Посмотреть вложение 2544
Посмотреть вложение 2546
Гс и тс - ответ на проблему сепарации, эмоциональной отстраненности, судя по всему.
Посмотреть вложение 2547
По этому слайду - Ньюфелд говорит что при сепарации всегда проявляются все три - сначала стремление к восстановлению привязанности (pursuit) потом после восстановления - фрустрация (агрессия) и потом - тревожность.
Он приводит пример - мама потеряла ребенка в ГУМе. Когда такое происходит, тантрумов нет. Агрессии нет. Если человек был застенчив - застенчивость теряет, все внимание на одно - найти. Может выйти из магазина не заплатив например. Ребенок - тоже-самое. Ок, вот они увидели друг друга, облегчение, они подходят, уже обнимаются... и тут мозг говорит - ок, эта часть выполнена, давай следующую - и мама вдруг начинает орать - НИКОГДА ТАК БОЛЬШЕ НЕ ДЕЛАЙ!!!! и прочее, отчитывать ребенка. Ребенок в ответ - тоже мину что сейчас укусит состраивает не лице.
Ок, они приезжают домой, успокаиваются к вечеру, но это не все - тут вылазит тревожность. Если у человека какие-то обсессии были, страхи, - все вылезает - выключила-ли я утюг? Закрыты-ли двери? Окна? Тут приходит ребенок, которого уложили спать, и говорит - мама, я боюсь спать, у меня монстры под кроватью... Вот так это работает. Люди обычно не связывают эти вещи. Но ничего этого-бы не случилось, если-бы они,когда только собирались обниматься - верно, расплакались...
Посмотреть вложение 2548
Этот слайд показывает как работает замкнутый механизм защиты от уязвимости
Посмотреть вложение 2549
защита то уязвимости закрывает дорогу к адаптации - если уязвимые чувства не доступны, то далее энергия переходит в атакующую
есть ли возмжность также перекрыть выход через агрессию?
есть, выход к атаке перекрывают смешанные чувства: фрустрация идет по кругу и все что мы чувствуем в этот момент - что мы ужасно злы, в ярости
но после 7 лет, если мозг развил способность к смешанным чувствам, то в момент предшествующий атаке более зрелые дети и взрослые способны испытывать противоречивое чувство (хочу обидеть - но вообще то мне и жалко и т.п.)
до 5 лет смешанные чувства невозможны
либо одно либо другое
четырехлетка может любить маму очень сильно но когда злится - ненавижу, чтоб тебя не было! через пять минут уже снова люблю
префронтальный кортекс, лобные доли отвечают за способность испытывать смешанные чувства, так что кому повезло - после пяти лет -)
первые пять лет даны на то чтобы чувства и эмоции появились, чтобы научиться их осознавать и называть, по одной за раз -)
потому от 3 до 5 лет самый агрессивный возраст - желаний уже много, фрустрация зашкаливает а выходов еще мало
у высокочувствительных развитие префронтального кортекса занимает дольше времени и требует больше тренировки в т.ч. на уровне разговора со взрослыми - что бывает по разному, бывают разные чувства, разговоры об амбивалентности
ключевой вывод:
агрессия случается когда фрустрированный ребенок сталкивается с тщетностью но не может чувствовать грусть, плюс агрессивные импульсы ничем не уравновешаны, по крайней мере на данный момент
либо чувства так сильны что они плохо смешиваются (с противоположным чувством, как бы выпадает из памяти своя "хорошесть" - тогда жалость по поводу агрессии накатывает вскоре после самого выплеска