"Тихо и незаметно прошло в календаре 2024 года 100-летие со дня рождения (30 октября 1924 г.) в Свердловске советского мастера киноэпизодов
Владимира Леонидовича Гуляева. Сыграл он их в 50 фильмах. Не упоминался порой даже в титрах, но стоит только вспомнить «приятеля Саши Савченко шофёра Юрку Журченко» из «Весны на Заречной улице» и куратора «Семён Семёныча» лейтенанта милиции Володю из комедии «Бриллиантовая рука» – и все сразу с улыбкой вспоминается. Однако отмечать столетие нужно было не только артиста. Он ещё и юный лётчик-штурмовик – Герой войны. О чём мало кто знает. Хотя именно с этого и начиналась биография Героя.
Отец Владимира – Леонид Михайлович, член ВКП(б), подполковник – был заместителем начальника политотдела Молотовской (Пермской) военной авиационной школы, мать Мария Алексеевна в этой же авиашколе преподавала немецкий язык. Воспитывался Володя в творческой атмосфере: папа прекрасно играл на баяне, мама – на семиструнной гитаре, оба чудесно пели под собственный аккомпанемент, устраивались концерты с песнями. Сам он с детства писал стихи, в школе занимался художественной самодеятельностью, любил играть на сцене. Однако мечта была одна: «Я буду лётчиком, достойным / Страны Советской дорогой. / Я буду соколом свободным / Летать воздушною тропой. / Увижу мирный труд народа, / Не признающего оков. / Моя священная работа – / Стеречь Отчизну от врагов», – писал семиклассник Володя Гуляев.
После школы, в 15 лет, он был принят в аэроклуб, начал серьёзно изучать самолётостроение, штудировал биографии знаменитых пилотов и даже совершил несколько прыжков с парашютной вышки. Когда началась война, добровольцем собрался на фронт – но в военкомате по малолетству не взяли. И тогда, чтобы приносить пользу стране, пошёл Владимир работать слесарем в авиационную мастерскую. А в апреле 1942 года стал курсантом Молотовской военной авиационной школы пилотов. В ноябре 1943 года в 19 лет с отличием её окончил и в звании младшего лейтенанта 6 ноября 1943 года был направлен в 3-ю воздушную армию. Сначала в 639-й полк
211-й штурмовой авиадивизии, а затем – в 826-й штурмовой орденов Суворова и Кутузова полк
335-й Витебской штурмовой авиадивизии.
Всего на штурмовиках Ил-2, которые ещё называли «летающей крепостью», Гуляев (с позывным «Уралец») оказался самым молодым лётчиком-штурмовиком не только в своей 3-й воздушной армии, но и во всей советской штурмовой авиации – совершил за годы войны 60 боевых вылетов, участвовал в операциях, рискуя жизнью, под обстрелом зенитных орудий громил врага, подрывал железнодорожные составы с танками и боеприпасами, уничтожал автомобили, склады и живую силу. В ходе Полоцкой операции в районе Резекне 4 июля 1944 года, когда с нашей стороны погибло 7 лётных экипажей, самолёт Гуляева был сбит противником.
Но он смог посадить самолёт с неработающим мотором на кроны деревьев, смягчив падение, и спас экипаж от верной смерти. Однако сам был тяжело ранен и немедленно был отправлен в Центральный авиационный госпиталь в Москву. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
Вернулся через 3 месяца, в октябре 1944 года, в расположение своей части, однако теперь ему могли доверить разве что связной легкомоторный самолёт По-2. Гуляев буквально засыпал начальство рапортами, добиваясь повторной медкомиссии, в марте 1945-го вернулся в свою дивизию и вновь сел за штурвал своего «летающего танка».
В одном из первых же вылетов – как сказано в рапорте командира: «От прямого попадания зенитного снаряда самолет В. Гуляева был поврежден, но, благодаря отличной технике пилотирования, он привел самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку». И далее Шяуляйская, Прибалтийская, Рижская, Мемельская, Инстербургская Восточно-Прусская, Кенигсбергская и Земландская наступательные операции, блокада и ликвидация Курляндской группировки. Во время осады Кенигсберга в апреле 1945 года именно ему, 20-летнему лейтенанту, было поручено сбросить с самолёта ультиматум коменданту города-крепости генералу Отто Ляшу.
Приказом от 6 апреля «за мужество, отвагу и совершенные 20 успешных боевых вылетов в небе Восточной Пруссии» Владимир Гуляев был награждён орденом Отечественной войны II-й степени и медалью «За взятие Кенигсберга». Вступил в 1945 году, как и отец его, в ВКП(б). За все боевые операции 18 апреля 1945 года Гуляев награждается орденом Отечественной войны I-й степени. А после Победы, 12 мая 1945 года, – ещё и вторым орденом Боевого Красного Знамени.
Самыми счастливыми днями жизни всегда называл День Победы и 24 июня 1945 года, когда в составе сводной роты лётчиков
3-й воздушной армии, в которую отобрали лучших асов, он маршировал на Параде Победы по Красной площади.
