dok34.ru
Moderator
В каких же именно пропорциях распределяются типы нервной деятельности в популяции? Это было совершенно точно установлено на многоплодных животных - собаках и свиньях, и подтверждено на крупных поголовьях молодняка одноплодных животных – кров и лошадей – при бонитировках.
Из 10 особей одной возрастной группы в поголовье будет:
2 сангвиника;
3 холерика;
4 флегматика;
1 меланхолик.
Следует полагать, что эта же пропорция сохраняется и у людей, хотя достоверно такие исследования ещё никто не проводил.
Также не проводились исследования на диких высших животных. Потому, что для достоверного исследования на типы нервной деятельности и их количество в поголовье требуется соблюсти некоторые условия, а именно:
- исследуемые объекты должны быть одной возрастной группы, то есть быть примерно одного возраста;
- рядом и в пределах видимости исследуемых объектов не должно быть представителей других возрастных групп их поголовья, иначе реакция исследуемых объектов может быть искажена импринтинговым поведением и социальными рефлексами;
- раздражитель должен быть применён ко всем исследуемым объектам одновременно.
Эти условия можно довольно легко соблюсти с домашними и сельскохозяйственными животными, и практически невозможно с дикими.
Например, исследования на тип нервной деятельности у служебных собак происходит следующим образом:
В помещение, где содержится сука с помётом щенков 1,5-2 месячного возраста, входит хозяин собаки. При этом человек, который будет проводить исследования (будущий хозяин одного из щенков) ждёт снаружи неподалёку. Хозяин выводит суку за ошейник из помещения. Она, увидев незнакомого человека в непосредственной близости от щенков, начинает проявлять агрессию – рычать или лаять. Щенки это слышат, и настораживаются. После чего хозяин уводит суку подальше, чтобы она своим поведением не мешала щенкам проявить естественную реакцию на раздражитель. И в помещение со щенками входит чужой, неизвестный им человек. Человек должен зайти, остановиться, не пытаться как-либо взаимодействовать со щенками и не приближаться к ним впритык. Сначала все щенки будут рычать, скулить и лаять. Но уже через, примерно, минуту последует дифференцированная реакция: сангвиники прекратят лаять, начнут осторожно приближаться к человеку и обнюхивать его обувь; холерики продолжат лаять и попытаются агрессивно наступать; флегматики потеряют интерес к человеку, и займутся поисками пищи или сном; меланхолик забьётся в самый дальний угол помещения, и будет оттуда истерично выть…
Всё, исследования на тип нервной деятельности завершены. Будущему хозяину щенка осталось выбрать из представителей желательного типа нервной деятельности того, кто подходит ему по полу и экстерьеру.
У других видов животных проводят групповые исследования на тип нервной деятельности схожим образом, с учётом видовой принадлежности: котят приносят в неизвестное им пустое помещение, и оставляют наедине с неизвестным человеком; жеребят и телят пугают светошумовыми эффектами и щелчками кнута, и так далее.
Если групповые исследования провести нет возможности, то установить тип нервной деятельности одиночного объекта тоже можно. Но это потребует разные типы раздражителей, и займёт куда больше времени наблюдений.
Завершая обзор наследуемости типов нервной деятельности и их пропорциям в популяции, хотелось бы отметить следующее – до сих пор нет никаких доказанных способов повлиять на будущий тип нервной деятельности потомства высших животных. От чего зависит тип нервной деятельности эмбриона, и какие на это повлияли факторы, только предстоит выяснить исследователям науки этологии.
Однако есть интересное наблюдение на монозиготных и дизиготных близнецах у людей: один из близнецов обязательно флегматик, а второй – одного из сильных типов нервной деятельности. Но этот факт скорее добавляет загадок в вопрос распределения типов нервной деятельности по популяции, чем уменьшает их число. Отметим, что масштабных достоверных исследований по этому поводу не проводилось ни среди людей, ни среди других высших одноплодных животных.
2.7.Прямые и косвенные проявления типа нервной деятельности у людей.
Тип нервной деятельности человека является таким же неотъемлемым врождённым признаком, как генотип, пол и группа крови. Его невозможно изменить и как-либо корректировать.
Тип нервной деятельности формирует инстинктивное, неосознанное поведение. Инстинктивное поведение зачастую никак связано с вашей личностью, интеллектом, образовательным и культурным уровнем. Однако именно инстинктивное поведение наглядно демонстрирует устройство и функционирование вашей нервной системы. Абсолютное большинство ваших решений, поступков и желаний подсказывает вам тип нервной деятельности, импринтинговое поведение и ваш тип социального формирования. Об импринтинговом поведении и социальном формировании мы поговорим в следующих разделах, а пока внесём окончательную ясность в вопрос важности определения типа нервной деятельности.
