Мифы XX... опс! уже XXI века

"Вот уже четыре года косатки таранят и топят роскошные яхты в европейских водах, и ученые изо всех сил пытаются понять, почему эти умные, социальные животные научились этому новому разрушительному трюку. Но это не связано с какой-то антикапиталистической программой «ешь богатых» и не связано с территорией и агрессией.

Правда в том, что это детская забава.

После многолетних исследований группа биологов, правительственных чиновников и представителей морской индустрии обнародовала свои выводы относительно того, почему у одной конкретной группы косаток Orcinus появилась такая разрушительная черта.

Оказывается, косатки – особенно дети и подростки – просто хотят повеселиться. В отчете говорится, что сочетание свободного времени, любопытства и естественной игривости привело к тому, что молодые косатки взяли на вооружение эту «тенденцию» — бить лодки, что совсем не удивительно для вида, который, как известно, время от времени принимает странные, изолированные формы поведения.

В последние годы резкое восстановление популяции синего тунца в регионе стало удачей для группы из 40 иберийских косаток, находящихся под угрозой исчезновения, которые питаются исключительно этой крупной рыбой. Это означает, что они сократили время на добычу пищи, оставив его для других «хобби».

«Кроме того, свою роль может сыграть изменение климата, в результате которого эти тунцы находятся в Кадисском заливе постоянно, а не сезонно», — отмечают ученые. «Такое круглогодичное изобилие означает, что китам, похоже, больше нет необходимости преследовать каждую встречную рыбу».

Анализируя данные, полученные от отдельных косаток и в ходе наблюдений, ученые обнаружили, что в «нападениях» на суда обычно участвуют несколько животных одновременно из основной группы в 15 особей, которые были замечены в нападениях на лодки. Но эти «нападения» не являются чем-то особенным — по крайней мере, с точки зрения косаток.

Большинство из этих 15 особей были молодыми самцами и подростками, «самыми любопытными и склонными к исследованиям» в популяции косаток, что наводит на мысль о том, что то, что начиналось как игривые удары головой о рули лодки, усилилось по мере того, как животные стали крупнее.

Команда отмечает, что подобное поведение при ударе о руль наблюдалось ещё в 2017 году, но тогда взаимодействие не привело к повреждению лодки. Теперь, когда косатки стали крупнее, их игра стала намного мощнее.

И ни одна косатка старше 25 лет, когда самцы становятся совершенно взрослыми, не была замечена в этом дурачестве. Ученые предполагают, что молодые косатки видели, как старшие братья и сестры играют со своими «игрушками», а затем копировали их поведение. (Были замечены и самки, но они, скорее всего, просто присматривают за детёнышами).

90


Эти общительные, игривые животные, похоже, оправдывают свою репутацию.

«Известно, что киты-убийцы играют с другими объектами или животными в своей среде до такой степени, что наносят им ущерб (в южной популяции косаток-резидентов в Вашингтоне (США), питающихся лососем, отдельные особи „играют“ с морскими свиньями до такой степени, что убивают их, что может быть аналогичной эскалацией изначально менее вредного взаимодействия), так что это поведение, похоже, находится в этом спектре», — пишут ученые.

Известно, что эти животные чутко реагируют на тренды: ученые наблюдали, как странные новые модели поведения распространялись по стае и так же быстро забывались.

Возможно, самый известный случай произошел в 1987 году, когда самка косатки в Тихом океане недалеко от Пьюджет-Саунд была замечена с мертвым лососем на голове; В течение двух месяцев косатки из ее стаи и двух других также носили «рыбьи шляпы».

Все это было причудой и в конце концов сошло на нет.

В течение следующего лета косатки с лососями на голове несколько раз всё же появлялись – опоздавшие, как люди, только сейчас решившие надеть угги – и эта тенденция больше никогда не повторялась.

«Различные популяции часто имеют четкую диетическую специализацию, которая поддерживается культурной передачей, и эти „экотипы“ обычно имеют множество устойчивых поведенческих традиций, связанных с их дивергентной кормовой базой», — пишут авторы.

Некоторые популяции могут также развивать необычные и временные поведенческие «причуды» и другие идиосинкразии, которые, как представляется, не служат какой-либо очевидной адаптивной цели. Понимание недавнего взаимодействия иберийских косаток с лодками может быть полезным при изучении таких эфемерных традиций в других хорошо изученных популяциях косаток"."
...детишки...может и форумчанам охота порезвиться, пошалить?😉
 
".Валянский и С.Калюжный "Новая история оружия"

