Ksenia
Фея
Это не так. Дзен возник тогда, когда буддизм-тхеравада был достаточно развит, когда были уже целые университеты буддийские, когда было написано множество литературы, сутр. Но при этом было недовольство истеблишментом, сложившимися практиками. Буддийские монахи стали элитарными снобами. Отсюда недовольные начали пытаться оживить дух буддизма, начали появляться новые школы, в которых люди были не довольны традиционными практиками. Отсюда Чан в Китае, а в Японии -- Дзен. И дзенские мастера нарочито вели себя антисоциально, нарочито юродствовали. Это был троллинг традиционных буддийский ценностей. В Китае Чан даже одно время императоры запрещали. Также во всех школах Махаяны изменили базовые теоретические постулаты. Так, в тхераваде мудростью считается способность различать дхармы. Отсюда длительные медитации для развития способности ума различать мельчайшие психические состояния. А в Махаяне мудростью считается способность видеть пустоту дхарм. Пустотность -- главная идея буддизма Махаяны и особенно дзена. Отсюда юродство, дезн-коаны, которые направлены на очищение ума от самых разных обусловленностей, приходу к пустоте, изначальному источнику.Дзен же вроде про духовный внутренний рост и к социальному не имеет отношение, соответственно и к асоциальному.
Поэтому и говорят про 80 левел дзена и постижение дзена, внутреннего и всего такого.
То есть постижение дзена не требует того чтоб вести себя асоциально. Это типа духовное, внутреннее, душевная организация.
В буддизме-ваджараяне вообще практики для многих "дикие". Так, призывалось убивать детей, родителей, пить их кровь, подносить Будде подношения кровью и нечистотами. Так, в сутрах ваджараяны и писалось. Но это были психотехники по выходу всех бессознательных тенденций, если говорить в терминах западной психологии.