К сожалению, очень сложно определить свой тип нервной деятельности самостоятельно. Любые «психологические» тесты по этому поводу являются просто мошенничеством и научным подлогом. Этология – наука о наблюдении за живым объектом, и только наблюдатель может делать выводы о поведении этого объекта. Своё собственное поведение мы зачастую оцениваем совершенно неправильно и необъективно. Для развития у себя этологических навыков будет значительно полезнее понаблюдать за другими людьми, и попытаться определить их тип нервной деятельности по реакции на различные раздражители. Но не торопитесь с выводами – этологические наблюдения не терпят спешки. Только когда вы с лёгкостью сможете предсказывать реакцию на каждый вид раздражителей своих знакомых, ставших объектами вашего наблюдения, стоит с осторожностью подойти к вопросу собственного типа нервной деятельности. Да и то, есть немалые шансы ошибиться. Вероятность ошибки снизится, если этологической практикой вы займётесь с одним или несколькими товарищами, наблюдая и анализируя реакции на раздражитель друг у друга. Наблюдение за вашим инстинктивным поведением со стороны даст наиболее точную оценку вашего типа нервной деятельности.
Любой из четырёх типов нервной деятельности у людей, как у самых высокоразвитых высших животных, широко представлен в каждой расе и народе. Так как, в отличие от остальных животных, мы обладаем разумом и членораздельной осмысленной речью, проявление типов нервной деятельности у нас полнее и многограннее. Каждый тип нервной деятельности человека органично вписан в наш социум, и цивилизацию в целом. У людей нельзя выделить какой-либо желательный тип нервной деятельности, как это происходит в животноводстве. К сожалению, или, наоборот, к счастью, все типы нервной деятельности человека обладают как своими достоинствами, так и недостатками относительно роли в социуме. Выяснив тип нервной деятельности конкретного человека можно подобрать ему наиболее подходящую социальную роль и профессию, чем значительно снизить уровень стресса и депрессивных расстройств в обществе.
Прежде, чем приступить к описанию и характеристике типов нервной деятельности человека, ещё раз вспомним, что они подразделяются на сильные и слабые, а также на уравновешенные и неуравновешенные. Сильные конкурируют между собой и защищают слабых, но в то же время стремятся доминировать над ними. Слабые охотно подчиняются, и ищут защиту у сильных. Уравновешенные легче и проще сходятся с уравновешенными же, а неуравновешенные между собой. Это «взаимопритяжение» типов нервной деятельности отмечено у всех видов высших животных, в том числе и у людей. Причём, оно не зависит от пола и возраста особей, и затрагивает все сферы жизни популяции.
Как и у прочих высших животных, тип нервной деятельности у людей можно определить ещё в раннем детстве. Уже к двум-трём годам, даже до развития полноценной речи, тип нервной деятельности заметен совершенно отчётливо. Учитывая, что характерные поведенческие реакции у человека несколько отличаются в детском и во взрослом возрасте, в описаниях типов нервной деятельности будут представлены оба варианта.
Сангвиник.
Реакция на незначительный раздражитель – застывшая улыбка, зачастую одной половиной рта, эдакая ухмылка. Так как это реакция на абсолютно любой раздражитель, то часто эта ухмылка категорически не соответствует ситуации. Например, когда сангвиника за что-то ругают, а он в ответ улыбается, окружающие могут подумать, что он не воспринимает критику всерьёз. Однако, это не так. Сангвиник может даже не замечать свою неуместную улыбку, так как в этот момент он напряжённо размышляет над услышанным, а ухмылка – просто инстинктивная реакция нервной системы на раздражитель. Сангвинику приходится прикладывать сознательные усилия, чтобы не улыбаться в неподходящих ситуациях.
Реакция на значительный раздражитель – сангвиник быстрее всех успокоится, если речь идёт о групповых наблюдениях, и начнёт описывать окружающим произошедшее событие в юмористическом свете. Со стороны может показаться, что он просто шутник и весельчак, но юмор сангвиника в ответ на раздражитель имеет совсем другую природу. Как самый сильный тип нервной деятельности, он инстинктивно убеждает окружающих, что опасность миновала, и вверенной ему части популяции на данный момент ничего не угрожает.
Общая характеристика. Как ни странно, но самый сильный тип нервной деятельности крайне неохотно прибегает к именно силовому воздействию на окружающих. Сангвиник – прирождённый манипулятор и стратег. Его инстинктивное поведение всегда направлено на подчинение окружающих своей воле. В отношении другого сильного типа нервной деятельности – холерика, сангвиник может демонстрировать кажущуюся слабость или некомпетентность в чём-либо, заставляя холерика перестать видеть в нём опасного конкурента. В отношении со слабыми типами нервной деятельности, или даже просто младшей по возрасту частью наблюдаемого социума, сангвиник наоборот будет демонстрировать участие к ним и защиту их интересов. Если в наблюдаемом социуме только один сангвиник, то через некоторое время окажется так, что остальные члены этого социума служат исключительно интересам сангвиника, даже не подозревая об этом. Если сангвиников несколько, то они всеми средствами будут добиваться единоличного управления этим социумом до тех пор, пока его не покинут те сангвиники, чьи успехи в подчинении окружающих скромнее. Или же социум распадётся на части, равные количеству сангвиников. Речь, повторимся, идёт об исключительно инстинктивном поведении, которое сангвиники зачастую даже не осознают.