"..Тогда одному из нас пришла в голову блестящая идея: на практике проверить действие грозной китайской техники, которую, по мнению историков, использовали монголо-татары при взятии русских городов.
Препятствии к опыту мы не видели, так как у нас в ту пору шла реконструкция соседнего посёлка, и материалы для эксперимента были, как говорится, под рукой. Конечно, выйные связки буйвола нам взять было неоткуда, да и женских волос в нужном количестве достать довольно сложно, но выход найти удалось. Я предложил использовать белую резину. Если с её помощью запускают планеры, то груз в 32 кг, как мне казалось, можно закинуть куда угодно.
Раму, рычаг с подвижной опорой и стопорную балку мы сколотили довольно быстро. За образец была взята катапульта из учебника истории для 5-го класса. Правда, вместо классической ложки мы сделали маленький ящичек по размерам стандартного кирпича. Не мудрствуя лукаво, определили размеры сооружения: рама — 2 х 1,5 м, П-образная рама со стопорной балкой — 1,5 м, рычаг — 2 м. Кроме рычага, все детали пилили из брёвен 0,2 х 0,2 м. Для рычага использовали доску 0,15 х 0,1 м. Три часа дружной работы, и «чудо античной и батыевой техники» было готово. Изделие получилось внушительное.
Испытания начали сразу же, но… первый амортизатор оказался слабым. Добавили еще по 5 резиновых лент. Взвели устройство, выстрелили — верх рычага улетел вместе с кирпичом метров на 25. Нарастили рычаг крюком, а кирпич положили в авоську. Приготовились ко второму выстрелу. Залп! Кирпич прорвал авоську, а рычаг сломался посередине. Пришлось ставить балку, как на раме.
Амортизатор снова нарастили. Очередной выстрел снёс вместе со скобами стопорную балку. Нам потребовался час, чтобы усилить конструкцию, но эффект был тот же, рычаг сворачивал стопорную балку, а кирпич не летел дальше 30 м. Вдобавок ко всему сооружение после каждого выстрела подпрыгивало и расшатывалось. Даже если бы оно и стреляло как следует, то сомневаюсь, что из него можно было целиться. Вот так я убедился, что спор о мощности и эффективности этих машин беспочвенен..." Конец цитаты.
Тут хочется заорать "Идийот!!"(с) - голосом Папанова из "Бриллиантовой руки".
Но автор постарается не ругаться -а рассказать про катапульты с баллистами и прочей доогнестрельной артиллерией вкратце"
...🙂 выводы кажутся " простыми и ясными"...а то, что руки и мозги не так вставлены, сорри - разве это существенно?🙂
...в вопросах Преодоления аналогично, имхо 🙂
 
...прикольный выпуск 🙂
 
"Непосредственный повод оформления данной публикации — некритическое (?) повторение лохунга одним комментатором (обратите внимание также на характерно-закономерную смазку «мы»):

«Кажется на нашей земле никогда людей не берегли, фраза "бабы ещё нарожают" не из воздуха появилась. Поэтому не верю в ядрёный удар по укре, скорее снова русский Иван на себе все вытянет.»
А теперь приглашаю посмотреть как оно было на самом деле.

Только сначала *необходимо* напомнить о роли *художественной* литературы (см. сборник публицистики «Нет Времени») с разворачиванием до ответственности пропагатора и тем паче уголовника (напомню, что любая причастность к производству коммерческого худ.ла *должна* вознаграждаться по нормам уголовного кодекса) за результат творения *художественного* образа реального исторического деятеля.

Итак:


«Бабы новых нарожают»: откуда эта фраза и почему её приписывают Жукову​

«Есть многие на свете, друг Горацио, аспекты у моральной деградации».
© Гамлет, принц Датский, но это не точно.
Сразу скажем, с этим злосчастным изречением получилась целая история, поэтому, если вам хочется сразу узнать все ответы, — отматывайте в конец, там сжато даны выводы.

Буря в стакане. Нулевые годы​

В современное русское культурное поле «нарожавшие бабы» в связке с маршалом Жуковым вошли с подачи Михаила Веллера. В 2001 году в «Огоньке» был опубликован его несколько сюрреалистический рассказ «Трибунал». В тексте Жуков возглавляет, соответственно, трибунал, разбирающий дела декабристов, и распекает их за плохую подготовку операции по свержению царя. Там он и произносит легендарную фразу:

«Солдат вам бабы новых нарожают. Россия велика. Положил бы за дело — не жалко. Операция провалена бездарно. Преступно!»

После чего распоряжается повесить Бестужева-Рюмина, к которому эта сентенция и обращена.

Тут важно то, что до публикации Веллера фраза про «нарожают» применимо к Жукову встречается, похоже, целый один раз — в статье Максима Соколова в «Коммерсанте» за ноябрь 1996 года:

«Жуков в этом смысле был не менее гениален, чем Наполеон, ибо проблема сбережения своих солдат была отброшена им в принципе — „война всё спишет“, а равно „бабы новых нарожают“».

Грандиозного резонанса она не имела и так, похоже, и канула в Лету, а вот Веллер метнул фразу в народ как девку в полк.
Именно с нулевых годов высказывание про баб, увязанное с Георгием Константиновичем, пошло гулять по страницам. В течение ближайших лет его повторили в связке с Жуковым несколько писателей, в частности Александр Бушков. А поскольку как раз на эти годы пришёлся бурный рост русскоязычного интернета, фраза там и осталась — как обычно, уже без малейших попыток искать первоисточник — в качестве общеизвестной.

