"За последнее время я вижу ну очень много обсуждений проблем школьного образования. Причем количество и характер этих проблем не создают ощущения, что можно решить их какими-то простыми способами.
Поэтому отвлечемся от конкретных насущных проблем и попробуем нарисовать картинку далекого будущего – как будет выглядеть общеобразовательная школа, например, лет через 25? Чтобы понимать – куда вообще идти то надо?
Первым делом следует понять, какими критериями будут руководствоваться наши потомки, какие параметры максимизировать. Ведь в таких вопросах правильная постановка задачи – это половина ее решения.
Большинство тех, кто обсуждает систему образования, выставляют в качестве целей что-нибудь вроде: «Как мне хотелось бы учиться самому» или «Как мне хотелось бы видеть учебу своих детей». То есть субъективные эстетические критерии, к тому же еще и очень разные. Поэтому ориентироваться на них не будем.
Также нет смысла рассматривать всякие морально-этические критерии – неизвестно какой она будет эта мораль в 2050-м году. К тому же
мораль является производной от хозяйственных реалий, вот поэтому именно их и зададим в техническом задании.
Цели
Итак, целями Школы-2050 скорее всего будут:
1) Снижение общих расходов общества на систему образования и воспитания. Под «обществом» тут имеются ввиду и родители и государство в сумме. Под «расходами» тут также подразумеваются все виды расходов – и деньги и силы и время.
2) Подгонка уровня образования и воспитания выпускников школы к потребностям общества. Тут опять же имеются ввиду и экономические потребности и политические потребности и прочие. А, поскольку потребности эти могут меняться, то и система образования должна иметь возможность сравнительно быстрой перенастройки на новые задачи.
3) По возможности – решение каких-то социальных проблем, если эти не противоречит п.1 и п.2
Почему так важна минимизация расходов? В ходе предварительных «кухонных» обсуждений выяснилось, что многим это неочевидно. Потому что:
1) Сейчас общим местом является утверждение, что вырастить ребенка это довольно дорого. И это оказывает угнетающее влияние на демографию.
2) В связи с общемировым экономическим спадом (который будет продолжаться еще много лет) и исчерпанием многих легкодоступных ресурсов общее количество ресурсов будет снижаться. Поэтому любые вопросы экономии этих ресурсов сейчас актуальны.
3) Хорошая реформа должна быть с положительной суммой. Иначе это не реформа, а передел сфер влияния. А вот при положительной сумме есть неплохие шансы договориться со всеми участниками по-хорошему. Ведь, как показывает практика, даже полные отморозки способны мирно разделить прибыль, но даже культурные люди бывают неспособны мирно разделить убытки.
Почему так важна подгонка выпускников к определенным требованиям? Дело в том, что современная школа это порождение индустриальной эпохи, для которой был характерен избыток населения – крестьяне массово переезжали в города и устраивались работать на заводы. Из-за этого от школы требовалось, во-первых, занять чем-то детей, пока родители на работе, а, во-вторых, обеспечить базу фильтрации кадров для всё той же промышленности.
В данный момент этого самого избытка населения нет, скорее наоборот, есть его прогрессирующий недостаток. Поэтому вместо фильтрации следует со временем перейти к целенаправленному выращиванию нужных специалистов в нужном количестве.
Исторический экскурс
Но для начала вернемся в прошлое и посмотрим – почему же дети раньше были дешевы в выращивании, а сейчас дороги.
Как выглядел типичный … хмм … «рабочий день» доисторического мужика? Проснулся, почесал яйца, взял копье и пошел в лес на охоту. Вечером вернулся, принес гуся там или пару зайцев, если повезет – косулю. Сдал добычу женщинам, обработал раны, поужинал, завалился спать. Дети? Ну бегают тут какие-то.
У женщин рабочий день выглядел примерно так же, просто они от пещеры не так далеко отходили. Сбор ягод, грибов, ну и хозяйственные работы – еду приготовить, одежду сшить или починить, горшок глиняный слепить и т.д. Дети? Ну бегают тут, какие-то мои, какие-то нет.
При переходе к земледелию ситуация принципиально не поменялась, просто рабочий день мужчин и женщин стал более похож – всё те же хозяйственные хлопоты с утра до вечера.
Видите ли вы тут какое-то воспитание да образование? Правильно – не видите. Потому что его тут нет. А всё потому, что нагружать взрослых трудоспособных мужчин и женщин такой ерундой нецелесообразно – они занимаются добычей еды.
Кто же занимался воспитанием и образованием детей? Старики и старшие дети. Это первая причина дешевизны процесса.