Поведение в детском возрасте. Маленький сангвиник – постоянная «головная боль» родителей. Начиная с самого раннего возраста, сангвиник неустанно исследует жизнь и окружающее его пространство. Его не останавливают никакие запреты, он всегда находит способ осуществить задуманное. Его интересы и предпочтения постоянно меняются, так как изученный предмет или игра теряют для него всякую ценность. Иногда сангвиник может сохранять привязанность к какой-нибудь игрушке или занятию в течение длительного времени, однако это никак не исключает постоянный поиск новых впечатлений.
Ребёнок-сангвиник изобретателен, креативен, и, при помощи этих качеств, прекрасно манипулирует другими детьми и даже взрослыми более слабых типов нервной деятельности. Он может придумывать какие-то собственные слова, игры и истории, вынуждая окружающих повторять за ним. Если ему кажется, что взрослые недостаточно подчинены вниманию к его персоне, он может безосновательно жаловаться на здоровье, обращение со стороны других взрослых и детей, плохое питание и прочее в том же духе. Так как он, в силу возраста, не способен представить себе последствия своих жалоб, а всего лишь хочет больше внимания к себе, абсолютно бессмысленно объяснять ему, что он плохо поступает – инстинктивное поведение не изменится. Нужно просто перепроверять всю подобную информацию от маленького сангвиника, и постараться найти ему новое интересное занятие, которое отвлечёт его от манипуляций окружающими. Также, ребёнку-сангвинику недоступно понятие «авторитета старших», он всех считает, как минимум, равными себе.
Достоинства типа нервной деятельности. Ярко выраженные организаторские способности, умение мыслить стратегически и заниматься множеством дел одновременно, креативный подход к решению любой задачи, изобретательность.
Недостатки типа нервной деятельности. Частая смена интересов и приоритетов, отсутствие усидчивости, абсолютная неспособность заниматься кропотливой и монотонной работой, невнимательность к деталям, отсутствие длительной концентрации внимания, крайняя нетерпеливость и склонность к импульсивным решениям и поступкам.
Социальное применение: руководитель, стратег, идеолог.
Холерик.
Реакция на незначительный раздражитель – адекватная или умеренно-агрессивная. Если в произошедшем не было ничего, лично затрагивающего холерика, его реакцию можно назвать быстрой и соответствующей ситуации. Однако если незначительный для окружающих раздражитель по каким-то причинам пришёлся холерику не по нраву, последует чрезмерно агрессивная реакция. Холерик будет ругаться, и сыпать оскорблениями в адрес раздражителя и его виновников.
Реакция на значительный раздражитель – холерик продемонстрирует ярко выраженную агрессию, которая будет идти по нарастающей амплитуде. Если по определённым социальным причинам у холерика нет возможности проявить агрессию немедленно, то, как только он окажется в другом окружении, весь гнев и раздражение немедленно выльются на случайно попавших в поле зрения холерика. Сколько бы ни прошло времени, этот же значительный раздражитель вызывает у холерика всё ту же бурную реакцию, если что-либо будет ему об этом напоминать.
Общая характеристика. Вся жизнь холерика – бесконечная борьба, череда побед и поражений. Он постоянно соревнуется с окружающими абсолютно во всём, чём может, и считает это своим преимуществом. Желание продемонстрировать своё превосходство над другими является смыслом жизни для холерика. Если холерик задался какой-то целью или поверил в какую-то идею, то он будет следовать этому упрямо и фанатично, не взирая ни на что. В случае изменившихся обстоятельств, когда достижение цели уже не является актуальным, или идея оказалась несостоятельной, холерик будет до последнего упорствовать в своих заблуждениях. Холерик устойчив в предпочтениях и взглядах на жизнь; он поддерживает традиции, порядки и правила, принятые в окружающем его социуме. Инстинктивно чувствуя, что при «игре по правилам», сильный и агрессивный холерик будет неизменно побеждать в конкуренции с другими типами нервной деятельности, он яростно отстаивает соблюдение законов и норм социума. Напор и деспотия холерика пугает и подавляет флегматиков, а меланхолики часто видят в нём пример для подражания. И только сангвиники категорически избегают прямой конкуренции с холериком, не подчиняясь «правилам игры» или меняя их на ходу, чем доводят холерика до исступления. Между собой холерики легко объединяются для выполнения какой-либо тактической задачи, действуя слажено и бесконфликтно. Но как только задача выполнена, бесконечная конкуренция возобновляется.
Поведение в детском возрасте. Холерик в детстве – послушный, вежливый и усидчивый ребёнок. Он любознателен, у него много хобби и увлечений, в которых он непрерывно совершенствуется по собственной инициативе. Стремление «быть лучше всех» ему присуще с раннего возраста, он с удовольствием участвует в конкурсах, соревнованиях, и гордится полученными в них наградами. По этой же причине он беспрекословно слушается родителей и педагогов, старательно выполняет все их указания. Авторитет взрослых для него непререкаем, из-за чего он может иметь проблемы в детском коллективе, где его считают «подлизой» и «ябедой». Однако если взрослый демонстрирует недостойное, «выходящее за рамки правил» поведение, маленький холерик теряет к этому взрослому всякое уважение, и ведёт себя с ним со всей присущей этому типу нервной деятельности агрессией и деспотизмом. Уговаривать ребёнка-холерика пересмотреть своё мнение об этом взрослом бессмысленно – инстинктивное поведение не корректируется.
