Эрнст Теодор Вильгельм Гофман (имя Амадей он добавит позже, отдавая дань уважения Моцарту) родился в Кёнигсберге в 1776 году в семье королевского адвоката. Родители Эрнста умерли, когда ему было 4 года. Его воспитал дядя-юрист, настоявший на том, чтобы мальчик, любивший музыку и живопись, поступил на юридический факультет, и работал в суде. Он вспоминал: «Если бы я мог выбрать по влечению своей природы, я стал бы композитором. Я убежден, что мог бы стать великим художником, а в юриспруденции останусь ничтожеством».
В 1810 году Гофман написал несколько опер (в том числе знаменитую «Ундину»). С 1814 года жил в Берлине и работал в разных должностях в Министерстве юстиции. Именно тогда он перестал сочинять музыку и начал писать сказки, первой из которых стала «Золотой горшок».
Историю про Щелкунчика Гофман придумал, общаясь с детьми своего приятеля — Фрицем и Мари (именно так зовут персонажей сказки «Щелкунчик и Мышиный король»).
Сюжет: в рождественский вечер дети Фриц и Мари получают подарки, среди них есть неказистый деревянный человечек — Щелкунчик. Ночью Мари просыпается и становится свидетельницей битвы, которую ожившие игрушки ведут против семиголового Мышиного короля и его войска. Армией игрушек храбро командует Щелкунчик. Девочка хочет помочь, но внезапно чувствует боль в руке и без сознания падает на пол. Мари узнает, что Щелкунчик раньше был красивым юношей, но по воле королевы Мышильды превратился в деревянного уродца. Его можно расколдовать, но для этого ему нужно победить Мышиного короля, и чтобы его полюбила Прекрасная Дама. Которой и становится Мари. Однажды появляется молодой человек, который признается, что «перестал быть жалким Щелкунчиком». На их свадьбе танцуют тысячи нарядных кукол, а потом она становится королевой в стране цукатных рощ и марципановых замков.
Кстати, за пределами Германии, мало кто знает, что, кроме Щелкунчика-принца, был еще и Щелкунчик-король. Это сказка врача Генриха Гофмана "Король Щелкунчик и бедный Рейнольд" (1851 г.) В ней используется мотив "замёрзший ребёнок". Этот прием, обыгрывали Достоевский в произведении "Мальчик у Христа на ёлке" и Андерсен в своей "Девочке со спичками".
Суть сказки: в рождественские дни, когда все празднуют, мальчик из бедной семьи умирает от болезни в лачуге. Вдруг к нему является Ангел и зовёт отмечать Рождество в волшебную страну - в город, которым правит Король Щелкунчик. Перед мальчиком проходит парад всевозможных игрушек, на ёлке сверкают украшения, поют райские птички, а сам Король Щелкунчик разъезжает на лошадке-качалке. Сказка заканчивается хорошо: Рейнольд просыпается совершенно здоровым.
В 1844 году писатель Александр Дюма-отец опубликовал свою версию сказки Э. Т. А. Гофмана под названием «История Щелкунчика». В ней стало меньше мистики (у Гофмана остается непонятным, реально ли это происходило с Мари, или это были ее фантазии), но больше романтики.
В конце XIX века директор Императорских театров Иван Всеволжский заказал новый балет Петру Ильичу Чайковскому, и настоял на том, чтобы за основу для либретто был взят именно французский вариант, потому что он «задорнее, веселее, хлеще». Притом что и Чайковский, и Мариус Петипа, который считается автором либретто, хотели поставить балет именно по сказке Гофмана. На снимке выше: премьера балета «Щелкунчик» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, на сцене С.С. Белинская (Клара) и С.Г. Легат (Щелкунчик).
Два года понадобилось Петру Ильичу, чтобы закончить работу над оперой «Иоланта» и балетом «Щелкунчик». В балете, который был представлен публике 6 (18) декабря 1892 года, мистический момент исчезает вовсе: в финале Клара (именно так назвали главную героиню) просыпается и понимает, что вся история ей приснилась.