Вторая причина – дети с раннего возраста начинали участвовать в хозяйственной деятельности. Насчет пещерных людей не знаю, но вот у земледельцев ребенок лет 10-ти уже окупал себя в хозяйственном смысле – выполнял объем работ, эквивалентный съедаемой пище.
Сейчас же ситуация такова, что вокруг детей прямо или косвенно крутится слишком много трудоспособных взрослых, а сами дети практически не участвуют в хозяйственной деятельности.
Отсюда и высокая стоимость выращивания детей.
Роль родителей
Вопреки вышенаписанному, лично я всегда был глубоко погружен в процесс воспитания и образования своих детей. Сначала возил их в частный садик, потом в частную школу, сам занимался с ними дополнительно и т.д. В процессе много общался и с учителями, и с другими родителями, обсуждал методы обучения и воспитания детей, их психологию и прочее. То есть, постоянно находился в среде таких же родителей, как и я, потому думал, что это нормально, что так и должно быть.
Но, когда я начал пересекаться с нормальными родителями, то выяснилось, что у них всё совершенно иначе. Что нормальный родитель, придя с работы, хочет лишь поужинать, сполоснуться в душе и залечь пузом вверх с сериальчиком на ноуте. И чем напряженнее и интенсивнее он работает на работе, тем это желание у него выше.
Для такого родителя всё, что связано со школой, это один сплошной гемор – то домашнее задание помочь сделать, то на родительское собрание сходить, то в какой-то школьной самодеятельности участвовать, то вникать в разборки в школьном чатике. А если не дай бог у ребенка проблемы с учебой… ой всё… можно я просто дам денег, а вы решите эту проблему?
В моем детстве ситуация обстояла примерно так же, и там дети по большей части воспитывались улицей. Сейчас роль улицы стал выполнять смартфон. Не потому, что родители стали другими, они всегда такими были, просто у наших родителей смартфонов не было.
А смартфон как воспитатель гораздо хуже улицы. Потому что улица как минимум развивает коммуникативные навыки, умение самому придумать себе развлечение, ну и физическую форму. Смартфон же лишь замусоривает голову тоннами манипулятивного контента и развивает клиповое мышление. Не всем, конечно, кто-то получает через него образовательный контент, но остальные 90++% увы…
Таким образом, нормальный родитель конструктивно интересуется ребенком в основном на выходных – когда можно куда-нибудь сходить с ним, поразвлекаться. И когда вообще есть силы на общение с детьми. А остальное время предпочитает, чтобы ребенком занимался кто-нибудь другой.
Скорость обучения
Думаю, почти все, кто учился в ВУЗе, наблюдал (или даже сам участвовал) в следующем процессе – студент весь семестр пропускает лекции, потом берет конспект и за 3 дня подготовки сдает экзамен, иногда даже на отлично.
Думаете, у школьников дело обстоит иначе? Отнюдь.
Помнится, в 5-м классе у меня появился предмет «История России», и 1-го сентября мне выдали соответствующий учебник. За вечер я его прочитал, на следующий день пришел в школьную библиотеку, представился учеником 6-го класса и попросил учебник по истории, мол мне вчера забыли его выдать. За следующий вечер прочитал и его, снова пришел в школьную библиотеку, там сидела другая библиотекарша, я представился учеником 7-го класса и попросил соответствующий учебник. За следующий вечер прочитал и его, однако далее мухлевать не решился – на 8-й класс я был совсем непохож.
И так с большинством предметов – думаю, при правильном подходе можно весь годовой школьный курс записать в голову даже среднему школьнику месяца за 3.
Почему так не делается? А потому что такая задача не ставится. Как уже говорилось выше, основной задачей индустриальной школы является присмотр за детьми, пока родители на заводе. Поэтому скорость записи информации в мозг ученика никогда не была значимым для школы критерием.
Частенько слышу от родителей жалобы, мол дети перегружены в школе, слишком много уроков, слишком много домашних заданий и т.д. Думаю, это всё от того, что при попытке увеличить объем преподаваемых знаний не изменили формат их подачи, а лишь увеличили часы.
Я вот в порядке эксперимента не раз объяснял своим детям темы, которые им были не по возрасту. Например, в детском садике рассказывал, как складывать 2-значиные числа, в 1-м классе учил решать простые уравнения, в 3-м классе объяснял, что такое отрицательные числа, почему сумма углов треугольника 180 градусов и т.д.
Да, рассказывал упрощенно, не так, как это рассказывают детям старшего возраста. И к тому же постоянно следил за глазами ребенка – понимает ли он или надо сформулировать иначе? Но в целом задача оказалась вполне решаемая"
...экономика основана на обученных спецах
😉