Из-за фронтовых ранений по состоянию здоровья после прохождения медицинской комиссии 30 ноября 1945 года из армии был уволен. И что делать? Вспомнил свои успехи в полковой самодеятельности, как однополчане любили его задушевные песни под гитару. И рискнул – отнёс свои документы во ВГИК. Довольно рослый, обаятельный, балагур, поющий, неутомимо сыплющий анекдотами и историями из своей жизни, абитуриент очаровал приёмную комиссию. Режиссёры и педагоги Михаил Ромм и Сергей Юткевич взяли Гуляева на свой первый послевоенный курс, не раздумывая. Потом был принят в труппу Театра-студии киноактера при киностудии «Мосфильм», и в том же году – эпизод в первом фильме «Сельский врач» (завхоз). А ещё студентом в 1949 году женился на однокурснице Римме Ивановне Шороховой. И далее эпизодические роли – военных, милиционеров, чекистов, простых работяг, шоферов, работников райкомов. Итак, в 1950-е годы – 14 фильмов, наиболее памятны из которых: «Случай в тайге» (1953), «Испытание верности» и «Чемпион мира» (1954), «В квадрате 45» и «Чужая родня». И, конечно, в 1956 году – «Весна на Заречной улице», игриво каламбурящий шофер Юрка Журченко.
Причём Владимир Гуляев так классно – для съёмочной группы – пел под гитару дворовые частушки, что они потом вошли в фильм, хотя их и не было в сценарии. И запомнился, можно сказать, наравне с Сашей Савченко (Николаем Рыбниковым), который столкнул его, зарвавшегося, в воду. Играл и вместе со своей супругой Риммой (блондинка Аля Алешина), только вот вскоре после этого они по-товарищески расстались – не очень подходили друг другу. И второй супругой Владимира стала тоже Римма, но только Римма Львовна Простомолотова, инженер связи. С ней они прожили почти 20 лет. Родились дочь Екатерина и сын Леонид.
А сам Владимир Гуляев в 1960-е годы снялся сразу в 19 фильмах. Наиболее памятны из них: «Алёшкина любовь» (1960), «Непридуманная история» и «Председатель» (1964), «Ко мне, Мухтар!», «Операция «Ы» (где познакомился с Леонидом Гайдаем) и «Как вас теперь называть?» (1965). «Человек без паспорта» (1966), «Зигзаг удачи» (1969). И, конечно, – вершина – оперативник лейтенант Володя («таксист») в «Бриллиантовой руке», куда его Леонид Гайдай и пригласил. В знаменитой сцене погони за контрабандистами Гуляев, как бывший лётчик, даже посидел (ему разрешили) за штурвалом десантно-транспортного вертолёта Ми-8Т, который вёл наблюдение с воздуха, а затем поднимал автомобиль с Лёликом и Козодоевым над землей.
Однажды, когда снимался эпизод с Гуляевым в форме милиционера, он сразу же, в этой же форме и лихо сдвинутой на затылок фуражке, отправился (Леонид Гайдай отпустил) 9 мая в Центральный дом авиации и космонавтики на встречу со своими однополчанами, ветеранами 335-й Витебской штурмовой гвардии. В 1970-е годы, уже пореже, сниматься продолжал. Снялся в 13 фильмах, вот наиболее памятные из них. 1972 год – героико-приключенческий фильм «Дерзость», где сыграл единственную главную свою роль – старшину Белоуса. 1973 год – «Вечный зов» (военком), 1974 год – «Любовь земная» (член райкома).
В 1976 году Владимиру Гуляеву присваивается звание «Заслуженный артист РСФСР».
В годы 1980-е начинает уже сильно сдавать, сказываются боевые раны. В 1982–1984 годах – только последние эпизоды в четырёх фильмах, третий раз женится, на Люции Алексеевне Ефимовой. Увольняется из Театра-студии киноактёра, где был парторгом труппы. Но не падает духом, разъезжает по стране, выступая в Домах культуры и клубах, прихватив с собой гитару встречается со зрителями.
«Сейчас выступит Владимир Гуляев». – Появляется из-за кулис, едва передвигая от болей ноги. Но подходит к микрофону, моментально преображается и совершенно бодрым голосом начинает что-то интересное рассказывать, как-то каламбурить. И как ему потом аплодируют! Причём при всей своей внешней бесшабашности, лёгком, весёлом характере Гуляев был удивительно скромным человеком. Никогда не интриговал, не афишировал своё боевое прошлое, и уж тем более им не козырял. Написал и издал о войне и подвигах своих боевых товарищей две автобиографические книги –
«На полевых аэродромах» (1977) и
«В воздухе «Илы» (1985).
На 74-м году жизни, 3 ноября 1997 года Герой Великой Отечественной войны и заслуженный артист Владимир Леонидович Гуляев скончался. Вечная Память"