"Человеческое осознание погружено в ортодоксальный антропоморфизм естественно и органично, как консервированные томаты в маринад из томатного сока. Многое в этом мире не находит понимания именно по этой причине. Даже вполне безобидное осознание того, что человеческое существо – это не объект эволюционного развития. Это сам процесс. Пролонгированная во времени метаморфоза. Совокупность соединенных внутренними смыслами опытов познания, эмоциональных переживания и закономерных трансформаций. Даже это на слух вызывает некую настороженность. Хотя, все формы жизни, от весьма сложных до простейших, всего лишь очевидный переход от нас предшествующих к вариации последующих состояний. Наши тела, какими мы были лет пять назад, составлены из другого вещества, отличного от того, которое наполняет вас сегодняшнего. Природа живых систем – это увлекательная история, которая никогда не кончается. «Мы привыкли думать о животных и растениях, как о веществе, а они, на самом деле, являются системами, через которые постоянно течет вещество». ( Уильям Бэтсон, создатель термина «генетика»).
Как и любые другие системы, люди находятся в океане сенсорных взаимодействий. В силу нашего антропоморфизма, мы склонны думать, что вся доступная нам информация непременно должна интегрироваться и анализироваться органом, именуемым по традиции мозгом. Вопросы. Возможно ли усвоение сенсорной информации неким иным природным анализатором, не имеющей конкретной локации, а рассредоточенным в совокупности взаимосвязей объектных систем, именуемой информационно- сенсорной средой? возможна ли интеграция отдельных «человеческих» систем в единую когнитивную сеть? Существует ли человечий аналог сетевых форм жизни, таких как грибной мицелий или термитное сообщество? Для понимания – сетевыми формами жизни в терминах когнитивистики, думается, следует считать природные системы, обладающие осознанием, имеющие признаки проявления сложных ментальных функций и фиксируемые когнитивные признаки (язык, логика, система прогнозирования и тд). Как тут не вспомнить великого Вернадского и Тейяра де Шардена. Но так, вскользь. Чтобы не перегружать лишними сущностями мирок этой статьи.
Сетевая нейробиология – научная дисциплина, изучающая, каким образом деятельность миллионов нейронов складывается в «деятельность» отдельного мозга. В нашем же случае, говоря о сетевых формах жизни, было бы интересным понять, каким образом нейронная сеть, локализованная в пределах организма «условного термита», встраивается в систему общей нейросети «условного термитника». На самом деле, существует вполне внятное объяснение. Оно сугубо материальное и скучное, то есть, научное. Нам поясняют, что все дело в нескольких способах сенсорного взаимодействия. Феромоны, инстинктивные поведенческие схемы, электрохимические связи, язык… Да, язык. «Словарный запас» пчел, например, насчитывает несколько сотен смысловых форм. Этот вопрос очень прилично изучен. Карл Риттер фон Фриш в 1973-м получил Нобеля как раз за составления пчело-человеческого словаря. НО, это, на самом деле, интересно, но не важно. Что мы имеем? Объективно существующая нейросеть, включающая в себя мириады нейронных связей, объединенных в «облака» и «галактические туманности» общих когнитивных процессов, жестко структурированная и при этом обладающая достаточной адаптивностью и подвижностью. Не имеющая строго локализованного «центра управления». Возможно, обладающая неким подобием осознания и самоидентификации. Сознаюсь, когда ЭТО пытаешься представить - просто мороз по коже. На грани экстатического восторга. Все эти обронзовевшие понятия: право выбора, свобода, предназначение, осознанность поведения, социальность, гуманизм… , закон и порядок)), объективная философия, религии всех мастей… укоренившаяся в сознание обязательная личностная субъектность. Все это прямиком идет на свалку эволюции. "
..не моё
Пусть у Вас, ладно?