Нам достаточно легко принять, что некоторые люди не любят определенные вкусы (например, я, который не любил рыбу), но труднее принять, когда кто-то ставит под сомнение моральную ценность нашего выбора. Потому что, когда вы имеете дело с вегетарианцем или вегетарианцем, просто то, что они там, просто их присутствие, может быть атакой на нас и наши решения.
И еда - это удовольствие, так что это не то, о чем мы хотим спросить. Мы не видим в этом никакой моральной ценности, это просто привычка, как водить машину, ходить в школу, встречаться с друзьями и так далее. И у меня, до двух лет назад, было именно такое отношение. Я любил мясо, я любил вкус мяса. Я был очень рад есть столько, сколько хотел, и я не хотел, чтобы кто-то критиковал мое потребление мяса.
Но знаешь, возможно, лучший способ уничтожить систему - взорвать ее изнутри. И это именно то, что случилось со мной. Был один вегетарианец, который проник в мою жизнь. Этот вегетарианец был моей девушкой. Сначала она не выглядела очень опасной, поэтому я не был осторожен. По правде говоря, она не комментировала мой выбор. Она разрешала мне есть мясо, когда я хотел. Она не давала мне прямой критики. Другими словами, у нее была очень хорошая стратегия. Для меня было довольно легко не обращать внимания на выбор моей девушки, потому что она выросла вегетарианкой. Она всю жизнь была вегетарианкой, потому что родители воспитывали ее таким образом. Так что для меня это был просто вопрос воспитания, своего рода культурная разница. Так что мне было все равно.
Но постепенно начали приходить неприятности. Мы стали чаще говорить на эту тему, о том, как есть мясо. И это правда, что когда мы разговаривали, я понял, что у моей девушки были довольно убедительные аргументы, у нее были хорошие аргументы.
Например, иногда она спрашивала меня, почему я так люблю собак и кошек, но я ем свиней (т.е. свинину), потому что исследования показывают, что свиньи умнее собак. Поэтому немного странно считать некоторых животных домашними животными, относиться к ним как к членам семьи, а с другой стороны, рассматривать другие виды животных как пищу. Нам бы не пришло в голову съесть членов нашей семьи! Кроме того, я любитель животных. У меня дома всегда были собаки и кошки. Поэтому для меня было ужасно представить, что в некоторых странах люди едят собак и кошек. Но это правда, что если подумать, то так же странно есть свиней, кроликов, кур или скот, как и собак или кошек. Это просто культурная разница. Объективно, нет ничего более странного в том, чтобы съесть собаку, чем свинью. Так почему в одном случае это было что-то ужасное, а в другом, что-то, что казалось вполне нормальным?
С такими вопросами моя девушка начала сомневаться во мне. "Сеять сомнения" - очень приятное выражение. "Сеять" - это глагол, который используется, например, когда вы берете семена, чтобы заставить что-то расти. Вы сеете семена на поле. А если вы будете поливать и ухаживать за семенами, то через некоторое время они вырастут, например, овощи или цветы. То же самое с "посеять сомнения". Кто-то начинает задавать тебе вопросы, и в твоей голове рождаются сомнения. И со временем это сомнение становится все больше и больше. Это выражение "сеять семена сомнений".
Я начал задавать себе довольно много вопросов, и еще одна вещь, которая действительно убедила меня в то время, была, когда моя девушка подтолкнула меня смотреть видео о том, что происходит на скотобойнях. Скотобойни - это места за пределами городов, где животных убивают, чтобы сделать мясо. Это происходит от глагола "убивать", что означает "убивать". Вы должны знать, что во Франции существует ассоциация, которая специализируется на трансляции видеофильмов, снятых на скотобойнях. Это ассоциация под названием L214. Так что мне было очень легко найти эти видео и увидеть, что именно происходило на скотобойнях. Там, с этими видео, я смотрел их очень внимательно, я смотрел их в деталях, и это было похоже на электрошок. Для меня это было настоящим шоком, потому что в этих образах я видел чувствительных существ, которые боялись и страдали, которые страдали безмерно.
Так что с этими дискуссиями и после просмотра этих видео я начал задавать себе все больше и больше вопросов. Можно сказать, что во мне действительно выросли сомнения. Становится все труднее есть мясо. Моим первым решением было перестать покупать мясо, когда я делал покупки, перестать покупать мясо в супермаркете. Но это не значит, что я полностью лишил себя возможности есть мясо. О да, "идти/делать без" - это глагол, означающий "запретить себе что-то делать". Так что я не лишил себя возможности есть мясо. Я не запрещал себе есть мясо, когда ходил, например, в ресторан. Если бы я увидел мясное блюдо, которое мне нравится, я бы все равно позволил себе его заказать.
Я все еще мог различать в моей голове животных, которых я видел на этих видеозаписях на скотобойнях, и мясо, которое было на моей тарелке. На самом деле, очень легко провести это различие, потому что все организовано в наших обществах так, что мы не делаем связь, связь, между животными с одной стороны и мясом с другой. Более того, вы видите, что есть два разных слова. Мы не говорим: "Я ем животных", а "Я ем мясо". И когда вы видите эти продукты в супермаркете в упаковке, они совсем не похожи на животных. Нам очень легко забыть, что когда мы едим мясо, мы едим животное.
В то время, несмотря на то, что я начинал сомневаться, можно было сказать, что я находился в стадии отрицания. Я отказалась принять реальность и сказала себе, что моя девушка слишком чувствительна, что животных все равно заставляют использовать и есть, и что условия производства мяса не так уж и плохи.
И в то же время я начал читать много статей и книг на эту тему, чтобы попытаться найти аргументы, которые противоречили бы моей девушке. Но чем больше я читал, тем больше понимал, что это я ошибался. Это я был неправ, а моя девушка была права. Я открыл для себя многих авторов, в том числе Маттье Рикара, которых я до сих пор игнорировал или дискредитировал, потому что они были людьми, которые ставили под сомнение что-то очень интимное для меня, а именно еду. Потому что да, еда, мы не обязательно понимаем это, но это очень интимный вопрос для каждого из нас, и это не то, что мы хотим подвергать сомнению.
Пока я читал и разговаривал со своей девушкой, во мне начался внутренний конфликт. С одной стороны, у меня были воспоминания о семейных ужинах, барбекю с друзьями, все те хорошие времена, когда мы ели мясо, а с другой стороны, у меня были эти образы скотобоен, о страданиях животных, эти тексты философов, которые показывали мне, что я ошибался и что убивать животных - это что-то аморальное. Так что я все больше и больше разрывался внутренним конфликтом, своего рода противоречием, которое я не мог решить.
Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что всю свою жизнь я был обусловлен тем, чтобы принять эту систему, принять потребление мяса как нечто совершенно нормальное, а также желательное. В школе и в семье я всегда слышала, что мясо полезно для тебя, что нужно есть мясо, чтобы быть сильной, и, прежде всего, что мясо и животные не имеют никакого отношения друг к другу, что они - две совершенно разные вещи.
Но, наконец, через некоторое время, после всего этого прочтения и разговора, эта непоследовательность стала очевидной для меня. Когда я пошел в супермаркет и увидел мясо, я начал видеть трупы. И чем меньше мяса я ел, тем меньше я хотел его съесть. Для меня стало невозможным даже представить, что я ем мясо в ресторане. Это было что-то, что отвратило меня, потому что каждый раз, когда я видел курицу или свинину, я думал о животном, которое было убито, чтобы оказаться на моей тарелке.