1398470_image1.png

Михаил Веллер и иллюстрация к рассказу «Трибунал»

Мы же пока зафиксируем: «бабы новых нарожают», сказанное Георгием Жуковым, — это плод творчества писателя Михаила Веллера.
Винить Веллера в этом, кстати, на наш взгляд, неверно: прозаик не может отвечать за неспособность читателя разделять вымышленного персонажа и историческую личность. Но услышав что-то в духе «эту фразу знали все фронтовики», не стоит забывать: речь о «фронтовике» Веллере 1948 г. р., «фронтовике» Бушкове 1956 г. р. — и полудюжине менее известных подобных фронтовиков.

Веллер, конечно, не «первооткрыватель» фразы. На год раньше вышла книга красноярского писателя Андрея Буровского «Россия, которой не было-2». Обсуждать её качества мы не будем, но там мы видим такой фрагмент:

«Сохранилась история, одна из тех, в подлинности которой трудно быть уверенным. 1703 год, штурм Нарвы. Перед каждым проломом в стене — груды трупов — гвардейцев Петра. Многих Пётр знал лично, со многими был дружен. И Пётр заплакал, глядя на эти ещё тёплые груды мертвецов.
Борис Петрович Шереметев подошёл сзади, положил руку на плечо царя. Пятидесятилетний приласкал тридцатилетнего. „Не плачь, государь! Что ты! Бабы новых нарожают!“
Комментариев не будет».

Мы же от комментариев не удержимся. Чёрт с ним, что штурм Нарвы случился в 1704 году. Главное другое. Тут речь идёт не о Жукове, и Буровский всё-таки считает нужным сделать оговорку о том, что «в подлинности трудно быть уверенным». Приводить источник он не стал, и мы сейчас попробуем найти его сами, а пока ответим на естественный вопрос.

Мог ли Веллер вычитать афоризм у Буровского? Вполне, и даже весьма вероятно.
Книга Буровского вышла чуть раньше, и как раз по свежим впечатлениям Веллер вполне мог включить её в свой рассказ. Друг о друге эти двое авторов точно знают, у них есть как минимум одна совместная книга, и такое заимствование выглядит вполне естественным. Ну а в качестве рупора Веллер был идеален — автор очень популярный, тиражи у «Огонька» неплохие, да и рассказ потом несколько раз переиздавался. Тем более с Бушковым (тоже писатель весьма известный) и командой литераторов помельче в роли усилителей.

1398470_image2.png

Андрей Буровский

Но и Буровский пересказал байку, а не придумал её сам — о чём он, кстати, честно пишет. Тут мы походя должны снять обвинения с фильма «Пётр Первый» 30-х годов, где эту фразу, как иногда пишут, будто бы произносит как раз Шереметев. Шереметев такую фразу в фильме не говорит. Но схожая по смыслу реплика ему достаётся: «Бог милостив. Народу хватит». Так что немудрено сказать, откуда эта история пришла к Буровскому: кто-то (может, и он сам) смотрел «Петра» давно, уже забыл конкретные фразы и совместил с образом киношного Шереметева (а сыгран он, без вопросов, блестяще, и сама сцена легко запоминается) близкую по смыслу расхожую фразу.

Так, стоп, а чего это она расхожая? И кстати, вопрос от исторического инспектора Лестрейда — откуда она проникла в словарный запас Максима Соколова? Ведь он написал свою колонку в 96-м, до всякого Веллера. Сейчас посмотрим, откуда ноги растут.

Советские бабы, эмигрантские бабы​

Обратясь к советской литературе, мы только руками разведём: оказывается, на её страницах «бабы рожают» не то чтобы каждый день, но весьма регулярно.

У братьев Вайнеров в повести «Карский рейд», 1983 год:

— Соберёте, соберёте, — успокоил его Чаплицкий. — И хочу вам напомнить в последний раз: вы мне махонький подчинённый и впредь никогда не смейте вступать со мной в пререкания. Иначе я вас застрелю — прямо вот здесь… под святыми образами.
Солоницын тяжело вздохнул:
— Господи, круты же вы, господин Чаплицкий! Сколько людей поубивали, а всё вам неймётся.
Чаплицкий похлопал его по плечу:
— Вы, Никодим Парменыч, убитых не жалейте, бабы новых нарожают…

У Александра Крона в романе «Дом и корабль», опубликованном в «Роман-газете» в 1965 году:

«Так стоит ли задумываться над судьбой десяти, ста, тысячи песчинок? Их крутит мировой вихрь, и, если я — по недомыслию, эгоизму, упрямству, честолюбию — пошлю их на смерть, в мире ничего особенного не произойдёт, бабы новых нарожают…»

Это всё уже послевоенная проза. Но, пойдя дальше, мы обнаружим «роковую фразу» и в советской довоенной, и в эмигрантской прозе и публицистике.

