" Ходжа Насреддин с Учителем после долгого дневного пути остановились заночевать в ближайшем караван-сарае (отель по-нашему). Учитель отлучился дать распоряжения, а Насреддину поручил привязать верблюда. Насреддин верблюда не привязал.
Утром просыпаются - верблюда нет. Учитель недоумённо взглянул на Ходжу. На что Насреддин ответил: "Учитель, я надеялся, что, когда я путешествую по жизни с таким великим Учителем, Аллах позаботится о моём верблюде.'
На что Учитель с великим терпением ответил: «Ходжа, сколько раз можно повторять одно и тоже - на Аллаха надейся, а своего верблюда привязывай, ибо у Аллаха нет рук, кроме твоих.»
Восточная притча.
На Бога надейся, а сам не плошай!
Русская пословица.
По пятницам мы с родителями раз в месяц посещали мечеть. Мы с сестрой обязательно надевали длинные плиссированные юбки, доставшиеся нам еще от бабушки, натуго прилизывали короткие хвостики и аккуратно окутывали голову расписными платками. В павлодарской мечети имени Машхур Жусупа, стоя под огромным куполом (его высота 33 метра), на который, чтобы посмотреть, нужно запрокинуть голову назад, как на Вавилонскую башню, ощущаешь незначительность своих земных проблем. Появляется успокоение. Наверно, это вопрос психологии: когда мы видим что-то большое, в физическом или метафизическом плане, и сравниваем это с собой, невольно начинаем понимать масштаб своих проблем. Когда я смотрела на множество молящихся людей, мне казалось, что все сердца присутствующих бьются в одном ритме: вне зависимости от пола, возраста, социального статуса — мы все были за одно — за мир и спокойствие.
Наша семья жила по канонам ислама: на всех мероприятиях был мулла и читал молитву, мы складывали руки, безвозвратно и постоянно отдавали садака, отвозили вещи в детский дом, старались помогать ближним, если позволяют возможности. И эти традиции внесли значимый вклад в мой характер и становление базовых ценностей
С детства я была знакома не только с исламом. Павлодар — действительно многонациональный город, и в моем доме жили разные люди — и иудеи и православные. На праздновании окончания месяца Рамадан или Курбан-байрам мы собирались семьей и приглашали соседей за большой дастархан. А на рождество, воскресение Христово или пасху, мы обменивались с нашими православными соседями куличами и бились цветными яйцами. Каждое крещение, часов в 7 утра, мы с папой и мамой подскакивали, экипировавшись пятью 5-тилитровыми баклажками и двумя 10-тилитровыми бутылями, в часовню имени Святого Николая Чудотворца в Павлодаре, чтобы набрать святой воды. Родители мне говорили, что она поможет, если кто-то из нас с сестрой заболеет. И при первых же признаках недомогания меня умывали святой водой. Даже когда я переезжала на учебу в Москву, мама с папой тайком положили мне в чемодан две бутылки святой воды, хотя я была против, потому что чемодан и так уже был тяжелым. Но, на самом деле, в первую же неделю приезда я отравилась и лечилась святой водой.
Для меня это всегда было в порядке вещей. Живя в одном доме, в одном городе, мы никогда не делились на своих и чужих, никогда не акцентировали чью-то национальность или веру. Жили дружно и мирно. И я благодарна Павлодару за возможность окунуться в атмосферу разных, но близких по духу культур.
Новое редакционное задание дало мне очередной повод погрузиться в вопросы, кто мы? Какие мы? И почему мы такие, какие есть? Через это небольшое исследование я хотела разобраться как религиозные (или нерелигиозные) установки влияют на поведение людей, возможно ли объединиться людям с разным мировоззрением? Помимо того, что я опросила своих коллег по цеху — студентов — я побывала в исторической мечети Москвы, в Троицкой церкви, в Московской хоральной синагоге, в буддийской традиционной сангхе России и даже зашла в общежитие клуба любителей карт Таро. Признаюсь честно, первоначально мне было очень страшно посещать все эти точки, я боялась, что встречу слишком разных людей, которые откажутся что-либо мне говорить о своих ощущениях и мыслях. Но чувство, что это нужно не только мне, а моим читателям придавало сил действовать уверенно."
...не моё, понятно