Главный советский павильон на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке привлекал всеобщее внимание гигантской 24-метровой стальной скульптурой под названием "Новый советский человек" ("Рабочий со звездой"), работы Вячеслава Андреева. Скульптура символизировала советского человека, сильного духом, телом и интеллектуально образованного. В руках он держал копию рубиновой кремлевской звезды диаметром 3,6 метра. Гражданин весил 30 тонн, был смонтирован на металлическом каркасе и установлен на центральном 60-метровом пилоне-обелиске. Пилон вместе со статуей был вторым по высоте сооружением на территории выставки. Советская звезда поднялась выше американских государственных флагов, из-за чего, после открытия выставки, американцам пришлось устанавливать свой флаг на вершине 80-метровой парашютной вышки, чтобы вернуть себе моральное превосходство на территории выставочного комплекса.
В конкурсе на создание фигуры для всемирной выставки Андреев обошел таких уже именитых мастеров монументализма, как Мухина и Меркуров. Эта скульптура рабочего стала очень популярной в СССР. Её изображения тиражировались в буклетах, на плакатах и листовках. После завершения выставки 27 октября 1940 г. скульптуру вернули в СССР вместе с остальными частями павильона. Её планировали установить на постамент, подобно тому как поступили со скульптурой «Рабочий и Колхозница». Но война этим планам помешала, что случилось со скульптурой — неизвестно, ее следы теряются.
Последняя крупная работа Вячеслава Андреева была в выполнена в 1944–1945 годах в соавторстве с Борисом Иофаном – это скульптуры для станции "Бауманская" Московского метрополитена (ряд фигур "Командир", "Летчик", "Разведчик", "Партизан"). На фото вид на советский павильон на Нью-Йоркской выставке 1939 года.
При входе в павильон СССР открывалось огромное панно размером 16 на 9 метров с изображением рабочих, летчиков, полярников, артистов, ученых и прочих героев страны. Работа называлась "Знатные люди страны Советов", и была выполнена коллективом из 11 художников под руководством В. Ефанова. Рядом стояли скульптуры из гранита Ленина и Сталина работы С. Меркурова. На правой стене располагалась огромная географическая карта СССР под названием "Индустрия социализма", выполненная из драгоценных и полудрагоценных камней, украшенная алмазами, рубинами с использованием платинированного серебра. Все карты составлял 3,5 тонны.
Поднявшись по широкой мраморной лестнице, посетители попадали в зал "Народное хозяйство и социалистический труд". Там можно было узнать, что такое стахановский метод, увидеть панораму Магнитогорска, модель и фото из клуба для рабочих. Висели диаграммы, показывающие превосходство социалистической системы труда над капиталистической.
Далее зал "Транспорта и энергетики": макеты Днепрогэса, города Запорожье, строящейся Куйбышевской ГЭС, крупнейшей на тот момент в мире. Помимо этого, в этом зале рассказывалось о транспортной инфраструктуре СССР, о масштабах механизации в сельском хозяйстве, и познакомится с последними рекордами установленными советскими летчиками. Дальнейший путь лежал в зал "Культуры и отдыха".
Он знакомил посетителя с высокими стандартами жизни и отдыха советских граждан, а также с бесплатными системами советской медицины, детского воспитания, спорта, социальной помощи и образования по всей стране.
Впечатлял огромный макет Дворца Советов, 4 метра в высоту и весившему 20 тонн. Далее фрагмент станции метро "Маяковская", выполненный в натуральную величину, только без путей и поездов. Реальный масштаб станции был передан при помощи больших зеркал, размещенных по обоим концам фрагмента. Затем располагался зал "Искусств". Там можно было посмотреть на полотна и скульптуры советских художников, выполненные в стиле соцреализма, подивиться огромному хрустальному фонтану, посмотреть на панораму "Единство народов СССP", размером 80 м. в ширину и 8,5 м. в высоту. На панораме было изображено около 800 фигур представителей всех народов, населяющих СССР.
Были представлен зал "Литературы, науки и прессы". Тут можно было ознакомится с советской кинохроникой, которую показывали на большом экране. Все помещения были кондиционированы. На эскалаторе можно было попасть на крышу здания, где находились ресторан и кинотеатр. В ресторане предлагали блюда русской, украинской и кавказской кухонь, работал бар. В кинотеатре на 300 зрителей, показывали театральные представления и новинки советского кинематографа. В сувенирном магазине продавали книги, газеты, пластинки с русской и советской музыкой.
Рядом стоял Арктический павильон. Внутри было представлено оригинальное оборудование, использовавшееся во время экспедиции Папанина, модель ледокола "Сталин" и стенды, рассказывавшие о всех этапах освоения Арктики. На потолке — светящаяся карта, с маршрутами арктических перелетов Громова и Чкалова, беспосадочный перелет Москва-Северная Америка, совершенный Коккинаки в апреле 1939 г., и маршрут дрейфа полярной станции Папанина. Перед павильоном выставлялся самолет АНТ-25, на котором совершил перелет из СССР в США В. Чкалов.
По данным прессы освещавшей выставку, ежедневно 20 тысяч посетителей посещало павильон СССР. В выходные дни их количество достигало 200 тысяч человек. Всего за первый год работы с экспозицией СССР познакомились около 16,5 млн. американцев и жителей других стран.
...мне интересно