Достоинства типа нервной деятельности. Ответственный и творческий подход к поставленной задаче, стрессоустойчивость, целеустремлённость, склонность к саморазвитию и желание превзойти собственные достижения.
Недостатки типа нервной деятельности. Вспыльчивость, агрессивный стиль поведения, злопамятность, мстительность, категоричность в суждениях и неумение вовремя остановиться.
Социальное применение: воин, тактик, спортсмен.
Флегматик.
Реакция на незначительный раздражитель – запаздывающая, адекватная ситуации. При незначительном раздражителе флегматик совершенно явственно для окружающих «подтормаживает», из-за чего часто становится объектом сарказма и шуток.
Реакция на значительный раздражитель – флегматик впадает в ступор, и длительное время не может ничего предпринять самостоятельно. Вывести его из этого состояния можно только чёткими ясными указаниями к действиям, которые он выполнит абсолютно автоматически.
Общая характеристика. Флегматик никогда не стремится к конкуренции, сама эта идея ему претит. Он твёрдо уверен, что может добиться успеха исключительно трудолюбием и усердием, в которых ему, действительно, нет равных. Флегматик – перфекционист. В каждом деле, за которое он берётся, он достигает абсолютного мастерства, недоступного остальным типам нервной деятельности. Но из-за слабости нервной системы, флегматик совершенно не выносит стрессовую обстановку и любые конфликты. Он стремится к покою и умиротворению. Если у него нет возможности находиться в спокойной обстановке ни дома, ни на работе, он заводит себе хобби, требующее покоя и уединения.
Флегматик доверчив, раним и очень обидчив. Если флегматик счёл кого-то недостойным его доверия, то убедить его в обратном невозможно. Флегматик застенчив, не любит публичных выступлений и не отличается красноречием.
Поведение в детском возрасте. Маленький флегматик – зануда и плакса. Он не может постоять за себя в конфликтах с другими детьми. Флегматик в детстве очень привязчив к людям и тяжело переносит расставания. Если у него есть любимое занятие или игрушка, то он способен посвящать этому бесконечное количество времени. Для него очень важно соблюдение распорядка дня, где ему хорошо известно каждое последующее действие, которое он превращает в своеобразный ритуал. Любое нарушение «установленного порядка вещей» заставляет маленького флегматика подолгу страдать.
Достоинства типа нервной деятельности. Высокая работоспособность, трудолюбие, способность к монотонной кропотливой работе, отличная концентрация внимания.
Недостатки типа нервной деятельности. Безынициативность, неспособность к выполнению нескольких задач параллельно, отсутствие устойчивости к стрессам, занудство и обидчивость.
Социальное применение: работник, мастер, учёный.
Меланхолик.
Реакция на незначительный раздражитель – медленная, неадекватная ситуации и непредсказуемая.
Реакция на значительный раздражитель – медленная, неадекватная ситуации и непредсказуемая.
Общая характеристика. Меланхолик мало того, что самый редкий и слабый тип нервной деятельности человека, так ещё и самый трудноопределимый по реакции на раздражитель. Дело в том, что основу мироощущения меланхолика составляет импринтинговое поведение, то есть подражание выбранному им человеку-образцу. Импринтинг свойственен всем высшим животным в детском возрасте, однако у меланхоликов эта способность сохраняется на всю жизнь и приобретает довольно интересные формы. Выбрав «объект подражания», меланхолик полностью «вживается в роль» этого человека и даже пытается превзойти его во всём, что считает его достоинствами. Так как это самый слабый тип нервной деятельности, то он инстинктивно ощущает, что остальные сильнее его, и могут быть для него объектами подражания. Находясь в обществе человека-образца, он просто копирует его реакции на любой раздражитель. Именно поэтому отследить собственную реакцию меланхолика можно только тогда, когда он совершенно один.
Меланхолики обладают потрясающей интуицией, зачастую очень талантливы и креативны. Но слабость нервной системы порождает в них страх одиночества и забвения. Поэтому всё, что делает меланхолик, он делает как бы напоказ, для внимания со стороны окружающих. Меланхолик абсолютно социально зависим. В одиночестве он хиреет и чахнет, что даже может привести его к серьёзным заболеваниям и преждевременной смерти.
Поведение в детском возрасте. Меланхолик в детстве – слабый и болезненный ребёнок. Он постоянно нуждается во внимании родителей и категорически не хочет с ними расставаться. Он боится быть один, не любит путешествия и любые перемены в жизни. Его вкусы и интересы копируют кого-то из взрослых, постоянно находящихся с ним.
Достоинства типа нервной деятельности. Развитая интуиция, креативный подход к поставленной задаче, нестандартное мышление, творческий потенциал.
Недостатки типа нервной деятельности. Безответственность, отсутствие пунктуальности, непредсказуемость поведения, истеричность.
Социальное применение: артист.
Примеры разных типов раздражителей.
Незначительный раздражитель: неожиданный громкий звук (взрыв петарды); внезапные брызги из-под колёс автомобиля, попавшие на одежду; неприятная новость или известие; мелкая бытовая неприятность, вроде разбитой посуды.
