• Внимание!Обновление движка, умеренное! ФОрум будет недоступен...некоторое время :) Можно пока погулять по сайтам https://mostovskiy.com/ и https://dok34.ru/

Социальная гигиена - организация здравоохранения РФ

1032
 
Отсутствие беспомощного состояния предполагает сохранность волевой компоненты юридического критерия и всех 4-х уровней интеллектуальной компоненты.

При нарушении 4-го уровня, влекущего за собой ограничение способности к сопротивлению, следует констатировать "понимание характера действий и неполную меру понимания значения действий".

При нарушении 3-го и 4-го уровня, вследствие чего нарушается способность к сопротивлению, следует констатировать "понимание характера действий и отсутствие способности понимать значение действий".

При нарушении 2-го, 3-го и 4-го уровня, вследствие чего также нарушается способность к сопротивлению, следует констатировать "непонимание характера и значения действий" правонарушителя.
 
Онтогенетические состояния наблюдаются у потерпевших 3-4 лет с несформированностью базовых структур полового самосознания, в рамках которых отмечается незнание даже примитивного строения половых органов, отсутствие направленного на это интереса, неглубокое осознание собственной половой принадлежности.

Экспертное значение имеют онтогенетические состояния и у детей старших возрастных категорий, подходящих к завершению формированием этапа полового самосознания (к 5-7-ми годам). Дети этого возраста в норме уже осознают собственную половую принадлежность и имеют уверенность в ее необратимости, также способны дифференцировать людей по половым признакам как первичным (знание различий в строении половых органов мужчин и женщин), так и вторичным (развитость молочных желез, особенности оволосения, телосложения, тембра голоса и т.д.). Однако представления о сути половых отношений в этом возрасте еще отсутствуют. Вследствие этого у потерпевших, находящихся на этапе полового самосознания, обнаруживается непонимание сексуальной направленности деликта.

В препубертатном возрасте (7-12 лет) у потерпевших со сформированным этапом полового самосознания и находящихся на этапе формирования стереотипов полоролевого поведения также выявляются признаки, препятствующие способности понимать биологическую сущность криминальных действий. На этом этапе полового развития происходят межполовая сепарация и внутриполовая сегрегация: дети предпочитают общество ровесников своего пола (гомосоциальная сегрегация) и соответствующие ролевые игры, в которых происходит усвоение мужских эталонов поведения у мальчиков и женских - у девочек. Мальчики начинают осуществлять нормативную межполовую агрессию в отношении девочек, которые, в свою очередь, понимают ее как заигрывание. Происходит формирование представлений о "мужских" и "женских" видах спорта, профессиях, занятиях в быту. Появляются поверхностные представления о деторождении и предшествующем ему взаимодействии, однако понимание процесса зачатия, техники полового акта еще недоступно. Отмечается незнание и непонимание многих физиологических проявлений сексуальности: эрекции, мастурбации, семяизвержения. Дети на жаргонном уровне могут оперировать терминами "влагалище", "сперма", "онанизм", но в ряде случаев не понимают их значение и сущность половых отношений.

Таким образом, экспертное значение принимает неинформированность представлений о биологической сущности взаимоотношения полов вследствие недостаточной сформированности структур полоролевой идентичности ввиду незавершенности второго этапа сексуального развития.

Экспертное значение имеют дизонтогенетические состояния, которые представлены задержкой полового развития. В этих случаях потерпевшие находятся на этапе завершения формирования полоролевых стереотипов или на этапе психосексуальных ориентаций, но при этом у них имеются нарушения становления этапа половогосамосознания, а представления о мужской и женской половой роли оказываются неусвоенными.

Такие потерпевшие не осведомлены в строении половых органов, поскольку никогда не имели направленного на них интереса, а различия полов видят в формальных внешних признаках, касающихся в основном стиля одежды. Проявления нормативной межполовой агрессии со стороны ровесников воспринимаются с неприязнью, обидой; общение с лицами своего пола ограничено. В результате такие дети не обсуждают вопросы межполового взаимодействия, а усвоение полоролевых моделей поведения затруднено. Потерпевшие под половым актом предполагают взаимодействие обнаженных мужчины и женщины в виде соприкосновения телами без проникновения половых органов.

