dok34.ru
Moderator
"«То, что количество интеллектуально развитых людей становится все меньше и меньше, — факт, который подтвержден многочисленными исследованиями и диагностикой», — констатирует известный петербургский психолог Людмила Ясюкова. Она уверена, что во многом это объясняется катастрофическим падением качества школьного образования и программ, по которым работают учителя. В интервью «БИЗНЕС Online» Ясюкова также рассказала, надо ли отменять ЕГЭ, что такое социальный интеллект и почему число людей с понятийным мышлением не увеличилось со времен исследований Льва Выготского.
Людмила Ясюкова: «То, что количество интеллектуально развитых людей становится все меньше и меньше, — факт, который подтвержден многочисленными исследованиями и диагностикой»Фото: «БИЗНЕС Online»
— То, что количество интеллектуально развитых людей становится все меньше и меньше, — факт, который подтвержден многочисленными исследованиями и диагностикой. Связано это с ухудшением системы образования. Те, кому сейчас около 45–50 лет и старше, еще попали на более приличную систему обучения и передачи знаний. В результате многие из них научились мыслить. Но дальше чем моложе поколение, тем ситуация становится все хуже и хуже. Это не умозрительные выводы. За последние 30 лет я проанализировала уровень мышления порядка 6 тысяч 9-классников. Целыми классами тестировала. Об этих исследованиях у меня опубликована статья «Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 до 2020 года».
Кто такая Людмила Ясюкова
Я вообще диагност. С начала 1980-х тестирую различные группы населения. Различных возрастов, профессий, в различных школах, вузах и так далее. У меня разработаны диагностические комплекты, которые я применяю, совершенствую, и ими все время пользуюсь. Поэтому у меня есть с чем сравнивать. И получается, что уровень логического мышления, то есть видения причинно-следственных связей, формирования системных обобщений снизился в 2 раза. Если раньше был средне-хороший уровень и как-то более или менее часть населения мыслить могла, и то не полностью, то сейчас год от года ситуация ухудшается.
Что особо хочу отметить. Увеличился процент людей, которые не в состоянии оценить ситуацию, спрогнозировать, что делать дальше и даже понять, когда им кто-то что-то объясняет. С логическим и понятийным мышлением плохо. Сейчас мы наблюдаем резкую поляризацию населения. С одной стороны, больше стало не очень умных людей, с другой — умные стали очень умными. Разрыв между этими двумя полюсами увеличился. Правда, очень умных крайне мало. Их появление прежде всего связано с заботой родителей. Некоторые родители понимают, что учебные программы в школах никакие, поэтому дополнительно занимаются образованием своих детей на ранних этапах. Дальше дети учатся в лицеях и гимназиях, где программы усиленные, уделяется много внимания не только получению знаний, но и интеллектуальному развитию, стимулируется умственная активность. Благодаря всему этому разрыв между умными и не очень увеличивается. Много стало тупых, но появились и очень интеллектуально сильные люди, которых раньше было крайне мало.
— Значит, увеличилась верхушка и самый низ.
— Да. При этом верхушка численно вряд ли увеличилась. Она выросла в качественном плане. Еще в начала прошлого века, в 1920-х, Лев Семенович Выготский писал, что только 20 процентов населения с высшим образованием обладает полноценным понятийным мышлением. В 80-е годы, когда я тестировала наше население, взрослых с высшим образованием и без, то видела, что эта небольшая процентовка сохраняется. Сейчас она уже меньше. Как я уже сказала, это связано с образованием. Выготский задавался вопросом: откуда берется понятийное мышление? Это не природная особенность, не генетика, это связано с тем, изучают или нет люди науки. Любая наука строится по понятийному принципу. В основе любой науки лежат основные понятия, аксиомы, какие-то сущностные положения и система зависимостей, причинно-следственных связей. Любая наука представляет собой пирамиду понятий.