1398470_image3.png

Сергей Сергеев-Ценский в книге «Лютая зима» (1936 год):

— Лошадей, конечно, начальство жалеет, — она денег стоит, лошадь, её тоже ведь надо купить, а людей чего жалеть? Бабы людей нарожают сколько хочешь, им только волю на это дай…

А вот, похоже, мы подступились к корням. В 30-е годы фольклорист Александр Мисюрев собирал устное творчество бергалов — горных рабочих с Алтая. Среди прочего, там есть запись кабацкого разговора, в которой видим до боли знакомую реплику:

— Начальству виднее. Господа офицеры нашими шкурами не дорожат. Намедни взялись мы крепи уделывать, а штейгер вопит: — Такие-сякие, долбите руду, плевать, коль обвалится, вашего брата много, бабы ещё нарожают, а вот руды — маловато!

Описывается, судя по реплике, дореволюционная история. Корни у фразы явно тянутся ещё ко временам старой России. В эмигрантской публицистике мы видим такое у Якова Меньшикова в статье «Тени свершений» 1931 года:

«Бросьте наивничать. Вы просто не продумали до конца. Человечество — икра. Ну и пусть себе с Богом, леший намазывает её себе на бутерброд. В вечности нет жалости, ибо всё восстановимо. Этого добра много. Бабы нарожают».

Судя по всему, самое раннее появление этого оборота в русском языке восходит ко временам Русско-японской войны. В воспоминаниях митрополита Евлогия, написанных в эмиграции и изданных вскоре после Второй мировой, содержится такой фрагмент:

«Зима 1904–1905 годов была лютая. Читаешь газеты — и ужасаешься. Новое бедствие… Сколько обмороженных солдат! Я посещал лазареты. Помню, в одном городке был лазарет для психически больных солдат. Жуткая картина… Кто пляшет, кто что–то бормочет. Один солдатик лежит задумчивый, угрюмый. Доктор говорит мне: „Может быть, вы его из этого состояния выведете…“ Я спрашиваю больного: „О чём ты скучаешь?‘“ — „У меня японцы отняли винтовку“. — „Мы другую тебе достанем. Стоит ли об этом разговаривать? Людей сколько погибло, а ты о винтовке сокрушаешься“. Но больного не переубедить. „Детей сколько угодно бабы нарожают, а винтовка — одна…“, — мрачно возражал он».

Наконец, самое, вероятно, раннее употребление чего-то, не ровно того же, но похожего на эту фразу, отыскивается у Алексея Суворина в «Ожидании века ХХ»:

1398470_image4.png

Алексей Суворин

«Пусть хлебный кризис не выгоден помещикам, но народ, несомненно, более сыт и бабы нарожают более здоровых ребят. Бабы вообще народ почтенный».

Почтенный, не поспоришь. Это конец XIX — начало ХХ века.

Более ранних примеров я лично не нашёл, но найденного достаточно, чтобы отметить два момента. Во-первых, фраза точно бытовала до Второй мировой войны и, судя по всему, даже до революции. Во-вторых, что в эпоху после 1917 года, что после окончания Великой Отечественной она не являлась запретной и публиковалась в советской литературе не то чтобы часто, но как видим, довольно регулярно. Правда, судя по контексту, вообще никому из конкретных видных деятелей она изначально не принадлежала, а исходила, так сказать, из народной толщи. Почему цензура и относилась к ней спокойно, хотя, казалось бы, во времена, когда складывался каноничный образ Жукова как маршала Победы, цензоры должны были бы делать стойку на такую фразу в тексте, относись она к нему.

Кстати, возвращаясь в довоенные времена, у Мисюрева искомая фраза проходит именно в качестве записи фольклора, и митрополиту её сказал некий больной солдат. Причём в эпоху до Веллера/Буровского эта фраза бытовала не в каком-то специально-военном контексте, а чаще всего просто служила маркером скверного человека. Так что легко понять, почему её вкладывают в уста то Жукову, то абстрактно «какому-то царскому генералу», то Шереметеву: это фольклор, фольклор очень давний, ни исходного автора, ни изначального адресата попросту нет. Зато она легко могла отложиться в голове что у выпускника пединститута Андрея Буровского, что у филологов по образованию Максима Соколова и Михаила Веллера: обильное чтение художественной литературы и сборников фольклора было частью их профессиональной подготовки.

Как рожали в XVII веке​

Так что же, никто из старших офицеров не говорил ничего похожего ни на каких фронтах? Не всё так просто.

