"Многие не понимают, не чувствуют и не верят в крещение. Давайте немного просветимся - сегодня самый подходящий день.
Мало кто верит, что Христос действительно крестился во Иордане. Большинство согласно со словами Иоанна Крестителя: Тебе ли надо креститься? Может быть, наоборот, мне надо креститься у Тебя?
Иоанн не понимал, чего просит, и мы не будем повторять вслед за ним.
Что же такое крещение?
В самом начале церковь отмечала только один праздник Богоявления, в рамках которого вместе совмещала два современных праздника: Рождество и Крещение. Ранняя церковь не могла и не хотела разделять эти два события, поскольку они неразделимы, как двойная богочеловеческая природа Христа.
В Рождестве естественно родилась телесная, человеческая природа Христа. Христос родился.
В Крещении свыше родилась духовная, божественная природа Христа. Бог воплотился.
Помните, тайный ученик Никодим приходил ко Христу, и спрашивал: как же может человек родиться, будучи стар? Иисус отвечал: это значит креститься водой и Духом (Ин.3:3-4).
Всё исключительно ясно.
Христос не предлагает другим то, чего не прошёл Сам. Он тоже крестился, "будучи стар" - в 30 лет. Но поскольку в это мало кто верит, большинство недоумевают также, как Никодим: о чём Он говорит?...
И когда Иоанн хотел креститься прежде Иисуса, по сути он предлагал: а давай во мне воплотиться Сын Божий, второе лицо Святой Троицы?
Христос ответил ему коротко: оставь ныне, каждому подобает исполнить свою правду.
Иоанну - крестить Иисуса, как старшему: возрастом, родством, положением. Иоанн был на полгода старше, приходился Иисусу двоюродным дядей и был помазан как Пророк. Меньшее благославляется большим, и Иисус пришёл к Иоанну меньшим, иначе тот не мог бы Его крестить.
Иисусу - явить Бога во всей полноте, по-церковному - "славе".
На это Христос был рожден. От Святого Духа и Пречистой Девы. Самое святое существо на земле, так что ангелы и архангелы все вместе со своей святостью скромно стояли в сторонке и недоумевали. И этот святой человек - но пока всего лишь человек - соединился, или сочетался в крещении с Богом. Бог сошёл в Иисуса, "Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины". (Ин.1:14)
Евангелист Иоанн вообще не описывает Рождество, как и Марк. Он вполне очевидно и обычно, по сравнению с Крещением. Евангелист Лука описывает и Благовещание, и Рождество, и Крещение. В Благовещание Богородица получает обещание, что в Рождестве родит Сына, который наречётся Сыном Всевышнего. В Крещении Иоанн слышит голос с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нём же Моё благоволение, Того послушайте. Само наречение состоялось через 30 лет.
Здесь всё предельно ясно. Если бы в семье царя родился новый царь, его не помазали бы на царство в первый день, или в 12 лет, и даже в 18. Так и со Христом.
Крещение Христа называется Богоявлением - и по праву. Все увидели в Нём славу Божию.
Крещение христиан лучше всего назвать просвещением.
В Христе Бог явился.
В христианах Бог скрылся, но проявляется по мере их просвещения. «Тако да просветиться свет ваш перед человеки».
В Нагорной проповеди Христос говорит (Мф.5:14-15):
- Вы - соль земли.
- Вы - свет миру. Зажегши свечу, не ставят её под кровать.
Это очень странные слова, если они сказаны о нас, но совершенно ясные, если сказаны о Христе: и соль земли, и свет миру - это Сын Божий. На самом деле, они сказаны не в третьем лице (вы), а в первом лице множественного числа: мы - соль земли и свет миру. Мы - Сын Божий и люди. Едино крещение у нас со Христом, один Бог воплотился и в Сыне Человеческом Иисусе, и в Его учениках.
Слово "воплотился" слишком сильное, но честное. Обычно стыдливо говорят: "соединился", "сочетался" - в святом крещении Христос и человек. Про "воплощение" стараются не думать, вытеснив его за границы возможного и поместив в область сверхъестественного телесного рождения Младенца Иисуса. Совершенно безосновательно, но единогласно.
И поэтому становятся непонятны все остальные слова Евангелия, Апостолов, церковных песнопений. Если в нас не воплотился тот же Сын Божий, что и в Иисусе Христе, то о чём мы тогда вообще слушаем и читаем? Это невозможно представить, если только не с нами Бог.
Крещение все объясняет, всё согласует и всё меняет.
Это объясняет необычную тонкость, что Иордан отступил, когда в него вошёл Иисус. Рек просто не могла течь в то место, где воплотился Бога. Христу пришлось приказать ей течь, как обычно, и она потекла, но уже святая.
Это объясняет загадочные слова Христа: Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится!
Бог должен креститься в нас - непросвещенных, ленивых, невнимательных. И ждать, пока крещение станет настоящим явлением Бога в христианах.
Совершенно понятные слова, если иметь ввиду, что Бог Сын Божий скрыт в христианах, и ждёт, когда уже мы заметим Его в себе, и начнём светить миру и солить землю, как это делал Иисус Христос.
Такое понимание меняет всё.
Бога не надо больше искать везде - в святой воде, в церкви, в книгах, иконах, советах, священниках и старцах. Бог томится внутри нас, ожидая, когда мы прекратим искать то, что уже в нас. И обратимся к Нему.
Это и правда всё меняет. Желаем всем нам просветиться памятью Крещения - общего для всех. Христос родился - Бог воплотился!"