Когда ребенок растет, он обобщает по случайному признаку и внешним характеристикам, выводы делает дурацкие, и если этот растущий человек не изучает науки, то он с таким вариантом мышления и обобщения и живет всю жизнь. Если изучает науки, то мышлением усваивается принцип организации научных знаний. Если человек изучает физику, математику, географию, биологию, историю и так далее, то в каждой области усваивается пирамида понятий: выделение существенных признаков, сущностей, выделение зависимостей между существенными признаками, системные обобщения. Если в течение 5–10 лет изучать науки в логике самой науки, а не в виде информационной «окрошки», как сейчас преподают в школе, то мышлением усваивается принцип организации научных знаний. Человеком усваиваются эти пирамиды понятий, которые объединяются в некую логическую структуру, которая далее начинает работать автономно и использоваться для оценки любой ситуации. То есть только тогда, когда у человека сформировано полноценное понятийное мышление, он легко разберется в том, что происходит в жизни.
Иными словами, когда такой молодой человек после школы или вуза начнет работать, то благодаря понятийному мышлению поймет суть любой ситуации, из-за чего она возникла, что будет дальше, какие надо принимать решения, чтобы минимизировать негативные последствия и оптимизировать более положительные. Он может правильно прогнозировать, что надо делать. Понятийное мышление обеспечивает выживаемость и правильную ориентацию во взрослой жизни, когда вокруг очень быстро меняются события и с разных сторон поступает масса самой разной информации.
Говорят о критичности мышления. А что такое критичность мышления? Когда у человека есть понятийное мышление, он видит, где логика нарушена, когда нет понятийного мышления, он этого не видит. Вместо сущности он видит какой-то образ. Он ситуацию как-то себе представляет, но не так, как это есть на самом деле. Выготский проводил эксперименты и показывал, что понятийное мышление можно формировать уже с начальной школы. Он ругал программы начальной школы, которые были построены на образности и наглядности, и говорил, что в этом случае за четыре года закрепляется убогое и примитивное мышление, а потом на таком фундаменте очень трудно развить логическое мышление.
Он провел эксперимент и показал, как изменяется мыслительная активность детей в зависимости от учебной программы. Выготский ввел обществознание по Марксу с первого по четвертый класс и показал, как, изучая этот предмет, дети легко начинают оперировать научными понятиями. При этом в течение двух-трех лет в быту и других областях, в чтении или в математике, мышление у них оставалось еще не очень логичным. Но постепенно к четвертому классу, когда дети уже легко оперировали обществоведческими понятиями, у них становилось логичным и бытовое, спонтанное мышление. Выготский писал, что обучение научным понятиям формирует зону ближайшего развития для спонтанного мышления ребенка и перестраивает спонтанное мышление по понятийному принципу. То есть можно начинать формировать логическое мышление уже с начальной школы. Тогда дальше будет проще. Если так будут учить, то у всех взрослых будет понятийное мышление.
«Можно начинать формировать логическое мышление уже с начальной школы. Тогда дальше будет проще. Если так станут учить, то у всех взрослых будет понятийное мышление»Фото: «БИЗНЕС Online»
— Потому что у нас никогда так не учили, как хотел и предлагал Выготский. Начальная школа всегда была достаточно убогой. Но до середины 1980-х она все-таки была не такой убогой, какой стала потом и остается сейчас. А когда меняется не в лучшую сторону обучение в начальной школе, дальше в средней дети уже учиться не могут.
— Почему?
— Если они не научились думать, выделять суть, видеть причинно-следственные связи, то они задачек не понимают и решать не могут, биологию или географию заучивают и смысла не понимают, просто пересказывают, а потом все забывают. Физику вообще не могут понимать. То есть учеба вся заканчивается, если понятийное мышление не формируется.
