Follow along with the video below to see how to install our site as a web app on your home screen.
Примечание: This feature may not be available in some browsers.
Да.Тут Артуру Хейли нечего делать.
А я пишу о трепетных нюансах... Для Вас пишу, будущие капитаны, чтобы
Вы стали мастерами и смогли перехитрить погоду и довезти своих пассажиров.
Будьте же благоразумны, будьте терпеливы, подавите бушующую внутри
гордость... или гордыню покорителя стихий. Стихию не покоришь, а
приспособиться к ней можно.
Когда залпы ливня бьют в лобовое стекло и приборная доска трясется так,
что едва разбираешь показания приборов, когда броски, провалы и крены
исправляешь, выворачивая плечи, -- сознание продолжает спокойно работать. Ты
-- оператор. Твое рабочее место не совсем уютное, но смысл работы от этого
не меняется. Стихия треплет тебя -- ну и что. Анализ продолжается. Ты все
равно летишь впереди самолета. Ага: вот сейчас будет сдвиг -- добавь режим,
упреди возможное падение скорости. Вот, вот, вот оно: падает, падает...а ты
еще чуть добавь к той, главной порции, что уже дана; ты предвидел. А теперь
сдерни. Еще чуть. Еще. Хватит. Какой там стоит режим? Правильно, расчетный.
Когда экипаж видит, что капитан хладнокровно решает этот кроссворд со
скоростями, а руками спокойно делает свое дело, то люди проникаются
уверенностью, что болтанка болтанкой, ливень ливнем, а капитан-то -- на
своем месте... а мы чем држе? И каждый в меру своих сил старается поддержать
спокойную обстановку.
Что из того, что за бортом мрак и багровый пульс маячка? Мы идем
правильно. Мы идем лучше всех. Мы делаем ЭТО профессионально, красиво... а
Вам не понять этого никогда. Почему? Потому, что Вы -- у нас за спиной. Умом
понять, конечно, можно. Но не позвоночником.
Полоса все равно откроется, и лежать она будет не поперек, а вдоль, как
положено. Секунды хватит, чтобы оценить положение, и, будьте уверены, оно --
посадочное.
Я не говорю о страхе. Любопытство -- да. А как там оно обернется? А что
ты нам еще подкинешь? А мы вот так. И так. И куда она денется.
Страха тут нет. Интересно -- да. Вот это и есть настоящее мужское дело.
Вот ради этого я рожден на свет. Вот это я умею делать лучше всего.
И...лучше всех. В сознании этого -- весь стержень моей личности. Именно это
не позволяет дрогнуть руке. "Чикалов летал на "четыре" -- я летаю на
"шесть"!
И еще. Я умею ЭТОМУ научить.
Читая эти строки, можете назвать это дешевым хвастовством. Но люди,
профессионалы, сиживали у меня в кабине и видели. Эти -- так не скажут. Да и
вышел я уже из того возраста.
Великая гордость -- не покорителя стихии, но человека, превзошедшего
эту науку, приблизившегося в ней к совершенству и ощущающего всю полноту
своей состоятельности именно в этой трясущейся кабине, под багровые блики
маячка за окном -- да дай вам Бог испытать это хоть раз! А я испытал это
тысячу раз.
Вот он -- мой Храм.
Правда... я никогда не стоял за спиной у Хирурга. А если пришлось --
восхитился бы.
Да. Ситуация выбора - предполагает выбор, а не сучение ногами под действием рефлексов.Заходили в Диксоне ночью на ледовый аэродром, обустроенный прямо на
льду залива. Все закрылось, деваться было некуда, а на Диксоне мело: снежная
круговерть плюс сильный боковой ветер. Расчет был только на время суток:
ночью огни полосы видны в снегопаде лучше, чем днем, когда, в белой мгле и
солнечном сиянии, вообще ничего не видно.
Я потел, удерживая стрелки радиокомпасов строго параллельно друг другу,
что означало точное выдерживание створа. Выдерживать-то оно выдерживалось,
но угол сноса по этим стрелкам получался 19 градусов -- на такой угол нос
самолета был отвернут вправо от посадочного курса, и так мы шли на полосу,
скрытую в снежной тьме. Это какой же боковой ветер! Скорость на глиссаде
где-то 180 км/час...короче, получалось, что боковая составляющая была никак
не меньше 20 метров в секунду -- за все пределы...
Справа сидел старейший воздушный волк Киселев, повидавший виды
фронтовик; он, как я сейчас понимаю, решал непростую задачу: отобрать
штурвал у молодого или таки потерпеть и дать человеку почувствовать...
Изредка, уверенным командирским голосом бросал он короткие реплики,
всем видом показывая: "сядем, сядем, ребята, и не в таких переделках
бывали..."