Петр Ильич создал музыку так, что почти весь первый акт идет без пауз. Все закручено в тугую спираль. В «Танце снежных хлопьев» или знаменитом па-де-де на сцене появлялось одновременно 60 снежинок — 8 солисток и кордебалет. Они устраивали на сцене настоящую метель, которая требовала невообразимой сложности хореографии. Между прочим, ни в оригинальной сказке Гофмана, ни в переложении Дюма-отца снежинок нет, для балета «Щелкунчик» они были заимствованы из «Снежной королевы». Балет, надо сказать, в целом оказался богат на заимствования. Арабский танец кофе из второго акта основан на традиционной грузинской колыбельной, а в танце родителей и гостей звучит немецкая мелодия XVII века, которую часто играют на свадьбах. Роли детей, Клары и Фрица, сейчас исполняемые взрослыми артистами, тогда танцевали дети — ученики Петербургского Императорского театрального училища (ныне это Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой). Роль Клары исполняла Станислава Белинская, которой было всего 12 лет, а Щелкунчика — 17-летний Станислав Легат. В первом акте подмостки Мариинского театра заполнялись толпой пряничных и оловянных солдатиков, а также мышиным войском, для которого не хватило учеников театральной школы и переодеть мышами пришлось воспитанников школы лейб-гвардии Финляндского полка. Работники сцены создали около 150 самых разных костюмов, чтобы нарядить всю эту армию. Так, благодаря Чайковскому, сказка Гофмана пришла в Россию. С.С. Белинская (Клара), В.Н. Стуколкин (Фриц), О.О. Преображенская (Коломбина), А.А. Горский (Арлекин), М.Ф. Тистрова (Маркитанка), С.С. Литавкин (Рекрут) в балете "Щелкунчик". 1892 год.
А еще в день премьеры Петр Ильич приготовил зрителям сюрприз. Когда на сцене появилась фея Драже, в зале раздалась мелодичная «хрустальная» музыка, похожая на звон капель воды в фонтане. Как и откуда взялся незнакомый звук, было непонятно даже опытным музыкантам. Оказалось, Чайковский в одной из своих поездок обнаружил в Париже новый музыкальный инструмент — челесту. Внешне диковинка напоминала небольшое пианино, а звучала как колокольчики. В строжайшей тайне композитор привез инструмент в Россию, запретив о нём хоть кому-то рассказывать, и зрители смогли его услышать лишь на премьере. С этого дня в отечественных симфонических оркестрах появилась челеста.
Николай II был в восторге от постановки. А вот, газеты и обозреватели этих восторгов не разделяли. Например, будущий директор императорских театров Владимир Теляковский писал:
«После ряда удачных постановок, как “Пиковая дама” и “Спящая красавица”, появилась невообразимая по безвкусию постановка балета Чайковского “Щелкунчик”, в последней картине которого некоторые балетные артистки были одеты бриошами из булочной Филиппова».
Аналогичного мнения придерживался и Константин Скальковский из «Биржевой газеты»: «Вообще “Щелкунчик” поставлен преимущественно для детей — для танцовщиц в нем было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою».
А Николай Безобразов из «Петербургской газеты» замечал: «Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее “Щелкунчика”. Обычные посетители балета ждут не дождутся того момента, когда, наконец, снимут с афиши это убогое произведение г. Чайковского, но, кажется, дождутся они этого еще не скоро».
И действительно, несмотря на критику, «Щелкунчик» остался в репертуаре Мариинского театра и шел там до начала 1920-х годов. Примечательно, что балет играли даже в день Октябрьской революции. Мари (Клара) станет Машей, ее брат Фриц — отрицательным персонажем (хотя у Гофмана именно он добывает Щелкунчику саблю для битвы с мышами), а Мышиный король превратится в Крысиного короля. Сцены из балета «Щелкунчик», 1892 год.
20 октября Чайковский с родными и друзьями присутствовал на спектакле «Горячее сердце» А. Островского. После представления компания зашла поужинать в ресторан Лейнера. Здесь, по воспоминаниям племянника композитора, он попросил у официанта стакан холодной воды. Официант ответил, что кипяченой воды нет. Тогда Петр Ильич сказал ему: «Так дайте сырой, и похолоднее». Присутствующие стали отговаривать Чайковского пить сырую воду, в Петербурге буйствовала холера. Но он все-таки выпил со словами: «Это все предрассудки».
На следующий день у композитора заболел живот, ему становилось все хуже, перестали работать почки. 25 октября 1893 года в три часа утра Чайковский скончался от холеры в квартире брата на Малой Морской. Был похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.
Как это обычно бывает, вскоре после смерти стали ходить различные слухи. Говорили, что Чайковский сам отравился. Высказывались сомнения, что в фешенебельном ресторане не нашлось кипяченой воды. Да и зачем Петру Ильичу было пить холодную воду в холодную погоду?
Вряд ли версия о самоубийстве имеет право на существование. Чайковский был полон сил и творческих планов. Его кончина оказалась безвременной и нелепой. Но и того, что он успел создать, хватило для бессмертия. Петр Ильич Чайковский во время поездки в Петербург на премьеру оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик», и актеры С.С. Белинская (Клара) и С.Г. Легат (в роли принца) в балете "Щелкунчик". 1892 год.
...