Лама в Тибете означает «высший», «духовный учитель». В тибетском буддизме он играет ключевую роль, так как практика невозможна без собственного наставника. Он направляет на путь истины, своим примером показывает, куда двигаться, чтобы достичь духовности, обучает практике; к нему относятся с глубоким почтением, как к отцу.
Ламой могут называть: монаха, который достиг особого уровня в духовенстве; мирянина, который достиг высокого уровня в духовном плане и готов обучать других мирян; в качестве уважительного обращения к монаху; обращение к высшим титулам перерожденцев в школах ньингма, сакья, кагью, тантрических учениях, к примеру, Далай-лама.
Среди лам, в свою очередь, существует определенный порядок: невоплощенные, ученые ламы и тулку. Титул зависит или от собственных заслуг, или достается при рождении.
Невоплощенные – низшая ступень лам. Когда юноша решает стать монахом, он становится банди. Он должен соблюдать 5 обетов. Спустя 5-7 лет обучения банди принимает уже 36 обетов и становится гецулом. Высшая ступень невоплощенных – гелонг, обязующийся принять 253 обета.
Для достижения ступени ученого ламы буддистам необходимо обучаться 10-20 лет. В ходе обучения познаются философские, медицинские, астрологические аспекты. Существует 5 степеней учености: рабчжамба, дорамба, габчжу, цограмба, геше. Степень геше является высшей и соотносится со званием доктора буддистской философии. Те ученые, которые имели право составлять гороскопы с расчетами о новых воплощениях перерожденцев, благоприятными и неблагоприятными датами важных событий, как раз-таки имели титул геше. Его, как правило, можно получить в главных учебных заведениях Тибета – Сэра, Галдан, Брайбун. На фото храм Цуглакан, или дом с золотым куполом — главный храм монастыря Самье́ (Самье́-го́мпа) — это первый буддийский монастырь в Тибете. Построен во второй половине 770-х годов по указу тибетского царя Тисонга Децэна, который внёс большой вклад в восстановление и развитие буддизма после упадка во время правления Сонгцэна Гампо. 1901 год. Фото Овше Норзунова.
Тулку – ламы-перерожденцы, которые помогают всему живому выбраться из оков сансары и для этого постоянно перерождаются в новом воплощении. Тулку можно стать только при рождении, унаследовав духовные качества от предшественника. Существуют особые способы поиска тулку: гороскопы, высчитываемые компетентными геше, вещие сны, предзнаменования, прямые указания предшественника. Когда предполагаемого кандидата в виде маленького мальчика находят, ему предлагают выбрать вещи, принадлежавшие ламе в прошлом воплощении.
У перерожденцев тоже есть собственный иерархический порядок:
Далай-лама – главный лама, который олицетворяет собой Авалокитешвары – Будды милосердия. Эта линия перерождений началась с XIV века. Он обладает духовной и политической властью.
Панчен-лама – следует за Далай-ламой и является олицетворением Амитабхи. В его руках сосредоточена только духовная власть.
Кармапа – почитаемый лама в секте карма-кагью, третий по важности, важнейший йог Тибета. Политической властью не обладает.
Ринпоче – титул, который переводится как «драгоценность» и может прибавляться к званию высших лам. Этот титул в понимании тибетцев и бутанцев ассоциируется с Падмасамбхавой, учителем буддийской тантры VIII века, который помогал в строительстве монастыря Самье, и часто, в знак большой любви называют Гуру Ринпоче.
Продвижение в духовной карьере в буддизме длится не просто годами, а десятилетиями. При этом некоторые титулы, например, Панчен-ламы или Кармапы, остаются для большинства недоступными, так как ими нельзя стать, а можно только родиться. На снимке Тхуптэ́н Гьяцо́ — тринадцатый Далай-лама, духовный и светский глава Тибета в 1895-1933 годах. 1910 год.
...иерархия непростая
🙂