И подошла высота принятия решения, перед которой я должен был оторвать
взгляд от приборов и искать огни.
Я не мог. Приборы были моим единственным ориентиром в этой зыбкой,
болтающейся мгле. Некуда было смотреть -- везде мрак. И решение было принято
заранее, задолго до ВПР, и единственное: надо сесть, иного выхода нет.
Парни, ищите полосу! -- Киселев старался не допустить ноток тревоги в
своих командах. -- Ищите!
Все впились взглядами в лобовое стекло. Ну хоть бы проблеск...
Как важно пилоту иметь анатомически широкое поле зрения. "Распустив"
взгляд, я могу видеть краем глаза, что происходит у меня слева и справа,
практически под 90. Правда, в данных конкретных условиях от сильного
напряжения поле зрения сузилось, но светлое пятно в левой форточке я как-то
уловил. Огни наползали слева -- неестественно, нелогично; самолет шел боком
на полосу... сейчас снесет...дать ногу...
Ноги держал инструктор -- держал мертво. И как шли мы боком, так и
выровняли, и когда коснулись, самолет сам развернулся по полосе -- вот тут
уже понадобилось хорошо работать ногами и тормозами.
Этого урока мне хватило: не сучи ногами на ВПР. Параметры подобраны --
никуда ничего не надо давать и отклонять. И никогда не надо переходить от
чисто приборного к чисто визуальному пилотированию. Визуальное может
подвести -- слаб человек, -- а приборы нет. Только комплексно, с
использованием приборов, по возможности, до земли. Полосу в сложных условиях
можно видеть периферическим зрением...правда, наблюдай ты ее хоть каким
зрением, а центр тяжести самолета должен идти строго по оси ВПП и никак не
иначе.
Если бы я, поддавшись визуальной иллюзии, рефлекторно сунул ногу,
чтобы, как мне казалось, исправить положение самолета, то как раз бы и
разрушил с таким трудом суженный "клин" возможных отклонений -- и это перед
торцом! Сели бы в торосы...
Михаила Федоровича уже нет в живых, а я навсегда благодарен ему за
выдержку инструктора и за урок.
Это не Док говорит 🙂О блоках. Сразу оговорюсь если не представляете что такое блок (полиспаст), рычаг и угловая скорость то ВЭЛКАМ к учебнику физики за 5 класс.
Привлеку внимание к суровости английских лучников. Без смеха.Это 1415 год от Р.Х..
Лучники стреляют «от уха», интуитивно наводя лук на цель. Спущенные чулки свидетельствуют о том, что лучник болен дизентерией, поразившей английскую армию накануне битвы. В летописях ничего не сказано о том, как устраивать заграждение.
Привлекут внимание к этой методике.Из дошедших до нас средневековых текстов известно, что лучники использовали наведение по точке прицеливания или полуинстинктивное наведение. «Некоторые стрелки выбирали себе ориентиры рядом с целью: деревья, холмы или какие другие заметные предметы… Другие, более опытные стрелки просто смотрели на цель, затем переводили взгляд на стрелу, а затем снова смотрели на цель». Однако эти способы считались недостаточно эффективными. Настоящий стрелок действовал только на инстинкте: «…постоянно смотреть на цель – единственный способ удачно сделать выстрел». Также читаем «стрелять на глаз очень легко, и если стрелок учился этому с детства, то он никогда не промахивался».
Современные стрелки отводят стрелу к определенной точке на щеке или скуле у ведущего глаза. Это дает необходимую опорную точку прицеливания. Настоящий же английский лучник всегда стрелял «от уха», прицеливаясь инстинктивно. Конечно, говорить «от уха» будет упрощением. В действительности у каждого английского лучника была своя манера стрельбы, своя точка, в которой он фиксировал натянутый лук, как у кого ложилась рука.
В связи с решением Верховного суда Российской Федерации (далее РФ) от 30 ноября 2023 года), движение ЛГБТ* признано экстремистским и запрещена его деятельность на территории РФ. Данное решение суда подлежит немедленному исполнению, исходя из чего на форуме будут приняты следующие меры - аббривеатура ЛГБТ* должна и будет применяться только со звездочкой (она означает иноагента или связанное с экстремизмом движение, которое запрещено в РФ), все ради того чтобы посетители и пользователи этого форума могли ознакомиться с данным запретом. Символика, картинки и атрибутика что связана с ныне запрещенным движением ЛГБТ* запрещены на этом форуме - исходя из решения Верховного суда, о котором было написано ранее - этот пункт внесен как экстренное дополнение к правилам форума части 4 параграфа 12 в настоящее время.