Манихео-гностический комплекс
Манихейская доктрина трактует мир как поле вечной битвы двух этически маркированных космических стихий - Света и Тьмы, Добра и Зла, Духа и Материи. В некоторой эсхатологической перспективе предполагается конечная победа Света над Тьмой, что будет сопровождаться гибелью этого мира, который существует как феноменологическое пространство, порожденное описанной борьбой и заданное обеими космическими сущностями. Таково манихейство как компонента традиционной культуры, или интенция сознания. Речь идет об особом дуалистическом миропереживании, которое лучше всего, но не исключительно, представлено в доктрине Мани.
Представляется, что манихейская матрица принадлежит к базовым структурам ментальности. Она усваивается вместе с родной культурой, предшествует опыту и задает модели понимания мира. Как базовая структура ментальности манихейская матрица лежит вне рефлексии и может не иметь идеологического оформления. Предсуществуя любым религиозным или идеологическим доктринам, эта матрица сознания влияет на выбор таких доктрин и окрашивает собой все феноменологическое пространство культуры.
Этот тип сознания характеризуется целым рядом признаков. Прежде всего , соединяясь с манихейской картиной мира , традиционное сознание совершает важнейшую процедуру - реинтерпретирует борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла при помощи местоимений "мы" и "они". По некоторому, логически малопостижимому обстоятельству, сообщество, осмысливаемое как "мы", неизменно оказывается на стороне Света. "Мы" всегда Свет , а "они" - всегда Тьма. "Мы", или Свет - это "наш " привычный и устойчивый традиционный универсум. "Они" - все те, кто из пространства манихейского сознания представляются Врагом этого мира1. Человек, живущий в манихейской системе представлений, дробит мир на два онтологически враждебных лагеря. В результате любая ситуация конфликтующего взаимодействия - от перепалки с соседями на коммунальной кухне до отношений с идейными противниками, инородцами, иноверцами, "классовыми врагами", межгосударственные отношения - переживаются как эдроды вечной борьбы Света и Тьмы. Любой конфликт манихей стремится предельно обострить. Жизнь для него - борьба, длящаяся до поражения противника.
Из этой базовой установки вытекает множество частных следствий. Например, блокирование диалога с противостоящей стороной, профанация компромисса, особая, остро дуализированная картина мира, предполагающая мощное эмоциональное наполнение, иррациональная устремленность к Последней битве, склонность к мифологии заговора и измены, перманентный поиск внутреннего врага, и т.д. Манихей демонстрирует неспособность к адекватному постижению ситуаций многосубъектного взаимодействия и постоянно стремится упростить картину мира до противостояния "мы" и "они". Этот ряд можно было бы продолжить.