В подростковом возрасте отмечается безучастность к вопросам собственного полового созревания, платоническим и эротическим отношениям, в том числе к соответствующим телевизионным передачам и т.д. Поэтому в ситуации правонарушения, например при неоднократных ненасильственных действиях в виде фотосъемки в обнаженном виде, эротическое позирование не воспринималось потерпевшими как действие, имеющее эротико-сексуальную направленность.
Достаточно часть бывает. Отправила "голое фото", а затем повесилась от того, что осознала и столкнулась с шантажом...грубо говоря.
 
В тех случаях, когда задержка наблюдается на всех трех этапах полового развития (базовой половой идентичности, полоролевых стереотипов, психосексуальных ориентаций), потерпевшие запоздало и не по своей инициативе узнают об анатомическом различии полов, что вызывает даже негативные чувства. После этого сексуальная тематика перестает их интересовать, начинается избегание разговоров с ровесниками на интимные темы. В последующем такие подростки не испытывают симпатии и влюбленности к лицам противоположного пола, считая их для себя слишком ранними и запретными. Наблюдение платонических и эротических проявлений у сверстников приводит в недоумение или вызывает неприятные эмоции. Потерпевшие с такими дизонтогенетическими особенностями не понимают очевидных сексуальных намерений правонарушителей на предкриминальном этапе: легко поддаются уговорам с помощью объективно нелепых предлогов пройти в малолюдное место, где в отношении них совершаются притязания.

Таким образом, экспертное значение принимают следующие сексологические признаки, обусловливающие непонимание биологической сущности действий посягателя:

несформированность базовых структур половой идентичности;

несформированность полоролевой идентичности;

искаженное становление полоролевой идентичности (элементы недифференцированности, маскулинности у лиц женского пола, фемининности у лиц мужского пола);

несформированность полоролевой идентичности и представлений этапа психосексуальных ориентаций.

Однако следует учитывать, что квалификация того или иного варианта онто- или дизонтогенетического сексологического состояния не может предопределять соответствующую ему экспертную оценку. Залогом обоснованного экспертного решения является выявление релевантных сексологических признаков в преломлении к конкретной юридической ситуации.
Виктимность не означает вины!!
 
используются следующие ориентиры:

способность к пониманию противоправности (возрастной, половой аспекты, аспект насильственности/добровольности) (социальное значение);

способность к пониманию намерений и целей правонарушителя; биологических и социальных последствий совершенных действий к будущему потерпевших (предвидение возможностей изменения направленности влечения, наступление беременности, последствий для чести и достоинства и т.д.);

способность к прогнозу каждого последующего эдрода при длительном правонарушении (личностное значение).

Данные ориентиры отражают информационный объем, который достигается при психосексуальном развитии. Как известно, структура представлений о сексуальном поведении формируется в ходе онтогенеза. Становление общения у детей от рождения до препубертатного периода включительно в норме проходит несколько этапов: аутизм-симбиоз с матерью-взрослые-старшие-младшие-сверстники. В пубертатный период при формировании психосексуальных ориентаций у юношей и девушек происходит "построение" эталонного образа партнера. При задержанном и искаженном психосексуальном развитии, сопряженном на начальных его этапах с дефектами формирования объекта коммуникации, возникающий в последующем образ допустимого партнера по сексуальным контактам может отличаться от нормативного (заданного общественными нормами) и быть, в частности, гомосексуальным, недифференцированным по половым (как гомо-, так и гетеросексуальным) и возрастным (чаще взрослый мужчина) признакам, инцестуозным. Таким образом, нарушение последовательного и полного прохождения ранних этапов сексуального развития может стать для потерпевшего залогом трудностей понимания противоправности осуществленных с ним действий в половом и возрастном аспекте.

В препубертатном периоде около половины детей получают информацию о половом акте и не менее 1/3 из них принимают участие в сексуальных играх с участием детей противоположного пола. Эти игры проходят под влиянием не либидинозных (как у взрослых), а исследовательских мотивов. Игры осуществляются без принуждения, а испытываемые переживания спаиваются с представлениями о нормативной половой активности. В этот период происходит усвоение половых ролей, осуществляется выбор соответствующих полу увлечений, занятий в быту, что во многом зависит от группы референции. Неусвоенность ребенком представлений о приемлемых в обществе стереотипах полоролевого поведения ввиду отсутствия группы референции или искаженное их формирование в группе противоположного пола, асоциальной среде, под неадекватным родительским влиянием и так далее, вполне закономерно будут вести к несформированности представлений о добровольности сексуальных контактов в норме. При совершении в отношении таких детей противоправных сексуальных действий ими может недооцениваться противоправностьпоследних в аспекте насильственности/добровольности. Расценивание же ими сексуальных действий как игровых повлияет на непонимание общественного значения действийправонарушителей.

