"...стереотипы расходятся с реальностью. Немецкие подводники вели себя по-рыцарски, они после торпедной атаки дожидались эвакуации экипажа, дожидались прибытия кораблей спасателей. А англичане, декларируя джентльменские правила ведения войны, прибыв для спасения своих, расстреливали немецкие подлодки. После чего обозлённые немцы стали топить всё, что видели, не интересуясь, что там с экипажем и пассажирами. После чего англичане заявили, что немцы кровожадные садисты. Все помнят обвинения англичан, никто не помнит, почему так получилось. Почему получилось? Из-за англосаксонского лицемерия и подлости. Какого ещё лицемерия? Они же джентльмены в белых перчатках.
Как говорил покойный Дядя Миша Задорнов, мир его праху, англосаксы лучше всего на свете умеют в пиар. Поэтому разбираться в их психике долго и трудно. Алиса Льюиса Кэррола примечательная сказка. Она настолько хороша, что сама королева Англии пришла в восторг. Вывод? Эта девочка полностью соответствует менталитету англосаксов. Так почему мы не изучаем её поведение как расшифровку мотивации и поведения англосаксов? Надо.
Трудность в том, что каждая страна рассказывает чужие сказки так, как считает нужным, как ей видится правильным. Поэтому диснеевская Алиса это шутовской балаган, а советская Алиса это русская школьница. Я был прилежным учеником, поэтому, посмотрев мультфильм, взял в библиотеке книгу. Честно прочёл от корки до корки и не понял ничего. Книга настолько не совпадала с мультфильмом и настолько не совпадала с моими представлениями о сказочной повести, что я ещё тогда решил, что это чисто внутренняя вещь, не для внешнего потребления. И тем важнее эта сказка.
Разборов «Алисы» очень много, все отсылки и скрытые смыслы расписаны многократно. Меня же интересует сама девочка – как она себя ведёт, что для неё важно, а что нет. Потому что странности поведения меня смутили ещё в далёком детстве.
Сразу хочу прояснить важный момент. Отмазки в стиле – она же девочка и ребёнок тут не пройдут. Это для нас с вами, выросших на советской системе образования, дети это иные люди с иным мышлением, для которых надо делать скидку, а в западной системе воспитания считается, что ребёнок мыслит так же, как взрослый. Поэтому, когда Алиса говорит нечто, что русский воспримет как детскую наивность, для англосакса это серьёзное заявление.
Я сел читать заново Алису уже будучи глубоко немолодым человеком, очень много узнавшим о западном мире, поэтому некоторые моменты, на которые ранее не обращал внимания, стали вылезать, как уши осла из басенки, это оказались готовые стереотипы, готовые формы поведения, хорошо мне известные смыслы, и сказка заиграла совсем другими красками.
Первая странность вылезает практически сразу, когда Алиса падает в норе и размышляет, куда её выбросит, если она пролетит Землю насквозь. Она собирается спросить у прохожих, в какую страну попала, но считает, что её примут за невежду, и решает искать надписи на улицах.
Английская чопорность это мировой стереотип. Есть анекдот про эксперимент, когда людей разной национальности высаживают на необитаемый остров и проверяют, чего они достигнут через год. Три англичанина через год жили порознь, не общаясь друг с другом. Почему? Перед высадкой их забыли представить друг другу. Я не спец по английской психиатрии, поэтому не могу сказать, что это – ксенофобия в её максимальном проявлении, когда даже свои воспринимаются чужими, или предельное следование этикету, что тоже очень близко к шизофрении. В любом случае, эту особенность нельзя упускать из вида, когда имеешь дело с англосаксом. Даже если он тебе улыбается, ты для него ЧУЖОЙ.
Когда Алиса находит маленькую дверь, она надеется обнаружить на столе инструкцию по складыванию наподобие подзорной трубы. Это тонкий ход. Английская система образования воспитывает людей в убеждении, что белый человек способен на всё, и нет задач, которые он не сможет выполнить, вне зависимости от профиля образования. Англичане получают очень разностороннее образование, что создаёт у них иллюзию профессионализма. На самом деле из них готовят управляющих, не способных создавать новые идеи, зато готовых на любое дело. Сложиться, как подзорная труба, была бы инструкция – хорошая аллегория на поведение англичан во всём мире. Неважно, что какую-то вещь невозможно выполнить физически, они будут стараться сделать. К этой теме мы ещё вернёмся.