У меня есть книга, которая называется «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении». Она выпущена в 2005 году. В ней много из того, что я говорю, подробно описано: что такое понятийное мышление, как его развивать, как оно дальше влияет на обучение в старших классах средней школы, как дальше влияет на выбор профессии, какие там возможности есть, потому что в любой профессии требуется понятийное мышление. Если его нет, то возникают проблемы. В каких-то профессиях требуется больше интуитивный компонент, то есть работа с текстами, например, в гуманитарных и общественных науках. Если логической систематизации нет, то там не всегда это явно видно. В естественных науках уже нужно более полноценно анализировать, необходим логический компонент, выделение причинно-следственных связей. Там понятийное мышление вообще лежит в базе освоения любой профессии, потому что везде надо суть понимать и надо знать какие-то зависимости, которые в данной области функционируют.
Но то, как у нас учебные программы меняются, тоже сильно способствует ухудшению ситуации. Хочу привести цитату известного советского ученого, покойного профессора Сергея Петровича Капицы. В 2009 году в одном из интервью он говорил: «Мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще лет через 10 не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берет в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идет, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить».
Ко мне в 2013 году обращались представители «Общества предпринимателей» и говорили: «Как так, молодые люди, которые приходят заниматься бизнесом, не знают, что делать. Сами не могут принимать решения. Не понимают ситуацию». Вот так. Они получили какую-то управленческую подготовку, учились в экономических вузах, изучали экономику и управление, экзамены сдавали, но приходят и не способны вообще работать, так как не научились думать.
— Получается, что это дипломированно-необразованные люди?
— Мои замеры (а статистика на школьников у меня есть, повторю, с середины 1980-х) показывают, что начиная с 90-х результаты интеллектуального развития молодого поколения снижаются и снижаются. И связано это с тем, что не в лучшую сторону изменяется система образования, особенно начального, с первого по четвертый класс. Начальное образование — это база. Сейчас спохватились, что нет инженеров, квалифицированных техников, технологов и так далее и с математикой что-то не все в порядке, значит, надо что-то менять, и взялись за 9–11-й классы, за вузы, мол, надо готовить специалистов. В этой связи хочу сказать: если будет та же самая начальная школа (а ее оставили в прежнем виде и даже не озабочены тем, что ее надо менять), то исправить ситуацию будет невозможно.
— А что именно надо менять в начальной школе?
— Капица сказал, что читающих нет. Правильно. Начальная школа читать не учит. Если родители не озаботились и не научили ребенка читать до школы, то он читать не умеет. Сегодня надо, чтобы он до школы уже читал тексты. Если ребенок просто читает слова — это не умение читать. У меня есть тест, позволяющий оценить, что является смысловой единицей восприятия текста, который выявляет, понимают ли его школьники или только отдельные слова озвучивают. У меня есть статистика: только 30 процентов учащихся 11-х классов обладают полноценным навыком чтения. Остальные читать не умеют. Они не читают именно потому, что не понимают, что читают. Они могут прочесть отдельные предложения, фразы, простые тексты, но литературу читать не могут. Когда они сталкиваются со сложно построенной фразой, как у Толстого с четырьмя «чтобы», они повисают, и все. Не понимают, теряется смысл, поэтому наши дети сейчас и ничего не читают, даже учебники. А когда ничего не читают, то там уровень культуры, конечно, никакой и знания об окружающем мире никакие.
Я когда тестирую, то вижу, что в пятый класс переходят дети, не читающие вообще. Отдельные слова они читать могут, но уже смысл предложения в массе своей не понимают. Они и задачку решить не могут, поскольку прочесть не могут и понять вообще, о чем она. Это первое. Второе — все абсолютно неграмотные. До середины 1980-х детей учили зрительно-логическим методом, фонетики не было.
— Что это значит?