Если искать не точную фразу, а нечто схожее по смыслу, то во время Русско-японской войны журналист порт-артурской газеты «Новый край» записал в дневнике следующее:

«Полковник спросил адмирала, выйдет ли наш флот к бухте Киньчжоу в том случае, если из северной армии прибудет к нам помощь, которая должна будет пробиваться Киньчжоуским перешейком и брать снова Киньчжоуския позиции, несомненно заново укреплённые японцами.
— Нет.
— Почему же нет? горячится полковник, — ведь это значит дать возможность избить лишний наш полк, бригаду, а то и целую дивизию! Лишние жертвы.
Адмирал ответил, что такая потеря ничего не значит. Дивизия — это 16 000 человек, а как статистика показывает, русские женщины рождают это количество детей в течение двух недель; следовательно урон этот восполнится скоро…
— Если же, — закончил адмирал свои доводы, — при этом выходе погибнет даже одна канонерская лодка, её уж родить нельзя — на постройку её потребуются годы…»

Адмирал — это князь Павел Ухтомский. Фраза его действительно не красит. Кстати, вскоре после войны он по болезни был уволен с флотской службы. Однако и Ухтомский всего лишь пересказывал расхожий оборот.

1398470_image5.png

Павел Ухтомский

Насколько расхожий? Настолько, что ту же по смыслу формулировку мы можем обнаружить в книге, автор которой весьма далёк от словесных баталий в России ХХ века. У Эрнста Юнгера в не шибко известной работе «Сердце искателя приключений» мы видим этакий поэтичный фрагмент:

«В мелких зарослях за дюной, в самой гуще буйного камыша я во время своей обычной прогулки сделал удачную находку: большой осиновый лист с выеденной в нём круглой дырой. Её окаймляла тёмно-зелёная бахрома, при ближайшем рассмотрении оказавшаяся целым скопищем крошечных гусениц, вцепившихся своими челюстями в край листа. Вероятно, какая-то бабочка отложила здесь свои яйца, и вот молодой выводок, словно пожар, начал пожирать всё вокруг себя.
Эта картина показалась мне необычной потому, что в ней отразился процесс уничтожения, не вызывающий боли. Бахрома производила впечатление свисающих волокон самого листа, который в основе своей казался нетронутым. Здесь было отчётливо видно, как устроена двойная бухгалтерия жизни; в памяти всплыла фраза Конде, произнесённая в утешение Мазарини, который сокрушался о шести тысячах убитых в битве при Фрейбурге: „Ба! За одну ночь в Париже зачинают больше людей, чем стоила эта кампания“.
Умение полководцев видеть в уничтожении перемену всегда восхищало меня как символ превосходного здоровья, которое не боится разрезов и крови».

Так, а что там у Конде? О чём речь?

В 1644 году под Фрайбургом шла битва затухающей Тридцатилетней войны. Сражались французы принца Конде и виконта Тюренна с баварцами. Битва оказалась на редкость упорной и шла несколько дней. Баварцы уступали в силах, но атаки отбивали стойко. За это время они настреляли около восьми тысяч французов, что по меркам места и времени — просто безумные потери. «Кондеевская трёхрядка» принесла успех — баварцам в итоге такая война надоела, и они отступили. А дальше звонкая фраза полетела по Европе, и окончательно её закрепил Фридрих Шиллер с его «Историей Тридцатилетней войны»:

«Мазарини проливал слёзы, узнав об этой огромной потере, на которую, однако, не обращал внимания бессердечный Конде, любивший только славу. „Одна ночь в Париже, — говорил он, — даёт жизнь большему количеству людей, чем убито в этом бою“».

Шиллер, ясное дело, тоже не сам сочинил фразу, но тут мы уже углубляться, пожалуй, не станем.

1398470_image6.png

Принц Конде

Евгений Башин-Разумовский Эксперт по историческим вопросам
Кроме всего перечисленного, существует несколько попыток вывести «легендарную фразу» из британской поговорки «У короля много», которой сопровождали гибель корабля, а также из письма императрицы Александры Николаю II: «Генералы знают, что у нас ещё много солдат в России, и поэтому не щадят жизней». Попытки привязать ту и другую фразу к «несчастным бабам» выглядят, говоря откровенно, неубедительно, уж очень они далеки от предполагаемого результата и по смыслу, и по строю.
А как эта фраза попала в русскую языковую среду? Чёрт знает, какими путями она проникла в приложение к «Письмовнику» Николая Курганова XVIII века. Причём к моменту, когда байка о Конде добралась до Курганова, она уже трансформировалась:

«Люксембургского маршала увещевал один из его приятелей, чтоб он не всем войском чинил приступ. „Ах, государь мой! — сказал он. — В том есть слава нашего непобедимого монарха. Знаете ли, что податные девушки в Париже не меньше того в одну ночь наделать могут“».

Возможно, именно из «Письмовника», который, как ни крути, был бестселлером своего времени, история «люксембургского маршала» и пошла в русский народ, редуцировавшись до более грубого по форме, но того же по смыслу «бабы новых нарожают». Тут, правда, утверждать что-то определённо сложно, и, быть может, выражение родилось независимо от «Письмовника», но это произошло никак не позднее XIX века.

Таким образом, путь «нарожавших баб» приводит нас в XVII век, рожать должны парижские бабы, а автором фразы может считаться человек, в России известный разве что как персонаж исторических романов. Пути звонких фраз бывают на удивление затейливыми.

ИТАК, что в остатке?​

Во-первых, фразы «бабы новых нарожают» реальный Г. К. Жуков не произносил; её произнёс литературный персонаж с тем же именем, вышедший из-под пера Михаила Веллера.