Значительный раздражитель: участие или наблюдение за опасной для жизни ситуацией (пожар, ДТП); конфликтная ситуация с близким человеком; вынужденная смена места жительства или работы
Из 10 особей одной возрастной группы в поголовье будет:
2 сангвиника;
3 холерика;
4 флегматика;
1 меланхолик.
Следует полагать, что эта же пропорция сохраняется и у людей, хотя достоверно такие исследования ещё никто не проводил.
Также не проводились исследования на диких высших животных. Потому, что для достоверного исследования на типы нервной деятельности и их количество в поголовье требуется соблюсти некоторые условия, а именно:
- исследуемые объекты должны быть одной возрастной группы, то есть быть примерно одного возраста;
- рядом и в пределах видимости исследуемых объектов не должно быть представителей других возрастных групп их поголовья, иначе реакция исследуемых объектов может быть искажена импринтинговым поведением и социальными рефлексами;
- раздражитель должен быть применён ко всем исследуемым объектам одновременно.
Эти условия можно довольно легко соблюсти с домашними и сельскохозяйственными животными, и практически невозможно с дикими.
Например, исследования на тип нервной деятельности у служебных собак происходит следующим образом:
В помещение, где содержится сука с помётом щенков 1,5-2 месячного возраста, входит хозяин собаки. При этом человек, который будет проводить исследования (будущий хозяин одного из щенков) ждёт снаружи неподалёку. Хозяин выводит суку за ошейник из помещения. Она, увидев незнакомого человека в непосредственной близости от щенков, начинает проявлять агрессию – рычать или лаять. Щенки это слышат, и настораживаются. После чего хозяин уводит суку подальше, чтобы она своим поведением не мешала щенкам проявить естественную реакцию на раздражитель. И в помещение со щенками входит чужой, неизвестный им человек. Человек должен зайти, остановиться, не пытаться как-либо взаимодействовать со щенками и не приближаться к ним впритык. Сначала все щенки будут рычать, скулить и лаять. Но уже через, примерно, минуту последует дифференцированная реакция: сангвиники прекратят лаять, начнут осторожно приближаться к человеку и обнюхивать его обувь; холерики продолжат лаять и попытаются агрессивно наступать; флегматики потеряют интерес к человеку, и займутся поисками пищи или сном; меланхолик забьётся в самый дальний угол помещения, и будет оттуда истерично выть…
Всё, исследования на тип нервной деятельности завершены. Будущему хозяину щенка осталось выбрать из представителей желательного типа нервной деятельности того, кто подходит ему по полу и экстерьеру.
У других видов животных проводят групповые исследования на тип нервной деятельности схожим образом, с учётом видовой принадлежности: котят приносят в неизвестное им пустое помещение, и оставляют наедине с неизвестным человеком; жеребят и телят пугают светошумовыми эффектами и щелчками кнута, и так далее.
Если групповые исследования провести нет возможности, то установить тип нервной деятельности одиночного объекта тоже можно. Но это потребует разные типы раздражителей, и займёт куда больше времени наблюдений.
Завершая обзор наследуемости типов нервной деятельности и их пропорциям в популяции, хотелось бы отметить следующее – до сих пор нет никаких доказанных способов повлиять на будущий тип нервной деятельности потомства высших животных. От чего зависит тип нервной деятельности эмбриона, и какие на это повлияли факторы, только предстоит выяснить исследователям науки этологии.
Однако есть интересное наблюдение на монозиготных и дизиготных близнецах у людей: один из близнецов обязательно флегматик, а второй – одного из сильных типов нервной деятельности. Но этот факт скорее добавляет загадок в вопрос распределения типов нервной деятельности по популяции, чем уменьшает их число. Отметим, что масштабных достоверных исследований по этому поводу не проводилось ни среди людей, ни среди других высших одноплодных животных.
2.7.Прямые и косвенные проявления типа нервной деятельности у людей.
Тип нервной деятельности человека является таким же неотъемлемым врождённым признаком, как генотип, пол и группа крови. Его невозможно изменить и как-либо корректировать.
Тип нервной деятельности формирует инстинктивное, неосознанное поведение. Инстинктивное поведение зачастую никак связано с вашей личностью, интеллектом, образовательным и культурным уровнем. Однако именно инстинктивное поведение наглядно демонстрирует устройство и функционирование вашей нервной системы. Абсолютное большинство ваших решений, поступков и желаний подсказывает вам тип нервной деятельности, импринтинговое поведение и ваш тип социального формирования. Об импринтинговом поведении и социальном формировании мы поговорим в следующих разделах, а пока внесём окончательную ясность в вопрос важности определения типа нервной деятельности.
К сожалению, очень сложно определить свой тип нервной деятельности самостоятельно. Любые «психологические» тесты по этому поводу являются просто мошенничеством и научным подлогом. Этология – наука о наблюдении за живым объектом, и только наблюдатель может делать выводы о поведении этого объекта. Своё собственное поведение мы зачастую оцениваем совершенно неправильно и необъективно. Для развития у себя этологических навыков будет значительно полезнее понаблюдать за другими людьми, и попытаться определить их тип нервной деятельности по реакции на различные раздражители. Но не торопитесь с выводами – этологические наблюдения не терпят спешки. Только когда вы с лёгкостью сможете предсказывать реакцию на каждый вид раздражителей своих знакомых, ставших объектами вашего наблюдения, стоит с осторожностью подойти к вопросу собственного типа нервной деятельности. Да и то, есть немалые шансы ошибиться. Вероятность ошибки снизится, если этологической практикой вы займётесь с одним или несколькими товарищами, наблюдая и анализируя реакции на раздражитель друг у друга. Наблюдение за вашим инстинктивным поведением со стороны даст наиболее точную оценку вашего типа нервной деятельности.
