Indigo
Club
Если оставить в стороне членовредительство, то Си-Джей, как и многие другие миллениалы, выглядит физически более здоровой, чем мое поколение. Когда я и мои друзья из поколения X были примерно ее возраста, мы как будто постоянно были то пьяные или под экстази, то с похмелья или на отходняках. И уж точно никто из нас даже близко не подходил к спортзалу. В самом деле, испытываемое современной молодежью стремление быть совершенными может иметь и кое-какие положительные последствия. Исследования показывают, что миллениалы более склонны, чем взрослые, избегать опасного поведения, в том числе наркомании, пьянства, курения и раннего секса. Кроме того, они чаще занимаются спортом и предпочитают более полезную пищу.
Еще одна удивительная черта поколения Си-Джей – высокая осведомленность о глубинном структурном неравенстве, до сих пор пронизывающем общество.
(Здесь я имею в виду распространение политики идентичности. Если вам нужна ссылка на таковую, я вам завидую.)
С неолиберальной точки зрения эта осведомленность может быть в значительной мере обусловлена верой, что в игре на свободном рынке у всех должны быть равные шансы, а особенности личности не должны препятствовать успеху. Как бы то ни было, это отрадно.
Но есть и другие изменения, подтверждаемые имеющимися данными, и, хотя к ним можно относиться по-разному, мне они кажутся более тревожными. Так, одно исследование, проведенное среди американских студентов, показало, что они больше предыдущего поколения беспокоятся о будущем и чаще соглашаются с утверждениями вроде «Я бы хотел вернуться в безопасное детство».
В ходе еще одного исследования, проведенного в Великобритании, обнаружилось, что четверо из десяти молодых людей чувствуют себя «измотанными», причем 38 % девушек и 29 % юношей переживают за свое душевное здоровье.
Вместе с тем свобода речи сейчас ценится меньше, чем прежде: согласно данным проведенного в 2015 году опроса исследовательского центра Pew Research, 40 % американских миллениалов согласны с тем, что у правительства должна быть возможность предотвращать высказывания, оскорбительные по отношению к меньшинствам. Для поколения X этот показатель равнялся 27 %, а для беби-бумеров – 24 %.
Выявленный учеными всплеск индивидуализма, по-видимому, сопровождается резким ослаблением эмпатии. Метаанализ, проведенный доктором Сарой Конрат из Мичиганского университета, свидетельствует, что современные студенты колледжей на 40 % менее склонны к сопереживанию, чем студенты в 1980-е годы. Они реже соглашаются с утверждениями вроде «Я испытываю чувства нежности и заботы по отношению к людям, которым повезло меньше, чем мне» или «Я иногда стараюсь лучше понять своих друзей, представляя события с их точки зрения». Кроме того, они меньше доверяют окружающим. Данные центра Pew Research позволяют сделать вывод, что лишь 19 % миллениалов готовы доверять большинству людей, – по сравнению с 40 % беби-бумеров. Хотя издевательства в школах теперь происходят реже, издевательства в сети учащаются.
Именно в интернете убеждения других людей лучше всего контролируются, а их «ереси» публично наказываются. Мне пришло в голову, что это может оказаться следующим соблазнительным шагом на выбранном нами пути: если все мы боги, тогда наши чувства священны, а раз так, то люди, оскорбляющие их, – грешники. Мне кажется, что в основе всего этого лежит нарциссизм: наше мнение настолько драгоценно, что мы считаем правильным заставлять замолчать или наказывать тех, кто его не разделяет.
Еще одна удивительная черта поколения Си-Джей – высокая осведомленность о глубинном структурном неравенстве, до сих пор пронизывающем общество.
(Здесь я имею в виду распространение политики идентичности. Если вам нужна ссылка на таковую, я вам завидую.)
С неолиберальной точки зрения эта осведомленность может быть в значительной мере обусловлена верой, что в игре на свободном рынке у всех должны быть равные шансы, а особенности личности не должны препятствовать успеху. Как бы то ни было, это отрадно.
Но есть и другие изменения, подтверждаемые имеющимися данными, и, хотя к ним можно относиться по-разному, мне они кажутся более тревожными. Так, одно исследование, проведенное среди американских студентов, показало, что они больше предыдущего поколения беспокоятся о будущем и чаще соглашаются с утверждениями вроде «Я бы хотел вернуться в безопасное детство».
В ходе еще одного исследования, проведенного в Великобритании, обнаружилось, что четверо из десяти молодых людей чувствуют себя «измотанными», причем 38 % девушек и 29 % юношей переживают за свое душевное здоровье.
Вместе с тем свобода речи сейчас ценится меньше, чем прежде: согласно данным проведенного в 2015 году опроса исследовательского центра Pew Research, 40 % американских миллениалов согласны с тем, что у правительства должна быть возможность предотвращать высказывания, оскорбительные по отношению к меньшинствам. Для поколения X этот показатель равнялся 27 %, а для беби-бумеров – 24 %.
Выявленный учеными всплеск индивидуализма, по-видимому, сопровождается резким ослаблением эмпатии. Метаанализ, проведенный доктором Сарой Конрат из Мичиганского университета, свидетельствует, что современные студенты колледжей на 40 % менее склонны к сопереживанию, чем студенты в 1980-е годы. Они реже соглашаются с утверждениями вроде «Я испытываю чувства нежности и заботы по отношению к людям, которым повезло меньше, чем мне» или «Я иногда стараюсь лучше понять своих друзей, представляя события с их точки зрения». Кроме того, они меньше доверяют окружающим. Данные центра Pew Research позволяют сделать вывод, что лишь 19 % миллениалов готовы доверять большинству людей, – по сравнению с 40 % беби-бумеров. Хотя издевательства в школах теперь происходят реже, издевательства в сети учащаются.
Именно в интернете убеждения других людей лучше всего контролируются, а их «ереси» публично наказываются. Мне пришло в голову, что это может оказаться следующим соблазнительным шагом на выбранном нами пути: если все мы боги, тогда наши чувства священны, а раз так, то люди, оскорбляющие их, – грешники. Мне кажется, что в основе всего этого лежит нарциссизм: наше мнение настолько драгоценно, что мы считаем правильным заставлять замолчать или наказывать тех, кто его не разделяет.