Во-вторых, Веллер — популяризатор, но точно не автор фразы. В буквальном звучании высказывание «бабы новых нарожают» передано, в частности, Андреем Буровским в книге «Россия, которой не было-2» в 2000 году, и там она приписывается Борису Шереметеву, генералу XVIII века.

Кроме того, в советскую эпоху фраза воспроизводилась разными литераторами независимо друг от друга, а также эмигрантами. Причём до Великой Отечественной войны она точно существовала, и в буквальной формулировке использовалась, судя по всему, ещё до революции. Конкретного автора она, видимо, не имеет.

1398470_image7.png

Георгий Жуков

Первоисточник наиболее близкой по смыслу фразы, имеющей конкретного автора, — это реплика принца Конде в переложении Шиллера, которую военачальник, как предполагается, произнёс по случаю битвы при Фрайбурге в 1644 году: «Одна ночь в Париже даёт жизнь большему количеству людей, чем убито в этом бою». В несколько искажённом виде она попала в русский язык через «Письмовник» XVIII века. Возможно, под нашими осинами её огрубили до «бабы новых нарожают», а возможно, это было самостоятельное творчество народа. Но в общем, первая наблюдаемая исторически фраза, по смыслу схожая с «нарожают», сказана про француженок и Париж в XVII веке. Такие дела."
...понятно, не моё...но миф устойчивый, видимо..
 
"Знаете, всякий раз, когда какой-нибудь богач или политик скажет что-то совсем уж далекое от реальности, кто-нибудь обязательно вспомнит про Марию-Антуанетту.

Говорят, народ во Франции голодал, а она, королева, настолько отдалилась от реальности в своих дворцах, что вообще не понимала, что у людей нет денег на еду. И когда ей сказали, что бедняки не могут купить хлеба, она якобы ответила: "Ну так пусть едят пирожные!" Понятное дело, народ возмутился, началась революция, и в итоге Марии-Антуанетте и всей королевской семье отрубили головы на гильотине.

Как всё было на самом деле

На самом деле нет никаких доказательств, что она когда-либо такое говорила – ни в шутку, ни всерьёз. При её жизни никто ей этих слов не приписывал. Более того, есть сведения, что эту фразу сказала какая-то другая принцесса, когда Мария-Антуанетта была еще маленькой девочкой и жила в Австрии.

Да, Мария-Антуанетта – единственная французская историческая личность той эпохи, которую большинство из нас вообще знает. И да, она была и остаётся символом невероятной роскоши. Но эти слова – не её. Наоборот, похоже, что она действительно переживала за бедняков и даже писала о том, как её беспокоит бедность и голод вокруг. В письме своей матери, австрийской императрице, от 22 июня 1775 года она писала:

"Удивительно и прекрасно, что нас так тепло принимают, хотя прошло всего два месяца после беспорядков, и цены на хлеб, к сожалению, всё ещё высокие... Когда страдающие люди так хорошо к нам относятся, мы просто обязаны сделать всё для их счастья."

Конечно, она могла потратить на одно платье столько денег, сколько хватило бы, чтобы кормить голодающую семью несколько недель. Но в каком-то смысле она тоже была пленницей своего мира. Всю жизнь Антуанетта прожила во дворцах, в окружении слуг и нянек, которые готовили её к будущей роли королевы и ограждали от реального мира. А потом в 14 лет её выдали замуж за короля Франции – одного из самых влиятельных и богатых людей на планете. Случись такое сегодня, мы бы её пожалели, а молодежь в соцсетях говорила бы, что она тоже жертва, и призывала оставить её в покое.

Так откуда же взялась эта история, если не от Марии-Антуанетты?

Фраза появилась в книге Жан-Жака Руссо "Исповедь". Он там пишет, что какая-то "великая принцесса", узнав, что у крестьян нет хлеба, сказала: "Пусть едят бриоши" (это не совсем пирожные, а скорее очень дорогой хлеб с большим количеством масла и яиц). Имени принцессы он не называет, и вообще намекает, что это, возможно, просто байка, которую он где-то слышал. Написал он это между 1766 и 1767 годами, а опубликовали в 1782-м. Мария-Антуанетта родилась в 1755-м, то есть ей было лет 11, и она ещё жила в Австрии, когда эта "великая принцесса" могла сказать про бриоши (если это вообще не более древняя история, которую Руссо просто записал). Короче говоря, очевидно, что это не могла быть она. Да даже если бы и была – ну что взять с ребёнка?

Корни этой истории могут уходить ещё глубже. Возможно, это одна из тех историй, которые люди веками приписывали богатым и власть имущим. Например, в хронике династии Цзинь (XII-XIII века) написано, что когда императору Хуэю сказали, что народ голодает из-за нехватки риса, он ответил: "А почему они не едят кашу с мясом?" Так что очень похожая история ходила за 500 лет до рождения Марии-Антуанетты.