— Мы говорим и слышим одно, а писать надо, как мы видим и по правилам. Так вот, раньше учили писать не через произношение. Не было фонетического разбора и звуковой записи слов. Были совершенно другие программы, в основе которых лежали правила, их учили и по ним писали. Но был у нас такой известный психолог Даниил Борисович Эльконин, который в 1961 году создал букварь на фонетической основе. Он считал, что это логический и теоретический подход и что это правильнее. И с 1961 года он пытался внедрить свой букварь. Но не получалось, потому что этот букварь читать не учил. Напротив, фонетический разбор и этот метод могли усвоить только те, кто уже читать умел. К концу 70-х годов у нас в стране был общий уровень культуры достаточно высоким, шли в школу дети в основном уже читающие, и обучение в начальной школе сократили. Вместо четырех лет стали учить три года. Так как все дети читали, то и букварный период сократили до одной четверти. Со второй четверти начинался уже полноценный русский язык. И задачки по арифметике. То есть начиналось полноценное обучение.
И когда это произошло, то эльконинский букварь пошел. Детям было интересно фишки выставлять. Красными фишками гласные заменялись, зелеными — мягкие согласные, синими — твердые согласные. Дети это делали легко. И с 1981 года был приказ по министерству образования — перейти на фонетический метод обучения, на который к 1987-му вся страна и перешла. Сначала проблем не возникало, потому что дети продолжали идти в школу читающие. Но с 90-х годов уже пошли дети нечитающие, так как ситуация в стране изменилась. Родителям надо было добывать деньги и на занятия с детьми времени и средств у большинства не оставалось.
Проблемы проявились тут же, поскольку букварь Эльконина чтению не обучал. Но от него не отказались, а просто решили, что у детей не развит фонематический слух и его надо развивать с детского сада. В результате дети со средней группы детского сада стали заниматься фонетическим разбором и анализом. Я не знаю, понимали ли наши методисты, что фонетический разбор легко может сделать читающий человек, просто механически заменяя стоящие перед глазами буквы символами — согласные, гласные, мягкие, твердые и так далее. Если человек читать не умеет, то ему надо работать в уме со звуковым комплексом, а звуковой комплекс мысленно расчленить на какие-то части и заменить символами — очень тяжелая вещь. До сих пор в старшей и подготовительной группах детского сада занимаются этим фонетическим разбором. Два года отводится на то, чтобы дети потом смогли встроиться в школе в этот фонетический метод преподавания.
— И каковы результаты на сегодня? Что это дает?
— При фонетическом методе мы анализируем и пишем так, как говорим. В результате дети пишут «сабака» или «акиан», потому что мы так говорим. Во втором классе они в тетради пишут звуковую запись «йожык» вместо «ёжик», потому что мы так говорим. Эскимо у них начинается с И, вторник начинается с Ф и так далее. Дети делают массу таких письменных упражнений на звуковую запись слов.
После этого понятно, что вся неграмотность идет от этого фонетического метода, потому что мы говорим и слышим одно, а писать надо другое. Раньше этого не было. До середины 1980-х о фонетике у нас рассказывали только в пятом классе. Я в 1955 году в школу пошла, так у нас фонетика была всего неделю в пятом классе, и мы это все забывали до выпускных экзаменов, потому что это никому не надо. Мы знаем, что есть разные диалекты, говоры, но писать надо не так, как мы говорим, а так, как мы видим и по правилам. Русский язык в этом смысле очень трудный. Чем больше дети занимаются фонетикой (а сейчас еще обязательно начинают с 2–3 лет заниматься с логопедом, чтобы правильно произносить звуки), тем сильнее будет слуховая доминанта. То есть главное для ребенка становится произношение, и как он произносит, так потом и пишет. Даже позже, когда дети правила изучают, им в голову не приходит проверить привычно звучащее слово. Мало того, они продолжают писать эти «йожыки», «йупки», и прочие несуразицы по 6-й класс. Сейчас в школах логопедов полно, а грамотности никакой.
У нас русский язык заканчивался в 8-м классе. Там изучать больше нечего. И мы все писали грамотно. У нас, если в сочинении на 6 листов было больше пяти ошибок, это двойка. А сейчас если всего пять ошибок на одну страницу, то это почти гений. При этом уроки русского языка по 11-й класс. Когда ребята учатся в 11-м классе, у них русский язык по 5 раз в неделю. Но они все равно все неграмотные, потому что выбить заложенную с самого детства эту фонетическую модель, в которой пишем, как слышим и говорим, очень сложно.
