Док, мораль изначально может быть интериоризованной, усвоенной, но несмотря на это, два этих примера вызовут разный результат. Потому, когда человек становится сознательным, его мораль также меняет свои свойства. Он теперь должен ориентироваться, исходя из собственного опыта, переживаний, стремлений. И за них он теперь несет наложенную обществом ответственность. Она же, в свою очередь, призвана регулировать отношения людей и позволять им сосуществовать совместно, а не ради кого-то одного.Когда стыду _учат_.
Социум и микросоциум.
Так что, тут важна образованность в немалой степени.
Все-таки мораль ребенка и мораль взрослого отличается значительно. Имхо.
Это мораль примитивная. Догосударственная, так скажем. Я и мои друзья- герои, а охранник и продавщица- мои враги. В то время как при краже тетради не возникает ни врагов, ни своих. Стыду учат общему, учат "окунуться в шкуру другого". Во втором примере- наоборот- учат не окунаться. Имхо.то, что он не украл когда продавщица отвернулась..