В 1909 году земский начальник М. Колибаба из Бендерского уезда Бессарабской губернии мечтал построить в селе Комрат женскую гимназию (мужская там уже была). Он пришел за деньгами к местному миллионеру - помещику Г.И. Цанко-Кыльчику. Несмотря на богатство, известность и высокое положение в обществе, Цанко-Кыльчик был азартным человеком, и иногда совершал поступки, вызывающие неоднозначный резонанс в обществе. Он предложил Колибабе пари, что, если тот собственноручно выкосит 8,5 десятин (9 Га) его поля с овсом за месяц, то Г.И. Цанко-Кыльчик готов выделить 50 тыс. рублей на строительство гимназии и будет потом её содержать.
Колибаба согласился и начал работу. Специально, чтобы не было обмана, за ним присматривали люди Цанко. Колибаба – 27-ми лет от роду, происходил из дунайских казаков, дворянин, сын священника, окончил юридический факультет новороссийского университета, был сложен богатырски и настолько высокого роста, что для него пришлось заказывать специальные косы.
В среднем Колибаба косил до 1000 квадратных сажень в день, что мало кому под силу даже из заправских косарей-крестьянин. Жил он тут же, на поле, под открытым небом, питался простой деревенской пищей и работал в крестьянском платье с широкой соломенной шляпой.
Земский глава стал местным героем, как писали в газетах: "На поле, которое косит Колибаба, происходит настоящее паломничество крестьян, помещиков, приезжает масса любопытных из окрестностей учителей учительниц и др. Докосить ему остается не больше одной десятины. Эту работу Колибаба окончит в ближайшие дни, и тогда село Комрат обеспечено женской гимназией".
В итоге Колибаба покосил поле даже на 5 дней раньше срока: "Момент окончания им работы был целым торжеством. На поле прибыла особая депутация, пригласившая «косца» в церковь на благодарственный молебен за благополучное окончание работы… Церковь была переполнена. Масса крестьян толпилась вокруг храма с обнаженными головами. Собрался весь причт с хором певчих. Виновник торжества прибыл в деревенской повозке, фантастически украшенной комами, граблями, вилами, снопами из свежескошенного овса и национальными флагами. За повозкой следовали экипажи, подводы, богатые выезды с одетыми по-праздничному дамами, крестьянами, детьми. При въезде кортежа в село загремело могучее тысячеголосое «ура». 20 полицейских шашек заблестели на солнце, отдавая честь необыкновенному косарю, и этот салют несколько смутил Колибабу. Оправившись, он вошел в храм, где был встречен пением торжественного концерта…». Гимназию в селе построили уже в следующем году.
Колибаба, конечно, несомненно, заслужил искреннюю общественную признательность. Он её заслужил не за исполненную работу, а за то, что во имя блага населения села Комрат не остановился перед явным издевательством самодура-миллионера. Он наказал самодура, обеспечил селу женскую гимназию, и за это ему горячее спасибо». Эту историю рассказала читателям, в том числе и газета «Русское слово», где есть слова: «Есть ещё у нас люди, самоотверженно преданные делу просвещения. Но не вымерли ещё и самодуры…».
За благотворительное дело Георгий Иванович Цанко-Кыльчик был награждён орденом Святой Анны 3-й степени и стал потомственным почётным гражданином Комрата. На снимке Цанко-Кыльчик, село Комрат и построенная женская гимназия.
...разные способы и степени уважения
🙂