"...Мы не могли в перестроечную эпоху вести дискуссию на равных с теми, кто проводил линию на обрушение Советского Союза, потому что в руках у тех, кто проводил эту линию (а проводил ее Яковлев сотоварищи), была вся партийная пресса, а главное — телевидение. Никто не предлагал нам на равных выступить с другой позицией по телевидению. И называлось всё это «демократия», притом что основа настоящей демократии, то есть свободы — это дискуссия, это полемика. Именно она, по существу, создала такое сложное и ценное, при всех его издержках, явление, которое мы называем настоящей демократией: полемика в суде, суд присяжных, дискуссии в парламенте (вспоминается пресловутое «парламент не место для дискуссий») и так далее. Всё это были признаки определенного движения в сторону раскрепощения мысли, уважения к мысли и права на альтернативную точку зрения, которую надо уважать, к которой надо прислушиваться.
Нам затыкали рот, а тому, что объявлялось нужным для «великой перестройки», не просто давали дорогу, а расчищали эту дорогу и запрещали что-либо говорить об этом, утверждая, что «это подкоп под перестройку». Вот это была уже политика. Люди, которые долгое время и в каком-то смысле небезосновательно говорили, что «советское общество отвратительно тем, что в нем альтернативная точка зрения уничтожается, причем часто физически, а также политически, с помощью обструкции и так далее, а также за счет монополии средств массовой информации на одну точку зрения» — эти люди, которые говорили, как это ужасно, сами реализовывали то же самое, только наоборот. И тогда культура (которая, казалось бы, ну вот есть она и есть) становилась служанкой этой самой политики, ее инструментом.
И с одной стороны, ты понимаешь, что эта культура уже становится не просто выразителем определенных тенденций, а и тем, что подталкивает эти тенденции в определенную сторону, создавая вынуждающие процессы. Ты, с одной стороны, это понимаешь, а с другой стороны, когда ты начинаешь этому противостоять, тебе говорят: «Вы против культуры? Вы начинаете обсуждать культурные явления?»
Я не обсуждаю культурные явления и не обсуждал их год назад, когда обратил внимание на некую тенденцию. Сказав тогда о том, что данная тенденция представляет собой нечто большее, чем произведения, — повторяю, затейливые или незатейливые, тех или других людей — я трижды подчеркнул, что меня не интересуют сами по себе ни создатели этих произведений, ни какое-нибудь критиканство по отношению к этим произведениям. Я просто прошу их осмыслить — и всё!"
...что тут форумное?
Кто и _ зачем_ затыкает рот, рты и переводит на политику, мол вся критика прогрессивного - недопустима?
...отчего многие согласны с таким взглядом, запрета на свой взгляд, имхо?