В пубертатный период наравне с формированием личностных свойств, развитием самосознания и обострением рефлексии у подростков происходит становление платонической (романтической), эротической и сексуальной фаз либидо (влечения), включающее усвоение информации, проигрывание в фантазиях и упрочение выработанной установки в процессе контактов с лицами противоположного пола. В этот период усваиваются нормы специфического (сексуального) межполового общения. По определенной совокупности вербальных и невербальных знаков подростком должна предугадываться возможная последующая вариативность поведения партнера. Таким образом, дефекты развития пубертатного периода в индивидуально-личностной и сексуальной сферах могут приводить к непониманию потерпевшими намерений правонарушителей осуществить сексуальную активность. Это может касаться как потерпевших, позволяющих себе и партнеру в предкриминальном периоде (исключая случаи внезапного нападения) заигрывание и эротические контакты, так и жертв с нейтральным в сексуальном плане поведением, но недооценивающих нескрываемое невербальное поведение посягателя, сигнализирующее о его целях.
Повторюсь - виктимность не равна вине!
 
Рассмотрим сложные экспертные варианты, при которых речь идет о сохранной способности понимать характер действий и неспособности понимать значение действий. Экспертное значение принимает преждевременное развитие полового влечения, сопровождаемое промискуитетным поведением. Промискуитетное поведение, при котором отсутствует потребность в коммуникации, платонических и эротических отношениях, а формы реализации либидо не соотносятся с социальными нормами, может становиться релевантным нарушением 3-го и 4-го уровня, определяя безразличное отношение к мнению окружающих о своих беспорядочных половых связях.
Характер действий понятен, а значение - нет, или понято неверно.
Увы.
Даже в 5 лет ребёнок может понять, зачем перед ним машут пенисом, но значение этого для него - не поймёт, мал он ещё, даже если и считает себя взрослым..
 
При нарушении только 4-го уровня понимания возраст подэкспертных на момент совершения в отношении них противоправных действий соответствует 12-16 годам, т.е. времени, в период которого нормативно должно происходить формирование психосексуальных ориентаций, включающего последовательное становление фаз либидо. Однако в связи с дисгармоничным и задержанным становлением предшествующих этапов и фаз, несмотря на опыт интимных отношений, знание основных физиологических проявлений сексуальности, созревания, зачатия, деторождения и так далее, потерпевшие оказываются недостаточно компетентны в области личностного значения взаимоотношения полов, поскольку усвоенные представления в этой сфере поверхностны.

Вместе с тем у них отмечается формальная сохранность 3-го уровня понимания, о чем свидетельствует понимание общественного значения противоправных действий, верная оценка возрастного и полового аспектов противоправности.
Это уже подростки.
Они уверены ,что знают зачем и почему...уверены в этом.
Но не понимают, к примеру, что определённые действия исключают для них доверие к противоположному полу, возможность любви и так далее.
То есть - восприятие сексуальных действий со стороны "хитренького подростка" - не взрослое, обычно.
 
Неспособность понимать в полной мере значение действий при пролонгированных гомосексуальных притязаниях
Декларирование потерпевшими неприятия гомосексуальных контактов соседствует с недооценкойихпрогноза (4-й уровень) и неполным пониманием намерений правонарушителя. В этих ситуациях контакты проходят не по инициативе потерпевших, однако они сами повторно появляются в местах правонарушений, надеясь на то, что притязания не повторятся. Посещение правонарушителя происходит по несексуальным мотивам (для игр и работы на компьютере и т.д.), а сексуальные действия сопровождаются получением материального вознаграждения.

Поводом к возбуждению уголовных дел служит частичное осознание последствий правонарушения уже после его завершения - информированность родственниками о риске заражения вирусом иммунодефицита человека, возможности изменения направленности полового влечения в будущем и т.д. Однако эта информированность не приводит к ее глубокому пониманию, а более значимым последствием имевших место интимных отношений потерпевшие считают возможные негативные последствия для родителей в связи с поведением их сыновей.