«Если раньше у нас физика была с 6-го класса, потому что мы уже думать умели, то сейчас ее на год позже сдвинули и упростили. Да и вообще много чего упростили»Фото: «БИЗНЕС Online»
«Интеллектуально развитых людей становится все меньше и меньше»
— Людмила Аполлоновна, это правда, что количество тупых людей стремительно увеличивается? О каких возрастных группах идет речь и почему это происходит?— То, что количество интеллектуально развитых людей становится все меньше и меньше, — факт, который подтвержден многочисленными исследованиями и диагностикой. Связано это с ухудшением системы образования. Те, кому сейчас около 45–50 лет и старше, еще попали на более приличную систему обучения и передачи знаний. В результате многие из них научились мыслить. Но дальше чем моложе поколение, тем ситуация становится все хуже и хуже. Это не умозрительные выводы. За последние 30 лет я проанализировала уровень мышления порядка 6 тысяч 9-классников. Целыми классами тестировала. Об этих исследованиях у меня опубликована статья «Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 до 2020 года».
Кто такая Людмила Ясюкова
Я вообще диагност. С начала 1980-х тестирую различные группы населения. Различных возрастов, профессий, в различных школах, вузах и так далее. У меня разработаны диагностические комплекты, которые я применяю, совершенствую, и ими все время пользуюсь. Поэтому у меня есть с чем сравнивать. И получается, что уровень логического мышления, то есть видения причинно-следственных связей, формирования системных обобщений снизился в 2 раза. Если раньше был средне-хороший уровень и как-то более или менее часть населения мыслить могла, и то не полностью, то сейчас год от года ситуация ухудшается.
Что особо хочу отметить. Увеличился процент людей, которые не в состоянии оценить ситуацию, спрогнозировать, что делать дальше и даже понять, когда им кто-то что-то объясняет. С логическим и понятийным мышлением плохо. Сейчас мы наблюдаем резкую поляризацию населения. С одной стороны, больше стало не очень умных людей, с другой — умные стали очень умными. Разрыв между этими двумя полюсами увеличился. Правда, очень умных крайне мало. Их появление прежде всего связано с заботой родителей. Некоторые родители понимают, что учебные программы в школах никакие, поэтому дополнительно занимаются образованием своих детей на ранних этапах. Дальше дети учатся в лицеях и гимназиях, где программы усиленные, уделяется много внимания не только получению знаний, но и интеллектуальному развитию, стимулируется умственная активность. Благодаря всему этому разрыв между умными и не очень увеличивается. Много стало тупых, но появились и очень интеллектуально сильные люди, которых раньше было крайне мало.
— Значит, увеличилась верхушка и самый низ.
— Да. При этом верхушка численно вряд ли увеличилась. Она выросла в качественном плане. Еще в начала прошлого века, в 1920-х, Лев Семенович Выготский писал, что только 20 процентов населения с высшим образованием обладает полноценным понятийным мышлением. В 80-е годы, когда я тестировала наше население, взрослых с высшим образованием и без, то видела, что эта небольшая процентовка сохраняется. Сейчас она уже меньше. Как я уже сказала, это связано с образованием. Выготский задавался вопросом: откуда берется понятийное мышление? Это не природная особенность, не генетика, это связано с тем, изучают или нет люди науки. Любая наука строится по понятийному принципу. В основе любой науки лежат основные понятия, аксиомы, какие-то сущностные положения и система зависимостей, причинно-следственных связей. Любая наука представляет собой пирамиду понятий.
