q--knNavq4

"
 
%D0%97%D0%B0%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8F.jpg


%D0%B7%D0%B0%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8F%202.jpg


" Внимание вопрос - а вот такой распад личности православных персонажей можно как - то остановить или это уже безнадежно?"
...не моё, понятно 🙂
Но Л это Логика 🙂
 
"
Квантовая механика помогла решить парадокс убитого дедушки
Дискретная система на замкнутой времениподобной кривой вернулась в исходное состояние

Дмитрий Рудик


Физик Лоренцо Гавассино решил проблему самосогласованности систем на замкнутых времениподобных кривых при помощи квантово-механических принципов. Для этого он использовал дискретизацию энергетических уровней и термодинамическое поведение системы, показывая, что к концу цикла система автоматически возвращается в исходное состояние, стирая любые потенциальные временные парадоксы. Работа опубликована в журнале Classical and Quantum Gravity.

Замкнутые времениподобные кривые — это гипотетические траектории в пространстве-времени, которые возвращаются в свою исходную точку, создавая теоретическую возможность путешествий во времени. Эта концепция тесно связана с релятивистской физикой и космологией, но долгое время оставалась спорной из-за потенциальных парадоксов, самый известный из которых, пожалуй, это парадокс убитого дедушки. Парадокс возникает в случае, если гипотетический путешественник во времени отправляется в прошлое и каким-либо образом предотвращает свое рождение, что, в свою очередь, должно помешать ему в будущем отправиться в прошлое (подробнее об этом можно почитать в материале «Убить дедушку и выжить»). До недавнего времени не существовало строгого квантово-механического объяснения, как системы на замкнутых времениподобных кривых могут быть самосогласованными, хотя ученые уже предлагали различные решения возникающих парадоксов. Однако последовательного решения, объединяющего квантово-механические принципы и термодинамику замкнутой системы, движущейся по замкнутой времениподобной кривой, до сих пор не существовало.

Физик Лоренцо Гавассино (Lorenzo Gavassino) из Университета Вандербильта изучил аналитически поведение конечных и замкнутых квантовых систем на замкнутых времениподобных кривых в пространстве-времени Гёделя. Используя теорему Вигнера и квантовую механическую интерпретацию унитарных преобразований, он показал, что энергетические уровни замкнутой системы (например, космического корабля) подвергаются спонтанной дискретизации из-за необходимости времени вернуться в исходную точку на замкнутой времениподобной кривой. Кроме того, ученый рассмотрел, как энтропия системы меняется в процессе движения вдоль такой кривой. Он показал, что на определенном участке кривой энтропия достигает максимума, после чего неизбежно снижается вплоть до возвращения системы в исходное состояние из-за необходимости самосогласованности системы при возвращении в исходную точку на замкнутой кривой. По словам физика, это согласуется с теоремой Пуанкаре о возврате, согласно которой в конечных гамильтоновых системах любое начальное состояние через достаточно большое время должно снова повториться.

В результате ученый пришел к выводу, что при прохождении замкнутой времениподобной кривой вся система возвращается к своему исходному состоянию, что делает невозможными ситуации, в которых могут возникать логические противоречия. Например, из-за того что все состояние системы должно оказаться идентично начальному при возвращении в исходную точку на замкнутой кривой, воспоминания наблюдателя внутри космического корабля, которые описываются физической структурой состоящей из атомов и электрохимических процессов в мозге, будут стираться.

В контексте парадокса убитого дедушки это приводит к ключевому выводу: в замкнутой конечной системе с унитарной эволюцией невозможно создать ситуацию, в которой изменения в прошлом приведут к противоречиям, таким как предотвращение собственного рождения. Согласно результатам Гавассино, память и события внутри замкнутой кривой вернутся в начальное состояние, что исключает возможность возникновения ретроактивных парадоксов.

Путешествия во времени любят и писатели-фантасты, и разработчики компьютерных игр. Например, о том, как устроена физика в игре Quantum Break, можно почитать в блоге Марата Хамадеева.