Возвращаясь к французской королеве – эту цитату ей приписали только через много лет после её казни. При жизни на неё и так лили много грязи: говорили, что она творит непотребства с женщинами и множеством мужчин, что отравила собственного ребёнка и даже планировала перебить всех во Франции... но никто не говорил, что она несла чушь про пирожные. То есть, по слухам, она была распутной иностранкой, убийцей детей и маньячкой, но это якобы ничего, с кем не бывает. А вот когда она якобы сказала что-то глупое про хлеб – вот это якобы и стало причиной революции?

Кстати, интересно, что эта байка стала очень популярной в викторианскую эпоху. И это не единственный случай, когда викторианцы исказили наше представление о многом."
 
"Сержант посмотрел на фотографию, потом поводил ладонью в воздухе и хлопнул по карте:

- Жив. Находится где-то здесь.

Розыскники это откровение восприняли сперва с долей скепсиса – зачем человеку, который числится без вести пропавшим, с Урала катить куда-то в Прибалтику, в глухой район.

Тем не менее через несколько дней информация подтвердилась. Человека нашли. Именно там, где было указано.

Когда я смотрел этот сюжет на экране, по спине ползла холодное змейка. Было пугающее ощущение прикосновения к неизведанному. К изнанке мира.

Потому что смотрел я не сюжет РЕН-ТВ, и не сериал «В мире зазеркалья». Это был рабочий материал одной из лабораторий ВНИИ МВД России.

Рос я материалистом. Но в детстве прочитал старую потрёпанную книжку «Биологическая радиосвязь» о исследованиях телепатии ещё в двадцатые годы. И фантастику сильно уважал. Поэтому хлынувшую на переломе эпох в СМИ информацию о том, что в мире есть экстрасенсы, колдуны, ведуны и прочие экзотические существа воспринял с готовностью. В начале девяностых катился мутный селевой поток всяких учений, псевдооткрытий, опусов, смывающий остатки здравого смысла находящегося в перманентном состоянии тихого или буйного сумасшествия населения. Работая в прессе, я тоже начал писать немножко на эту тематику, впрочем, не погружаясь глубоко. Посещал для интереса какие-то семинары, школы экстрасенсов, мутные сборища мутных людей. Там было страшно интересно, гуру были очень важные и вальяжные, сыпали загадочными терминами – биополя, энергетика, вибрации, энергоинформационный обмен, энионика. И на всех этих мероприятиях меня не оставляло бодрящее ощущение кидалова и разводилова. Мне очень хотелось верить этим гуру, хотелось ощутить тепло, исходящие от их колдовских и экстрасенсорных рук. Я не фига не чувствовал и понимал, что я наверное какой-то не такой, для меня этот мир закрыт в отличие от восторженных дам, составлявших основной контингент этих странных тусовок.

От разочарования в этой тематике меня удерживало одно обстоятельство. Я чётко знал, что этот феномен существует. Знал по своему опыту, но об этом позже.

В начале девяностых я узнал, что в отличие от самозваных исследователей аномальных явлений все это изучается на вполне академическом уровне. В разгар и в угар гласности с этих исследований сняли все грифы секретности. Так я набрёл на лабораторию ВНИИ МВД Российской Федерации. Тогда это ещё было научное учреждение с настоящими учёными, проводившими реальные исследования, в отличие от жалкого и убого состояния, в котором эта контора находится в настоящее время.

Там меня ждало несколько откровений. Я узнал, что детекторы лжи – это не буржуазная пропаганда, а реально существующий стресс-детектор. Что в принципе по характеру серийных преступлений можно составить психологический портрет преступника с поисково-значимыми признаками. И что мы живём в информационном поле.

Экстрасенсорикой там занималось несколько вполне серьёзных учёных. Я помню навскидку профессора Гримака, выпустившего ряд работ по этой тематике. Так что профанацией и сенсационностью там и не пахло. Насколько я понял, ВНИИ дорабатывал какие-то темы, доставшиеся от аналогичных лабораторий в других схожих ведомствах. Разрабатывали ни шатко, ни валко, набирали статистику, пока не набрели на того злосчастного сержанта. И вот открылось иное мироустройство.

Суть была такова. На Урале, не помню сейчас в какой области, собрали группу из следователей, оперов, отправили в соседнюю область на задержание шайки гастролёров, промышляющих кражами из жилищ граждан. Вычислили жуликов быстро, задержали и стали колоть в ИВС – на преступления, которые они совершили на гастролях и дома. Урканьё было ушлое, колоться не желало, зато сказки были рассказывать мастера.

И вот тут однажды началось.

Сержантика в командировку взяли для конвоирования задержанных . Он присутствовал при допросе, когда жульман соловьём разливался:

- Да не был я на той хате. Я с Манькой зажигал.

Сержанты подошёл к нему и объявил:

- Ты не с Манькой был. Квартира – на третьем этаже. Ковёр над кроватью. Под кроватью коробка с вещами из квартиры, которую обнесли в тот день. Адрес…

Напрягся. И вскоре назвал адрес.

