Indigo
Красивый мальчик со скрипочкой
Отлично Вот обзор того, как эта идея развивалась — от Фрейда до современных исследований.
Фрейд рассматривал сексуальность как универсальную энергию (либидо), которая может принимать разные формы и направляться на разные объекты. Когда общество или мораль запрещают определённые импульсы, психика может их вытеснить (убрать из сознания) и заместить противоположной реакцией — агрессией, осуждением, “борьбой с грехом”.
То есть человек может бороться с тем, что в нём самом вызывает внутренний конфликт. Это и есть “реактивное образование”.
Адлер, ученик Фрейда, расширил идею: когда человек чувствует внутреннюю “неполноценность” или неуверенность (в том числе сексуальную), он может гиперкомпенсировать её внешней бравадой, агрессией, демонстрацией силы или “нормальности”.
Например, мужчина, неуверенный в своей мужественности, может активно демонстрировать маскулинность, унижать “феминных” мужчин и т. п.
Хорни говорила о защитных стратегиях “движения против людей” — когда человек атакует других, чтобы защититься от собственного страха и стыда.
Кляйн видела это как “проекцию” — когда человек приписывает другим свои собственные неприемлемые импульсы:
Самое известное исследование — Adams, Wright & Lohr (1996), Университет Джорджии.
Вывод: у части гомофобов действительно есть вытеснённое влечение, которое выражается во враждебности.
Сегодня психология считает, что гомофобия — многофакторна:
То есть не каждый гомофоб латентный гомосексуал, но часть яростных, навязчивых реакций действительно могут быть связаны с внутренним конфликтом сексуального характера.
1. Фрейд: вытеснение и реактивное образование
Фрейд рассматривал сексуальность как универсальную энергию (либидо), которая может принимать разные формы и направляться на разные объекты. Когда общество или мораль запрещают определённые импульсы, психика может их вытеснить (убрать из сознания) и заместить противоположной реакцией — агрессией, осуждением, “борьбой с грехом”.
“Чем сильнее вытеснение, тем сильнее реакция.” — Фрейд, “Три очерка по теории сексуальности” (1905)
То есть человек может бороться с тем, что в нём самом вызывает внутренний конфликт. Это и есть “реактивное образование”.
2. Альфред Адлер и “компенсация”
Адлер, ученик Фрейда, расширил идею: когда человек чувствует внутреннюю “неполноценность” или неуверенность (в том числе сексуальную), он может гиперкомпенсировать её внешней бравадой, агрессией, демонстрацией силы или “нормальности”.
Например, мужчина, неуверенный в своей мужественности, может активно демонстрировать маскулинность, унижать “феминных” мужчин и т. п.
3. Карен Хорни, Мелани Кляйн и постфрейдисты
Хорни говорила о защитных стратегиях “движения против людей” — когда человек атакует других, чтобы защититься от собственного страха и стыда.
Кляйн видела это как “проекцию” — когда человек приписывает другим свои собственные неприемлемые импульсы:
“Я ненавижу в тебе то, чего не могу признать в себе.”
4. Эмпирические исследования (США, 1990-е)
Самое известное исследование — Adams, Wright & Lohr (1996), Университет Джорджии.
- Группе гетеросексуальных мужчин показывали эротические видео: гетеро-, лесбийские и гомоэротические.
- Измеряли физиологическое возбуждение по изменению размера пениса (плейзмография).
- Результат: у “гомофобных” мужчин (по шкале агрессивных анти-гей установок) возникала эрекция при просмотре гомоэротического видео, хотя они утверждали, что не возбуждены.
- У “негомофобных” мужчин — не возникала.
Вывод: у части гомофобов действительно есть вытеснённое влечение, которое выражается во враждебности.
5. Современный взгляд
Сегодня психология считает, что гомофобия — многофакторна:
- Социально-культурные причины (религия, традиции, норма “маскулинности”).
- Личностные защиты (вытеснение, компенсация, проекция).
- Травматический опыт (стыд, сексуальное насилие, страх быть отверженным).
То есть не каждый гомофоб латентный гомосексуал, но часть яростных, навязчивых реакций действительно могут быть связаны с внутренним конфликтом сексуального характера.