Любой из четырёх типов нервной деятельности у людей, как у самых высокоразвитых высших животных, широко представлен в каждой расе и народе. Так как, в отличие от остальных животных, мы обладаем разумом и членораздельной осмысленной речью, проявление типов нервной деятельности у нас полнее и многограннее. Каждый тип нервной деятельности человека органично вписан в наш социум, и цивилизацию в целом. У людей нельзя выделить какой-либо желательный тип нервной деятельности, как это происходит в животноводстве. К сожалению, или, наоборот, к счастью, все типы нервной деятельности человека обладают как своими достоинствами, так и недостатками относительно роли в социуме. Выяснив тип нервной деятельности конкретного человека можно подобрать ему наиболее подходящую социальную роль и профессию, чем значительно снизить уровень стресса и депрессивных расстройств в обществе.
Прежде, чем приступить к описанию и характеристике типов нервной деятельности человека, ещё раз вспомним, что они подразделяются на сильные и слабые, а также на уравновешенные и неуравновешенные. Сильные конкурируют между собой и защищают слабых, но в то же время стремятся доминировать над ними. Слабые охотно подчиняются, и ищут защиту у сильных. Уравновешенные легче и проще сходятся с уравновешенными же, а неуравновешенные между собой. Это «взаимопритяжение» типов нервной деятельности отмечено у всех видов высших животных, в том числе и у людей. Причём, оно не зависит от пола и возраста особей, и затрагивает все сферы жизни популяции.
Как и у прочих высших животных, тип нервной деятельности у людей можно определить ещё в раннем детстве. Уже к двум-трём годам, даже до развития полноценной речи, тип нервной деятельности заметен совершенно отчётливо. Учитывая, что характерные поведенческие реакции у человека несколько отличаются в детском и во взрослом возрасте, в описаниях типов нервной деятельности будут представлены оба варианта.
Сангвиник.
Реакция на незначительный раздражитель – застывшая улыбка, зачастую одной половиной рта, эдакая ухмылка. Так как это реакция на абсолютно любой раздражитель, то часто эта ухмылка категорически не соответствует ситуации. Например, когда сангвиника за что-то ругают, а он в ответ улыбается, окружающие могут подумать, что он не воспринимает критику всерьёз. Однако, это не так. Сангвиник может даже не замечать свою неуместную улыбку, так как в этот момент он напряжённо размышляет над услышанным, а ухмылка – просто инстинктивная реакция нервной системы на раздражитель. Сангвинику приходится прикладывать сознательные усилия, чтобы не улыбаться в неподходящих ситуациях.
Реакция на значительный раздражитель – сангвиник быстрее всех успокоится, если речь идёт о групповых наблюдениях, и начнёт описывать окружающим произошедшее событие в юмористическом свете. Со стороны может показаться, что он просто шутник и весельчак, но юмор сангвиника в ответ на раздражитель имеет совсем другую природу. Как самый сильный тип нервной деятельности, он инстинктивно убеждает окружающих, что опасность миновала, и вверенной ему части популяции на данный момент ничего не угрожает.
Общая характеристика. Как ни странно, но самый сильный тип нервной деятельности крайне неохотно прибегает к именно силовому воздействию на окружающих. Сангвиник – прирождённый манипулятор и стратег. Его инстинктивное поведение всегда направлено на подчинение окружающих своей воле. В отношении другого сильного типа нервной деятельности – холерика, сангвиник может демонстрировать кажущуюся слабость или некомпетентность в чём-либо, заставляя холерика перестать видеть в нём опасного конкурента. В отношении со слабыми типами нервной деятельности, или даже просто младшей по возрасту частью наблюдаемого социума, сангвиник наоборот будет демонстрировать участие к ним и защиту их интересов. Если в наблюдаемом социуме только один сангвиник, то через некоторое время окажется так, что остальные члены этого социума служат исключительно интересам сангвиника, даже не подозревая об этом. Если сангвиников несколько, то они всеми средствами будут добиваться единоличного управления этим социумом до тех пор, пока его не покинут те сангвиники, чьи успехи в подчинении окружающих скромнее. Или же социум распадётся на части, равные количеству сангвиников. Речь, повторимся, идёт об исключительно инстинктивном поведении, которое сангвиники зачастую даже не осознают.
Поведение в детском возрасте. Маленький сангвиник – постоянная «головная боль» родителей. Начиная с самого раннего возраста, сангвиник неустанно исследует жизнь и окружающее его пространство. Его не останавливают никакие запреты, он всегда находит способ осуществить задуманное. Его интересы и предпочтения постоянно меняются, так как изученный предмет или игра теряют для него всякую ценность. Иногда сангвиник может сохранять привязанность к какой-нибудь игрушке или занятию в течение длительного времени, однако это никак не исключает постоянный поиск новых впечатлений.