Когда ребенок растет, он обобщает по случайному признаку и внешним характеристикам, выводы делает дурацкие, и если этот растущий человек не изучает науки, то он с таким вариантом мышления и обобщения и живет всю жизнь. Если изучает науки, то мышлением усваивается принцип организации научных знаний. Если человек изучает физику, математику, географию, биологию, историю и так далее, то в каждой области усваивается пирамида понятий: выделение существенных признаков, сущностей, выделение зависимостей между существенными признаками, системные обобщения. Если в течение 5–10 лет изучать науки в логике самой науки, а не в виде информационной «окрошки», как сейчас преподают в школе, то мышлением усваивается принцип организации научных знаний. Человеком усваиваются эти пирамиды понятий, которые объединяются в некую логическую структуру, которая далее начинает работать автономно и использоваться для оценки любой ситуации. То есть только тогда, когда у человека сформировано полноценное понятийное мышление, он легко разберется в том, что происходит в жизни.
Иными словами, когда такой молодой человек после школы или вуза начнет работать, то благодаря понятийному мышлению поймет суть любой ситуации, из-за чего она возникла, что будет дальше, какие надо принимать решения, чтобы минимизировать негативные последствия и оптимизировать более положительные. Он может правильно прогнозировать, что надо делать. Понятийное мышление обеспечивает выживаемость и правильную ориентацию во взрослой жизни, когда вокруг очень быстро меняются события и с разных сторон поступает масса самой разной информации.
Говорят о критичности мышления. А что такое критичность мышления? Когда у человека есть понятийное мышление, он видит, где логика нарушена, когда нет понятийного мышления, он этого не видит. Вместо сущности он видит какой-то образ. Он ситуацию как-то себе представляет, но не так, как это есть на самом деле. Выготский проводил эксперименты и показывал, что понятийное мышление можно формировать уже с начальной школы. Он ругал программы начальной школы, которые были построены на образности и наглядности, и говорил, что в этом случае за четыре года закрепляется убогое и примитивное мышление, а потом на таком фундаменте очень трудно развить логическое мышление.
Он провел эксперимент и показал, как изменяется мыслительная активность детей в зависимости от учебной программы. Выготский ввел обществознание по Марксу с первого по четвертый класс и показал, как, изучая этот предмет, дети легко начинают оперировать научными понятиями. При этом в течение двух-трех лет в быту и других областях, в чтении или в математике, мышление у них оставалось еще не очень логичным. Но постепенно к четвертому классу, когда дети уже легко оперировали обществоведческими понятиями, у них становилось логичным и бытовое, спонтанное мышление. Выготский писал, что обучение научным понятиям формирует зону ближайшего развития для спонтанного мышления ребенка и перестраивает спонтанное мышление по понятийному принципу. То есть можно начинать формировать логическое мышление уже с начальной школы. Тогда дальше будет проще. Если так будут учить, то у всех взрослых будет понятийное мышление.
«Когда меняется не в лучшую сторону обучение в начальной школе, дальше в средней школе дети уже учиться не могут»
— А почему же у нас на протяжении уже почти 100 лет держится эта цифра в 20 процентов обладателей понятийного мышления?— Потому что у нас никогда так не учили, как хотел и предлагал Выготский. Начальная школа всегда была достаточно убогой. Но до середины 1980-х она все-таки была не такой убогой, какой стала потом и остается сейчас. А когда меняется не в лучшую сторону обучение в начальной школе, дальше в средней дети уже учиться не могут.
— Почему?
— Если они не научились думать, выделять суть, видеть причинно-следственные связи, то они задачек не понимают и решать не могут, биологию или географию заучивают и смысла не понимают, просто пересказывают, а потом все забывают. Физику вообще не могут понимать. То есть учеба вся заканчивается, если понятийное мышление не формируется.
У меня есть книга, которая называется «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении». Она выпущена в 2005 году. В ней много из того, что я говорю, подробно описано: что такое понятийное мышление, как его развивать, как оно дальше влияет на обучение в старших классах средней школы, как дальше влияет на выбор профессии, какие там возможности есть, потому что в любой профессии требуется понятийное мышление. Если его нет, то возникают проблемы. В каких-то профессиях требуется больше интуитивный компонент, то есть работа с текстами, например, в гуманитарных и общественных науках. Если логической систематизации нет, то там не всегда это явно видно. В естественных науках уже нужно более полноценно анализировать, необходим логический компонент, выделение причинно-следственных связей. Там понятийное мышление вообще лежит в базе освоения любой профессии, потому что везде надо суть понимать и надо знать какие-то зависимости, которые в данной области функционируют.
