"Философ Фрэнсис Бэкон в своем «Эссе о гражданской и моральной жизни» писал, что никакая страсть так не околдовывает человека, как любовь и зависть. И кому не хватает собственного блага и достоинств, тот будет питаться чужим несчастьем, будет стараться нанести ущерб благополучию другого.
Зависть как и любовь может быть страстной и может быть тихой, может побуждать творить и может побуждать разрушать.
Многие считают, что чувством противоположным любви является ненависть. Лично я уверен, что ненависть это состояние, когда при малейшей мысли об объекте человек испытывает сильную душевную боль, и дикое желание никогда больше не вспоминать о нем, а точнее просто вычеркнуть объект ненависти из реальности любым способом. При этом не вспоминать человек не может, потому что слишком много в его жизни существует памятных вещей или моментов тревожащих душу.
Задумался я о зависти столкнувшись с десятой заповедью христианства.
Оказалась что зависть бывает черная и белая. Кто-то говорит что черная, это противоположность белой. Кто-то утверждает что белая это попытка оправдать свой грех, ибо зависть порицается обществом.
Есть мнение что, завидовать белой завистью можно только за те качества в человеке, которых у тебя нет, но хотелось бы иметь, а зависть связанная с желанием физически обладать может быть только черной.
Христианство объявляет грехом любую зависть и практически противопоставляет ее любви.
И тут стоит задуматься что же есть общее у любви и зависти? Чем они важны для социальных отношений, что религия им отводит такую важную роль?
Лично я считаю, что зависть и любовь есть чувства вызывающие притяжение между людьми.
Человек может быть одержим вещью, или другим человеком, или множеством людей как из чувства любви, так и из чувства зависти.
Кроме этого и любовь и зависть побуждают действовать, то есть дают цель в жизни. А наличие общих целей у отдельных людей способствуют их консолидации в общество.
Отсюда имеем две характеристики:
Страстность, как величина страдания, притяжения, одержимости
и
мотивация, как образ цели, который хочется приблизить.
Философ Эрих Фромм выделил и описал четыре составляющие чувства любви, вникнув в которые, можно не только углубиться в понимании, но и разработать технологии для воздействия.
1.
Забота трактуется Фроммом, как
внимательность, чуткость и заинтересованность в жизни другого человека: к его переживаниям, желаниям и потребностям. Исходящая из искреннего глубокого интереса.
2. Искреннее
уважение. Под уважением понимается способность видеть в другом человеке личность, и принимать его право оставаться самим собой и его право на дальнейшее развитие.
3.
Ответственность. Под ответственностью Фромм понимает вовлеченность в удовлетворение потребностей другого. Это желание и стремление сделать жизнь спутника более наполненной и счастливой.
4.
Знание. Знание предполагает интерес к личности другого. Каковы его качества, желания и стремления, каково его прошлое и планы на будущее. В чем он себя реализует и в чем неудовлетворен.
А теперь вопрос можно ли эти четыре пункта перефразировать, если говорить не о любви, а о зависти?
1. Испытывает ли завистник нездоровый интерес,
заботу о благополучии объекта зависти? На сколько он
внимателен? Заинтересован ли в жизни другого человека, к его переживаниям, желаниям и потребностям?
2. Рабское
уважение. Под уважением понимается способность видеть в другом человеке личность, и принимать его право оставаться самим собой и его право на дальнейшее развитие. (Чем круче хозяин, господин, повелитель, тем круче считают себя его рабы).
3. Так ли редки случаи когда завистник берет на себя
ответственность из-за всех сил делать жизнь объекта зависти наполненной и "счастливой"?
4. Как часто мы видем интерес вызванный к личности объекта зависти? Жажду
знания его качеств, желаний и стремлений? Прошлого и планов на будущее? В чем он себя реализует и в чем неудовлетворен?"
...не знаю, но что-то есть тут
🙂