Вот так подсаживался к задержанным и выдавал, как они определённый день провели.

За два дня – тринадцать висяков скинул. Ворюги понять не могли, кто их так заложил.

Потом сержант рассказывал, что и как видит, когда на него находит. В отличие от предсказамусов ванговитых, обожающих напускать цыганского туману «ждет тебя, родной, длинная дорога да любовь красавицы» у него все было конкретно. Садясь рядом с человеком, они видел всё или его глазами¸ или как будто кинокамера за его плечами, всё в деталях. Номера домов, лица, обстановку. И всё было достоверно на тысячу процентов – сами жулики этого вспомнить в подробностях не могли.

Следующие кадры фильма, снятого ВНИИ. Машина с перебитыми номерамию. Эксперты воссоздать сбитый номер не могли. Сержант подходит к машине и говорит перебитый номер двигателя. По базе данных тачка угнанная. Совпадение абсолютное.

15456_original_1.jpg




Естественно, один такой сержант может заменить десяток оперативников, а то и больше. Так что использовать его хотели вовсю. Но не удалось. Через несколько месяцев его уволили из органов. Всплеск экстрасенсорных способностей у него был следствием начала заболевания шизофренией, так что к службе он оказался негоден. И повторяемость озарения была не по заказу, а по каким-то своим законам. Под настроение он может с точностью до секунды раскрывать, как человек провёл день. Нет настроения – нет информации"
...🙂
Не моё🙂
Но удостоверение медицинского экстрасенса у меня лежало где-то🙂
...а вот ИбС для такого сержанта было бы полезно😉
Возможно.
 
...неспешный рассказ про...необычное у радиолюбителей🙂
 
"...Как так получилось, что прекрасно образованные советские люди вдруг стали слушать Кашпировского и заряжать воду. Я, кажется, понял почему.

Дело в том, что в СССР не было тотального материализма. Так, например, фантаст И.А. Ефремов увлекался восточной философией, писал о ней в своих книгах, которые издавались большими тиражами. Как пишут в статье История йоги в России и СССР "Пророчества Ефремова отразили огромный интерес советского общества середины 60-х к всевозможным парапсихическим феноменам."



И вот ещё из той же статьи:

В 1960-х годах, Свами Брахмачари приезжал в СССР в качестве эксперта, когда советские учёные хотели исследовать некоторые техники йоги на предмет их использования в подготовке космонавтов. Особенное внимания в подготовке космонавтов уделялось дыхательным практикам. По словам организаторов эксперимента, практики Брахмачари практической пользы для космонавтов не принесли.
Однако в йогическую группу к космонавтам удалось попасть и проф. философии МГУ В.В. Бродову (до того в т.ч. защитившему докторскую по индийской философии). Ощутив на собственном опыте благотворное влияние занятий йогой на подорванное во время сталинских лагерей и ВОВ здоровье, В.В. Бродов становится деятельным пропагандистом йоги в СССР, публикует ряд книг и статей, становится соавтором и главным консультантом получившего в те годы широкую известность фильма "Индийские йоги — кто они?"


Немного о Я.И.Колтунове:

В годы учёбы в МАИ стал мастером спорта, заинтересовался самосовершенствованием в более широком смысле этого слова, что логично привело его к йоге и ушу. Как и многие инженеры тех лет, многие месяцы проводил на полигонах с ненормированным и очень напряжённым режимом работы. Физкультура и йога помогала ему выдержать это напряжение. После 50 лет ощутил потребность делиться накопленным опытом самосовершенствования и оздоровления с людьми, основал в подмосковном Болшево группу (на основе медитативного бега, йоги и ушу), затем клуб «Космос, занятия в котором пользовались всё возрастающим успехом, привлекали сотни, а порой и более тысячи людей.
Ну и так далее. В перестроечную эпоху всё стало легальным и расцвело пышным цветом.

Как видим, люди с великолепным советским образованием сами и притащили к нам всевозможную инь-янь-хрень. Ну а потом и к Кашпировскому подались"
...не моё, и намешано всякое, но интересно про йогу и прочий интерес🙂
 

Новые комментарии

LGBT*

В связи с решением Верховного суда Российской Федерации (далее РФ) от 30 ноября 2023 года), движение ЛГБТ* признано экстремистским и запрещена его деятельность на территории РФ. Данное решение суда подлежит немедленному исполнению, исходя из чего на форуме будут приняты следующие меры - аббривеатура ЛГБТ* должна и будет применяться только со звездочкой (она означает иноагента или связанное с экстремизмом движение, которое запрещено в РФ), все ради того чтобы посетители и пользователи этого форума могли ознакомиться с данным запретом. Символика, картинки и атрибутика что связана с ныне запрещенным движением ЛГБТ* запрещены на этом форуме - исходя из решения Верховного суда, о котором было написано ранее - этот пункт внесен как экстренное дополнение к правилам форума части 4 параграфа 12 в настоящее время.

Назад
Сверху