Но то, как у нас учебные программы меняются, тоже сильно способствует ухудшению ситуации. Хочу привести цитату известного советского ученого, покойного профессора Сергея Петровича Капицы. В 2009 году в одном из интервью он говорил: «Мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще лет через 10 не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берет в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идет, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить».
Ко мне в 2013 году обращались представители «Общества предпринимателей» и говорили: «Как так, молодые люди, которые приходят заниматься бизнесом, не знают, что делать. Сами не могут принимать решения. Не понимают ситуацию». Вот так. Они получили какую-то управленческую подготовку, учились в экономических вузах, изучали экономику и управление, экзамены сдавали, но приходят и не способны вообще работать, так как не научились думать.
— Получается, что это дипломированно-необразованные люди?
— Мои замеры (а статистика на школьников у меня есть, повторю, с середины 1980-х) показывают, что начиная с 90-х результаты интеллектуального развития молодого поколения снижаются и снижаются. И связано это с тем, что не в лучшую сторону изменяется система образования, особенно начального, с первого по четвертый класс. Начальное образование — это база. Сейчас спохватились, что нет инженеров, квалифицированных техников, технологов и так далее и с математикой что-то не все в порядке, значит, надо что-то менять, и взялись за 9–11-й классы, за вузы, мол, надо готовить специалистов. В этой связи хочу сказать: если будет та же самая начальная школа (а ее оставили в прежнем виде и даже не озабочены тем, что ее надо менять), то исправить ситуацию будет невозможно.
— А что именно надо менять в начальной школе?
— Капица сказал, что читающих нет. Правильно. Начальная школа читать не учит. Если родители не озаботились и не научили ребенка читать до школы, то он читать не умеет. Сегодня надо, чтобы он до школы уже читал тексты. Если ребенок просто читает слова — это не умение читать. У меня есть тест, позволяющий оценить, что является смысловой единицей восприятия текста, который выявляет, понимают ли его школьники или только отдельные слова озвучивают. У меня есть статистика: только 30 процентов учащихся 11-х классов обладают полноценным навыком чтения. Остальные читать не умеют. Они не читают именно потому, что не понимают, что читают. Они могут прочесть отдельные предложения, фразы, простые тексты, но литературу читать не могут. Когда они сталкиваются со сложно построенной фразой, как у Толстого с четырьмя «чтобы», они повисают, и все. Не понимают, теряется смысл, поэтому наши дети сейчас и ничего не читают, даже учебники. А когда ничего не читают, то там уровень культуры, конечно, никакой и знания об окружающем мире никакие.
Я когда тестирую, то вижу, что в пятый класс переходят дети, не читающие вообще. Отдельные слова они читать могут, но уже смысл предложения в массе своей не понимают. Они и задачку решить не могут, поскольку прочесть не могут и понять вообще, о чем она. Это первое. Второе — все абсолютно неграмотные. До середины 1980-х детей учили зрительно-логическим методом, фонетики не было.
— Что это значит?
— Мы говорим и слышим одно, а писать надо, как мы видим и по правилам. Так вот, раньше учили писать не через произношение. Не было фонетического разбора и звуковой записи слов. Были совершенно другие программы, в основе которых лежали правила, их учили и по ним писали. Но был у нас такой известный психолог Даниил Борисович Эльконин, который в 1961 году создал букварь на фонетической основе. Он считал, что это логический и теоретический подход и что это правильнее. И с 1961 года он пытался внедрить свой букварь. Но не получалось, потому что этот букварь читать не учил. Напротив, фонетический разбор и этот метод могли усвоить только те, кто уже читать умел. К концу 70-х годов у нас в стране был общий уровень культуры достаточно высоким, шли в школу дети в основном уже читающие, и обучение в начальной школе сократили. Вместо четырех лет стали учить три года. Так как все дети читали, то и букварный период сократили до одной четверти. Со второй четверти начинался уже полноценный русский язык. И задачки по арифметике. То есть начиналось полноценное обучение.
