Ksenia
Фея
Да, интересное замечание, спасибо. Не думала про это. Вспомнила фильтр Калмана, а также модель пространства состояний, в которой скрытые состояния определяют явные, видимые. В таком случае индуизм больше придает значение скрытым состояниям -- состояниям Брахмана, атмана, а христиане -- видимым. Но онтология буддизма уже другая. Буддист скажет, что и Брахман пустотен, нереален. То есть все равно, по сути, культуры отличаются по тому, какое значение они придают феноменологии, тому, что мы видим, слышим, пробуем на вкус, запах, к чему прикасаемся. Одни принимают их за реальное, другие пытаются строить модели пространств состояний, где важны не явные состояния, а скрытые. Но если долго изучать скрытые состояния, например, сны Брахмы, колебания атмана, то можно прийти к выводу, что и они "нереальны", что одни скрытые состояния определяются другими скрытыми, и так далее до бесконечности, и весь реал рушится, такой переворот в сознании совершили буддисты. Буддизм -- это все-таки ответвление индуизма, и ученые-буддисты хорошо знали скрытые состояния, их изучали, проводили их классификацию, классификацию дхарм, были даже соответствующие университеты в Индии. А затем они от них сами отказались как от нереальных. В Европе мы вообще до Канта и Шопенгауэра скрытыми состояниями не интересовались, ведь для этого надо изучать субъект, их порождающий, его категории, проводить критику "чистого разума", а не принимать его за абсолютную данность, не подлежащую анализуИ мы обычно всё равно сводимся к тому, что действительно существует. Например Брахман существует, а остальное илюзорно, существую только я (солипсизм) и т.п.
Еще подумала, что поиск скрытых состояний сделает невозможным существование материализма. Так как для него важно свойство локальности в пространстве и времени, что события локальны, что нет дальнодействия. Однако если мы строим модели пространства состояний, то свойство локальности нарушается, все есть Брахман вне пространства и времени, и все определяется событиями в нем, которые нелокальны. Интересно, что локальность нарушилась и в современной квантовой механике, также там типичные представления каузальности нарушаются, появляется даже ретро-каузальность, а это нарушает временную локальность.
Идею нелокальности хорошо освоили индусы: по ним текущие события определяются кармой, которая создана не только этой или прошлой жизнью, а их бесчисленным множеством, уходящим в бесконечность. И получается, что на тебя могут влиять события, отдаленные от тебя на бесконечность, а это есть нелокальность. Кроме того, нет линейности, мы не можем линейно вес событиям присвоить, отсюда эффекты бабочки.
Последнее редактирование: