Истерический — это когда несознательная и незрелая личность слишком много хочет от окружающего мира — просто вынь да положь — и при этом совершенно не желает чего-то требовать от себя, любимого. Весь мир и так им по жизни должен. Обсессивно-психастенический (характерный для обсессивно-фобического невроза) — это когда чувство долга, воспитание, морально-этический комплекс и многоэтажная система ценностей говорит «низзя!», а подсознание дуется и капризничает: «а я хочу!» Неврастенический — это когда ты, взвалив на себя кучу обязательств и ответственности, карабкаешься к сияющим вершинам торжества разума и долга, подстёгивая себя нагайкой самодисциплины, а измождённая психика хрипит: «всё, командир, дальше без меня!» и сползает по склону.
На практике же не всегда получается увидеть, что у пациента, например, с обсессивно-фобическим неврозом (или обсессивно-компульсивным расстройством, как сейчас пишут), в душе идут баталии между моральными установками и глубинными хотелками. Кто-то может возразить - дескать, плохо искали, надо копать глубже. В том-то всё и дело, что при желании можно накопать много чего, особенно если заранее быть уверенным, что оно там непременно есть. Этак и золото при углубленном ректальном исследовании сыщется. А вот такого, чтобы невротический конфликт нужного типа лежал не особо глубоко от поверхности и обнаруживался без методов глубокого бурения - такого зачастую нет. Что заставляет задуматься - а был ли тут этот самый специфический конфликт? А если нет - тогда откуда взялся именно этот тип невроза? И вот тут мы подходим к "во-вторых".
Во-вторых, вызывает некоторые сомнения пункт о том, что невроз - это болячка психогенная. То есть, вызванная значимой для человека конфликтной ситуацией. Уточню. Конечно, конфликтная ситуация свою роль в возникновении невроза играет. Причём чаще всего - длительно существующая. Не какой-то разовый трындец, а именно то, что подтачивает силы и нервы изо дня в день, расковыривая всё шире дырку в донышке ведра нашей открытой термодинамической системы (ведь психика тоже, по сути, таковою является). И когда эта дыра становится достаточно большой, чтобы из ведра выливалось больше, чем в него поступает - тогда и развивается невроз.
Но дело в том, что в похожей, а иногда полностью идентичной ситуации одновременно могут оказаться сразу несколько человек. А невроз разовьётся только у одного. В чём дело? Вёдра... пардон, психика разная? Да, именно так. Внешние неблагоприятные обстоятельства - это лишь часть причины. Запал. Триггер. Есть и внутренние, о которых один из основоположников учения о неврозах товарищ Карвасарский однажды неполиткорректно выразился - мол, умный человек неврозом не заболеет. Не совсем верно, но близко к настоящей причине. Речь не об уме или его недостатке. Интеллект тут чаще всего не при чём. А в чём тогда причина?
В генетике. И об этом сейчас начинают говорить всё чаще, поскольку понемногу начинает копиться база данных. Вот и для панического расстройства уже откопали генетическую "прошивку" мозга, которая делает человека более, нежели прочих, предрасположенным к возникновению панических атак. Особенно если ещё и поражение самого мозга какими-нибудь неблагоприятными факторами добавится. И для навязчивых состояний, и для фобий тоже нашли генетические маркеры. Точнее, предполагают, что нашли. Впрочем, ничего удивительного. Если уж пришли к мнению о том, что характер и набор личностных черт - это генетическая данность, которую воспитанием и образом жизни можно лишь причесать или, наоборот, взъерошить - то почему бы не существовать генетически обусловленной предрасположенности к тому или иному типу невроза?