И когда это произошло, то эльконинский букварь пошел. Детям было интересно фишки выставлять. Красными фишками гласные заменялись, зелеными — мягкие согласные, синими — твердые согласные. Дети это делали легко. И с 1981 года был приказ по министерству образования — перейти на фонетический метод обучения, на который к 1987-му вся страна и перешла. Сначала проблем не возникало, потому что дети продолжали идти в школу читающие. Но с 90-х годов уже пошли дети нечитающие, так как ситуация в стране изменилась. Родителям надо было добывать деньги и на занятия с детьми времени и средств у большинства не оставалось.
Проблемы проявились тут же, поскольку букварь Эльконина чтению не обучал. Но от него не отказались, а просто решили, что у детей не развит фонематический слух и его надо развивать с детского сада. В результате дети со средней группы детского сада стали заниматься фонетическим разбором и анализом. Я не знаю, понимали ли наши методисты, что фонетический разбор легко может сделать читающий человек, просто механически заменяя стоящие перед глазами буквы символами — согласные, гласные, мягкие, твердые и так далее. Если человек читать не умеет, то ему надо работать в уме со звуковым комплексом, а звуковой комплекс мысленно расчленить на какие-то части и заменить символами — очень тяжелая вещь. До сих пор в старшей и подготовительной группах детского сада занимаются этим фонетическим разбором. Два года отводится на то, чтобы дети потом смогли встроиться в школе в этот фонетический метод преподавания.
— И каковы результаты на сегодня? Что это дает?
— При фонетическом методе мы анализируем и пишем так, как говорим. В результате дети пишут «сабака» или «акиан», потому что мы так говорим. Во втором классе они в тетради пишут звуковую запись «йожык» вместо «ёжик», потому что мы так говорим. Эскимо у них начинается с И, вторник начинается с Ф и так далее. Дети делают массу таких письменных упражнений на звуковую запись слов.
После этого понятно, что вся неграмотность идет от этого фонетического метода, потому что мы говорим и слышим одно, а писать надо другое. Раньше этого не было. До середины 1980-х о фонетике у нас рассказывали только в пятом классе. Я в 1955 году в школу пошла, так у нас фонетика была всего неделю в пятом классе, и мы это все забывали до выпускных экзаменов, потому что это никому не надо. Мы знаем, что есть разные диалекты, говоры, но писать надо не так, как мы говорим, а так, как мы видим и по правилам. Русский язык в этом смысле очень трудный. Чем больше дети занимаются фонетикой (а сейчас еще обязательно начинают с 2–3 лет заниматься с логопедом, чтобы правильно произносить звуки), тем сильнее будет слуховая доминанта. То есть главное для ребенка становится произношение, и как он произносит, так потом и пишет. Даже позже, когда дети правила изучают, им в голову не приходит проверить привычно звучащее слово. Мало того, они продолжают писать эти «йожыки», «йупки», и прочие несуразицы по 6-й класс. Сейчас в школах логопедов полно, а грамотности никакой.
У нас русский язык заканчивался в 8-м классе. Там изучать больше нечего. И мы все писали грамотно. У нас, если в сочинении на 6 листов было больше пяти ошибок, это двойка. А сейчас если всего пять ошибок на одну страницу, то это почти гений. При этом уроки русского языка по 11-й класс. Когда ребята учатся в 11-м классе, у них русский язык по 5 раз в неделю. Но они все равно все неграмотные, потому что выбить заложенную с самого детства эту фонетическую модель, в которой пишем, как слышим и говорим, очень сложно.