И по сказке она-таки сложилась. Правда, в нарушении своей же концепции, по которой девочка должна была сделать это сама. За неё это сделал эликсир.
По поводу обвинений русских в том, что они слишком много философствуют. Вы когда-нибудь пытались представить, как выглядит пламя свечи ПОСЛЕ того, как свеча потухнет? А вот Алиса пыталась. Зачем? ПРОСТО. И в дальнейшем она будет постоянно размышлять об отвлечённых темах.
Кстати, у Алисы биполярочка. Она очень любила притворяться двумя разными девочками сразу. Например, когда она смошенничала в крокет, то от лица другой девочки отхлестала себя по щекам. И Кэррол прямо заявляет, что Алиса не говорит сама с собой в стрессовых ситуациях, а разговаривает от лица двух разных девочек. А уж её размышления, не превратилась ли она в одну из своих подружек, ну, это явка с повинной к психиатру.
Здесь история длинной на несколько веков, менталитет народа складывается очень долго. Дело в том, что у англичан много двусмысленных моментов в истории, которые оказывали на них серьёзнейшее влияние. Например, остров завоёвывался несколько раз с полной сменой элит. Куда там нашему внутреннему спору о происхождении Рюрика, чья семья была каплей в море местных олигархов. Элиту Великобритании лишь условно можно назвать английской, там столько крови намешано. В России фраза «какой ты русский, если в тебе нет монгольской крови» это лишь исторический каламбур, всем понятно, что Орда с Русью не перемешивалась. А вот в Англии приезжали целые династии и кланы, и проблемы возникали самые разные, вплоть до переделки веры. У них по сей день нет окончательного ответа на вопрос, элита Англии она чья – французская или немецкая. Куда там с нашим норманским вопросом! Поверьте старенькому учителю, это очень плохо сказывается на менталитете всего общества. Когда у вас есть, во-первых, официальная позиция, во-вторых, есть фактическая ситуация, в-третьих, есть необходимость маневрировать между самыми разными точками силы, произнося на работе одно, в семье другое, в клубе единомышленников третье, в церкви четвёртое, вот поверьте учителю, - мозги у вас будут кипеть и плавиться. И циничный лицемер – это самое лучшее, что может произойти с человеком. Большинство станут просто тихими домашними сумасшедшими.
При первом же контакте с обитателями подземного мира вылезают феерические симптомы. Когда Мышь убегает, не рассказав до конца свою историю, огорчив тем самым зверюшек и птичек, те переговариваются с сожалением, и Алиса выдаёт очень интересную фразу.
- Вот бы сюда нашу Дину – сказала громко Алиса, не обращаясь ни к кому в отдельности. – Она бы вмиг притащила её обратно!
Это настолько интересная форма подачи угрозы, что я даже теряюсь, как её правильно описать. Девочка бросает прямую угрозу, ибо мы же понимаем, что будет, когда кошка окажется среди кучи мелкой живности, которую она привыкла есть, Алиса это подтвердила. Но она её не конкретизирует, она ни к кому не обратилась. Любой нормальный человек предложил бы конкретным собеседникам конкретное действие, а Алиса просто наслаждается своей властью, своей возможностью – потенциальной, потому что кошки сейчас нет! – сделать нечто. Она спокойно рассказывает мышке про свою кошку, которая ловит мышей, про чудесную соседскую собаку, которая ловит мышей, а птицам про то, что её кошка ловит и глотает птиц. И искренно удивляется – вам не нравится моя кошка? Насколько девочке должно быть пофиг на её собеседников, чтобы не задумываться над их чувствами? После этого не приходиться удивляться, что англосаксы приезжают в Японию и сочувствуют убиенным в атомной бомбардировке. Потому что они на самом деле не сочувствуют, они не сопереживают.
- И зачем это я заговорила о Дине! – грустно подумала Алиса. – Никому она здесь не нравится! А лучше кошки не сыщешь!
Почему кошка не нравится мышам и птичкам? Я так и слышу – почему вам не нравятся эти славные ребята?"
....я со свечкой не стоял 🙂
Но места показаны...любопытные 😉
Включая хм, раздвоение на бабушку с мамой🙂 когда самого себя типа не осталось 😉