"Только проехали мост – вызов по рации, дежурная по станции Усть-Берёзовка несколько раз буквально выкрикивала: «Шесть – шестьсот восьмидесятый, шесть – шестьсот восьмидесятый!» Мы ей отвечали, а она нас не слышала. Но по голосу дежурной было ясно: она в шоковом состоянии, и что-то случилось, – спустя годы рассказал помощник машиниста
Юрий Задворных.
Диспетчеры, срывая голос, достучались до машиниста: на полном ходу навстречу поезду мчится неуправляемый локомотив. Неизвестный выгнал машину из депо, разогнал и спрыгнул с места преступления. Дежурная по станции Усть-Берёзовка заметила локомотив в 11.40 , когда он уже выходил на однопутный перегон навстречу пригородному поезду, и сообщила об этом локомотивной бригаде поезда № 6680.
Главное – спасти людей
В такой ситуации многие бы потеряли рассудок. Но машинист
Парчинский действовал не только хладнокровно, но и геройски. Сначала он остановился, отцепил вагоны и выпустил пассажиров. Проводницы стали отводить людей в лес, опасаясь взрыва. Далее по инструкции следовало отогнать свой локомотив, застопорить его на пути неуправляемого тепловоза и покинуть машину. Но впереди – нефтепровод, лобовое столкновение привело бы к катастрофе.
Парчинский не дал себе права этого допустить и решил «ловить» летящий локомотив.
– Мы выехали на горку, а он из кривой в горку поднимается – дым из трубы валит, сцепка ходуном ходит, тогда мы поняли, что летит на большой скорости, – вспоминал в беседе с корреспондентом «Областной газеты» помощник машиниста
Юрий Задворных. –
Сразу остановка, я выскочил, поставил "башмак" и обратно в локомотив. Уже было понятно, что никакой "башмак" не удержит его, но у нас же инструкция! Мы начали в обратную сторону развивать скорость. Сразу же не разогнаться – тот нас нагоняет. "Башмак" только звякнул и в лес улетел. Я говорю шефу: «Сзади переезд». Он пару позиций на контроллере сбросил. Поэтому у нас скорость была не более 50 километров в час, когда нас догнал маневровый…
Как позже выяснится, неуправляемый локомотив шёл со скоростью около 120 километров в час. За мгновение до столкновения машинист
Парчинский выключил топливный насос, сбросил контроллер, тем самым заглушив двигатель, а сам интуитивно бросился в дизельный проход. Это его спасло: пульт, за которым он сидел, от столкновения смяло. Правда, от удара сорвало с петель и дверь в дизельное отделение, она сильно ударила его по спине. У помощника машиниста была повреждена нога. Очнувшись,
Парчинский первым делом крикнул: «Юра, ты живой?» Тот ответил: «Живой!» Вроде целы. Помощник бросился смотреть, что случилось с машинистом тепловоза, столкнувшегося с ними. Каково же было их удивление, когда кабина оказалась закрытой, в ней было пусто, а контроллер пульта управления был зафиксирован на самой верхней, восьмой, позиции.
Евгений Парчинский и Юрий Задворных возле своего тепловоза. В столкновении побывала тепловоз такой же марки но под номером 349
– Мы отцепили вторую секцию тепловоза и своим ходом, после разрешения дежурного по станции, осадили поезд обратно в Сосьву. Я на переднем вагоне, Евгений Николаевич – на тепловозной секции, – вспоминал
Юрий Владимирович.
8 минут и вся жизнь…
Удар был такой силы, что раскурочил оба локомотива, уже не подлежащие восстановлению. Машинистам чудом удалось спастись и отделаться травмами. Пассажиры поезда (более 200 человек) не пострадали, был предотвращён возможный взрыв расположенного неподалёку нефтепровода. От момента получения сообщения и до столкновения прошло восемь минут. Но этот промежуток времени для двух людей в кабине тепловоза по своим эмоциям и событиям оказался спрессован до предела."
...они всё понимали, происходящее...и нарушили инструкцию.
Можно ли _ абстрактно_, формально, математически оценить их поступок?