-------
Поведение детей на игровой площадке подчинилось законам термодинамики
А в замкнутом помещении оказалось, что внутри группы детей возможно сосуществование жидкой и газообразной фазы

Егор Конюхов
Физики собрали данные о перемещении четырех групп детей с различным уровнем двигательной активности и выяснили, что группа детей может вести себя подобно жидкости при свободном движении на игровой площадке, а в замкнутом помещении допускает сосуществование жидкой фазы и газообразной (образование маленьких социальных групп внутри большой толпы). Результаты исследования ученые опубликовали в журнале Physical Review E."
 
"«Он любит ее потому, что она может вывести его за рамки земного».

Харбхаджан Сингх Пури Йоги Бхаджан

Мы продолжаем рассказ о потенциальной способности женщин в процессе любовной близости преобразовывать биополе мужчин, совершенствовать его структуру и наполнять энергией. В предыдущих текстах темы «Энергоинформационная структура человека» мы рассказывали о своего рода инструментарии - энергопередающих и энергоаккумулирующих структурах энергетического тела человека. Теперь мы переходим к описанию основным для нашей темы энергетическим процессам в них.

Труды, как восточных авторов, так и пересказывающих премудрости Востока авторов западных, наполнены общетеоретической информацией, в символических выражениях описывающей основания и принципы практики школ и учений. Мало того, что в этих описаниях присутствуют различные трактовки, но в них еще и отсутствуют важные элементы знаний практических, помогающих идущим по пути не ошибаться и находить дорогу для следующего шага. Делается это сознательно для того, чтобы ученики сами искали и сами находили, а не только глотали разжеванное учителем. Этого требует закон ученичества, о чем мы уже писали ранее. Делается это также для тестирования и отсева имитаторов среди учеников и адептов, выдающих исключительно книжное знание за собственные достижения. Для этого некоторые учителя сознательно включали в тексты неверную информацию, которую реально практикующий обнаружит и отвергнет на основании собственного опыта. Описание обсуждаемой темы невозможно только на основании прочитанного и понятого. Оно потребовало самостоятельного углубления в вопросы, трактуемые в литературе общё, без разъяснения важных деталей. В силу этого, тема содержит большое количество информации, почерпнутой или перепроверенной на собственном опыте. Наиболее откровенны и конкретны тексты авторов, находящихся в рамках даосской традиции. В первую очередь это книги Мантек Чиа (Дзя) с соавторами. Но и они многое не изъясняют или упрощают и заземляют. На многолетнем опыте убедились, что понимание достижимо только на основе сопряженного использования знаний, накопленных в индийской, дальневосточной (Китай, Корея, Япония) и взаимопроникающей их буддийской традиции.

Сопряженное использование элементов понятийного аппарата разных традиций с позиций методологии не вполне корректно. Но лучшего варианта все равно нет, а понятия и термины во всех случаях представляют собой образы, помогающие познать и осознать некую фундаментальную истину, принципиально не познаваемую в словах во всей ее полноте. Чем больше граней кристалла мы познаем, тем более познаем и сам кристалл. Поэтому вынужденно пользуемся одновременно или попеременно описанием феномена человеческой энергетики то на основе индийской культурной традиции и в ее терминологии, то на основе китайской культурной традиции, которые в чем-то пересекаются, а в чем-то различаются. Сами представители китайской цивилизации признают наличие в этом вопросе первоначального индийского влияния. Из Индии в Китай приходили и идеи, и их носители. Китайцы же так глубоко перерабатывали полученное в соответствии со своими опытом и традициями, что общим с первоисточником оставалась только глубинная сущность. Но она осталась и это позволяет в зависимости от удобства использовать оба варианта описания элементов энергетической структуры человека.