Ребёнок-сангвиник изобретателен, креативен, и, при помощи этих качеств, прекрасно манипулирует другими детьми и даже взрослыми более слабых типов нервной деятельности. Он может придумывать какие-то собственные слова, игры и истории, вынуждая окружающих повторять за ним. Если ему кажется, что взрослые недостаточно подчинены вниманию к его персоне, он может безосновательно жаловаться на здоровье, обращение со стороны других взрослых и детей, плохое питание и прочее в том же духе. Так как он, в силу возраста, не способен представить себе последствия своих жалоб, а всего лишь хочет больше внимания к себе, абсолютно бессмысленно объяснять ему, что он плохо поступает – инстинктивное поведение не изменится. Нужно просто перепроверять всю подобную информацию от маленького сангвиника, и постараться найти ему новое интересное занятие, которое отвлечёт его от манипуляций окружающими. Также, ребёнку-сангвинику недоступно понятие «авторитета старших», он всех считает, как минимум, равными себе.
Достоинства типа нервной деятельности. Ярко выраженные организаторские способности, умение мыслить стратегически и заниматься множеством дел одновременно, креативный подход к решению любой задачи, изобретательность.
Недостатки типа нервной деятельности. Частая смена интересов и приоритетов, отсутствие усидчивости, абсолютная неспособность заниматься кропотливой и монотонной работой, невнимательность к деталям, отсутствие длительной концентрации внимания, крайняя нетерпеливость и склонность к импульсивным решениям и поступкам.
Социальное применение: руководитель, стратег, идеолог.
Холерик.
Реакция на незначительный раздражитель – адекватная или умеренно-агрессивная. Если в произошедшем не было ничего, лично затрагивающего холерика, его реакцию можно назвать быстрой и соответствующей ситуации. Однако если незначительный для окружающих раздражитель по каким-то причинам пришёлся холерику не по нраву, последует чрезмерно агрессивная реакция. Холерик будет ругаться, и сыпать оскорблениями в адрес раздражителя и его виновников.
Реакция на значительный раздражитель – холерик продемонстрирует ярко выраженную агрессию, которая будет идти по нарастающей амплитуде. Если по определённым социальным причинам у холерика нет возможности проявить агрессию немедленно, то, как только он окажется в другом окружении, весь гнев и раздражение немедленно выльются на случайно попавших в поле зрения холерика. Сколько бы ни прошло времени, этот же значительный раздражитель вызывает у холерика всё ту же бурную реакцию, если что-либо будет ему об этом напоминать.
Общая характеристика. Вся жизнь холерика – бесконечная борьба, череда побед и поражений. Он постоянно соревнуется с окружающими абсолютно во всём, чём может, и считает это своим преимуществом. Желание продемонстрировать своё превосходство над другими является смыслом жизни для холерика. Если холерик задался какой-то целью или поверил в какую-то идею, то он будет следовать этому упрямо и фанатично, не взирая ни на что. В случае изменившихся обстоятельств, когда достижение цели уже не является актуальным, или идея оказалась несостоятельной, холерик будет до последнего упорствовать в своих заблуждениях. Холерик устойчив в предпочтениях и взглядах на жизнь; он поддерживает традиции, порядки и правила, принятые в окружающем его социуме. Инстинктивно чувствуя, что при «игре по правилам», сильный и агрессивный холерик будет неизменно побеждать в конкуренции с другими типами нервной деятельности, он яростно отстаивает соблюдение законов и норм социума. Напор и деспотия холерика пугает и подавляет флегматиков, а меланхолики часто видят в нём пример для подражания. И только сангвиники категорически избегают прямой конкуренции с холериком, не подчиняясь «правилам игры» или меняя их на ходу, чем доводят холерика до исступления. Между собой холерики легко объединяются для выполнения какой-либо тактической задачи, действуя слажено и бесконфликтно. Но как только задача выполнена, бесконечная конкуренция возобновляется.
Поведение в детском возрасте. Холерик в детстве – послушный, вежливый и усидчивый ребёнок. Он любознателен, у него много хобби и увлечений, в которых он непрерывно совершенствуется по собственной инициативе. Стремление «быть лучше всех» ему присуще с раннего возраста, он с удовольствием участвует в конкурсах, соревнованиях, и гордится полученными в них наградами. По этой же причине он беспрекословно слушается родителей и педагогов, старательно выполняет все их указания. Авторитет взрослых для него непререкаем, из-за чего он может иметь проблемы в детском коллективе, где его считают «подлизой» и «ябедой». Однако если взрослый демонстрирует недостойное, «выходящее за рамки правил» поведение, маленький холерик теряет к этому взрослому всякое уважение, и ведёт себя с ним со всей присущей этому типу нервной деятельности агрессией и деспотизмом. Уговаривать ребёнка-холерика пересмотреть своё мнение об этом взрослом бессмысленно – инстинктивное поведение не корректируется.
Достоинства типа нервной деятельности. Ответственный и творческий подход к поставленной задаче, стрессоустойчивость, целеустремлённость, склонность к саморазвитию и желание превзойти собственные достижения.