Учителя Тантры утверждают, что человек начинает постигать основные уроки любви именно в физическом теле, а любовные отношения подготовляют человека к переживанию высших форм сознания. Подготовление это происходит на планах концептуального, эмоционального и энергетического статусов личности, являющихся проекциями энерго-информационных тел человека: будхического (дух), астрального (душа) и эфирного (полевая матрица вещественного тела). Фундаментом является энергетический статус (в здоровом теле здоровый дух). Без совершенствования собственного энергетического базиса невозможно значительное продвижение ни в сфере концептуального постижения мироздания и его законов, ни в сфере просветления, очищения эмоционального мира личности, того, что именуют культурой чувств. Но и обратное так же верно. Без просветления чувственного мира личности (души) и без углубления меры понимания мироустройства (функция духа) невозможно сойти с пути животного эгоистического начала. Решительный подъем энергетического статуса обеспечивается подъемом Кундалини. Но персонифицированная божественная энергия Шакти-Кундалини получается от Творца и возвращается к Творцу, что возможно только на пути восходящем и не будет допущено на пути нисхождения человека в духовную смерть.

Происходит это следующим образом. Если любовные отношения недостаточно чисты и искренни, основываются на меркантилизме и иных низких побуждениях, необходимого уровня активизация энергии Шакти-Кундалини в автоматическом режиме просто не произойдет. Если подъем Кундалини осуществляется целенаправленно йогическими методами, недостаточная чистота каналов и чакр (отсутствие их частотной гармонизации с божественной по своей природе энергией Шакти) не позволит ее энергии пройти последовательно через эти центры (чакры), а при упорстве йогина, могут нанести ему серьезный ущерб и, в крайнем случае, даже привести к смерти. Успех йогина зависит от чистоты его намерений и правильности исполнения сложной и многокомпонентной техники, которая требует глубокого знания теории вопроса и длительной практики. Искренние любовные отношения разблокируют энергетические структуры в режиме автоматическом и риск ошибок многократно меньше. Естественно, на степень продвижения влияет не только мера взаимной заботы и желания членов пары доставить своему партнеру максимальное наслаждение, но и их умение это осуществлять. На этом пути напряжение ума и желание познавать необходимы. Иначе не было бы необходимости писать эти тексты. Но уровень трудозатрат несопоставим. Именно опора на мощный приток божественной энергии свыше к паре в состоянии искреннего любовного соединения, в автоматическом протекании процессов энергообмена позволяет именовать буддийскую Тантру «Ваджраяна» – «путь молнии» или «путь в один шаг».

Энергия любовного соединения может течь от мужчины к женщине и, наоборот, в это же самое время, поднимаясь в телах обоих от нижних чакр к верхним. Поток энергии по каналам вынуждает чакры вращаться. Каждая чакра вращается в противоположном направлении по отношению к соседним. У женщин чакры вращаются в обратном направлении по отношению к соответствующим чакрам мужчины. Высказываются мнения, что женщина и мужчина, стоящие друг против друга, могут находиться друг с другом в гармонии, потому что в этом случае их зеркально расположенные чакры вращаются в направлении, обеспечивающим взаимопритяжение в соответствии с законами электромагнетизма. Но это логическая конструкция, исходящая из нашего восприятия окружающего мира как трехмерного. Скорее всего, это так для вещественных начал мира, но уже для мира субатомного, мира физических полей ученым пришлось вводить четвертое измерение. И этим физики-теоретики не ограничиваются, выстраивая научные гипотезы, предполагающие наличие существенно большего количества измерений. На самом деле способность энергетических тел мужчины и женщины гармонизироваться и входить в резонанс не зависит от положения их тел в пространстве. В случае их взаимной комплиментарности гармонизация происходит при любом пространственном позиционировании"
 

Новые комментарии

LGBT*

В связи с решением Верховного суда Российской Федерации (далее РФ) от 30 ноября 2023 года), движение ЛГБТ* признано экстремистским и запрещена его деятельность на территории РФ. Данное решение суда подлежит немедленному исполнению, исходя из чего на форуме будут приняты следующие меры - аббривеатура ЛГБТ* должна и будет применяться только со звездочкой (она означает иноагента или связанное с экстремизмом движение, которое запрещено в РФ), все ради того чтобы посетители и пользователи этого форума могли ознакомиться с данным запретом. Символика, картинки и атрибутика что связана с ныне запрещенным движением ЛГБТ* запрещены на этом форуме - исходя из решения Верховного суда, о котором было написано ранее - этот пункт внесен как экстренное дополнение к правилам форума части 4 параграфа 12 в настоящее время.

Назад
Сверху