Недостатки типа нервной деятельности. Вспыльчивость, агрессивный стиль поведения, злопамятность, мстительность, категоричность в суждениях и неумение вовремя остановиться.
Социальное применение: воин, тактик, спортсмен.
Флегматик.
Реакция на незначительный раздражитель – запаздывающая, адекватная ситуации. При незначительном раздражителе флегматик совершенно явственно для окружающих «подтормаживает», из-за чего часто становится объектом сарказма и шуток.
Реакция на значительный раздражитель – флегматик впадает в ступор, и длительное время не может ничего предпринять самостоятельно. Вывести его из этого состояния можно только чёткими ясными указаниями к действиям, которые он выполнит абсолютно автоматически.
Общая характеристика. Флегматик никогда не стремится к конкуренции, сама эта идея ему претит. Он твёрдо уверен, что может добиться успеха исключительно трудолюбием и усердием, в которых ему, действительно, нет равных. Флегматик – перфекционист. В каждом деле, за которое он берётся, он достигает абсолютного мастерства, недоступного остальным типам нервной деятельности. Но из-за слабости нервной системы, флегматик совершенно не выносит стрессовую обстановку и любые конфликты. Он стремится к покою и умиротворению. Если у него нет возможности находиться в спокойной обстановке ни дома, ни на работе, он заводит себе хобби, требующее покоя и уединения.
Флегматик доверчив, раним и очень обидчив. Если флегматик счёл кого-то недостойным его доверия, то убедить его в обратном невозможно. Флегматик застенчив, не любит публичных выступлений и не отличается красноречием.
Поведение в детском возрасте. Маленький флегматик – зануда и плакса. Он не может постоять за себя в конфликтах с другими детьми. Флегматик в детстве очень привязчив к людям и тяжело переносит расставания. Если у него есть любимое занятие или игрушка, то он способен посвящать этому бесконечное количество времени. Для него очень важно соблюдение распорядка дня, где ему хорошо известно каждое последующее действие, которое он превращает в своеобразный ритуал. Любое нарушение «установленного порядка вещей» заставляет маленького флегматика подолгу страдать.
Достоинства типа нервной деятельности. Высокая работоспособность, трудолюбие, способность к монотонной кропотливой работе, отличная концентрация внимания.
Недостатки типа нервной деятельности. Безынициативность, неспособность к выполнению нескольких задач параллельно, отсутствие устойчивости к стрессам, занудство и обидчивость.
Социальное применение: работник, мастер, учёный.
Меланхолик.
Реакция на незначительный раздражитель – медленная, неадекватная ситуации и непредсказуемая.
Реакция на значительный раздражитель – медленная, неадекватная ситуации и непредсказуемая.
Общая характеристика. Меланхолик мало того, что самый редкий и слабый тип нервной деятельности человека, так ещё и самый трудноопределимый по реакции на раздражитель. Дело в том, что основу мироощущения меланхолика составляет импринтинговое поведение, то есть подражание выбранному им человеку-образцу. Импринтинг свойственен всем высшим животным в детском возрасте, однако у меланхоликов эта способность сохраняется на всю жизнь и приобретает довольно интересные формы. Выбрав «объект подражания», меланхолик полностью «вживается в роль» этого человека и даже пытается превзойти его во всём, что считает его достоинствами. Так как это самый слабый тип нервной деятельности, то он инстинктивно ощущает, что остальные сильнее его, и могут быть для него объектами подражания. Находясь в обществе человека-образца, он просто копирует его реакции на любой раздражитель. Именно поэтому отследить собственную реакцию меланхолика можно только тогда, когда он совершенно один.
Меланхолики обладают потрясающей интуицией, зачастую очень талантливы и креативны. Но слабость нервной системы порождает в них страх одиночества и забвения. Поэтому всё, что делает меланхолик, он делает как бы напоказ, для внимания со стороны окружающих. Меланхолик абсолютно социально зависим. В одиночестве он хиреет и чахнет, что даже может привести его к серьёзным заболеваниям и преждевременной смерти.
Поведение в детском возрасте. Меланхолик в детстве – слабый и болезненный ребёнок. Он постоянно нуждается во внимании родителей и категорически не хочет с ними расставаться. Он боится быть один, не любит путешествия и любые перемены в жизни. Его вкусы и интересы копируют кого-то из взрослых, постоянно находящихся с ним.
Достоинства типа нервной деятельности. Развитая интуиция, креативный подход к поставленной задаче, нестандартное мышление, творческий потенциал.
Недостатки типа нервной деятельности. Безответственность, отсутствие пунктуальности, непредсказуемость поведения, истеричность.
Социальное применение: артист.
Примеры разных типов раздражителей.
Незначительный раздражитель: неожиданный громкий звук (взрыв петарды); внезапные брызги из-под колёс автомобиля, попавшие на одежду; неприятная новость или известие; мелкая бытовая неприятность, вроде разбитой посуды.
Значительный раздражитель: участие или наблюдение за опасной для жизни ситуацией (пожар, ДТП); конфликтная ситуация с близким человеком; вынужденная смена места жительства или работы