У таких потерпевших мужского пола экспертно значимыми оказываются такие нарушения половой идентичности, как:

фемининность полоролевой идентичности (нарушение восприятия собственного телесного облика - нейтрально воспринимается появление вторичных половых признаков, положительная оценка присущих мужчинам, по мнению потерпевших, качеств: ведомости, застенчивости, нежности);

диссоциация либидо (реализация платонического влечения и становление эротической компоненты либидо в отношении гетеросексуального объекта сочетается с приемлемостью гомосексуальных контактов между несовершеннолетними);

искаженное формирование структур половой и полоролевой идентичности (недостаточное осознание собственной половой принадлежности вследствие недостаточного понимания физических различий окружающих на этапе формирования базовой половой идентичности, неусвоенность мужской половой роли и социальных стратегий межполового взаимодействия).



Неспособность понимать в полной мере значение действий при инцестуозных притязаниях
Потерпевшие от длительных инцестуозных действий не полностью понимают намерения правонарушителя и цели его действий и не считают себя жертвой, оправдывая посягателя ("я похожа на мать, а ее он любил", "был несчастлив с женой, одинок") или продолжая любить отца, так же как и других членов семьи.

Жертвы инцеста не понимают последствий осуществляемых с ними сексуальных действий, в частности, для становления своего влечения. Вследствие инцестуозных действий у них появляются трудности нормативных эротических и сексуальных отношений, в связи с переносом образа насильника на представителей мужского пола в целом и на каждого из потенциальных сексуальных партнеров в частности. Это обусловливает трудности построения взаимоотношений с мужчинами уже после окончания противоправных действий, отсутствие потребности в платонических, эротических и сексуальных контактах.

Экспертное значение принимают следующие дизонтогенетические нарушения:

недифференцированность половой и полоролевой идентичности и отсутствие отрефлексированного опыта сексуальных переживаний: отсутствие фемининных качеств, присущих полу интересов, увлечений, группы референции, фемининных паттернов поведения, негативное восприятие вторичных половых признаков и внешних атрибутов, а также отсутствие полового влечения;

неинтериоризированность представлений как о женских, так и о мужских полоролевых стереотипахвследствие несформированности полоролевой идентичности: негативное отношение к появлению вторичных половых признаков при преждевременном соматосексуальном развитии, отсутствие группы референции и опыта межполового взаимодействия с ровесниками;

дисгармоничное формирование влечения в виде гипертрофированности платоники, отсутствия эротических и сексуальных переживаний, на фоне задержки соматосексуального развития при формальном наличии половых контактов с ровесниками. Потерпевшие не понимают "для чего нужны эротико-сексуальные отношения, если они не приносят удовольствия", хотя фактически имеют опыт ненасильственного сексуального общения, которое осуществляется по механизмам подражания подросткам того же возраста.
Да ,непросто бывает. Уважаемая форумчанка П, и ряд других..
 
Неспособность понимать в полной мере значение действий при групповом изнасиловании
О непонимании потерпевшими намерений и целейправонарушителей при однократном групповом изнасиловании можно судить по таким особенностям поведения жертв, как согласие на свидание в вечернее/ночное время в уединенном месте с несколькими молодыми людьми старшего возраста; отсутствие прогноза относительно возможной насильственности контакта.

Об отсутствии в момент однократных агрессивных правонарушений прогноза последствийсексуальных действий свидетельствуют, во-первых, появляющиеся у потерпевших уже на посткриминальном этапе опасения относительно возможного осуждения их окружающими. Во-вторых, недостаточная рефлексия, выявляемая в ходе экспертизы: обещание потерпевшими, что впредь они постараются избегать сходных ситуаций,одновременно с высказываниями о намерениях продолжать эротические отношения сразу с несколькими партнерами и т.д.

Экспертное значение принимают следующие дизонтогенетические нарушения:

неусвоенность стратегий межполового взаимодействия вследствие несформированности полоролевой идентичности, что в сочетании с отсутствием базовых структур половой идентичности приводит к искаженному становлению полового влечения (реализация платонического и эротического либидо в промискуитетной форме, подавление потребности в реализации имеющегося сексуального влечения);

преждевременное развитие полового влечения и промискуитетность поведения в виде частой смены партнеров по сексуальным контактам с отсутствием эмоциональной привязанности к ним, безразличием к их внешним, возрастным данным, личностным качествам и т.д.

маскулинность половой и полоролевой идентичности релевантна отсутствию понимания аспекта насильственности/добровольности.
Виктимность - не вина!!
 
НАРУШЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ОКАЗЫВАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Неспособность оказывать сопротивление обусловливается исключительно психопатологическими и патопсихологическими механизмами.

В то же время неспособность в полной мере оказывать сопротивление констатируется вследствие наличия экспертно значимых не только психопатологических и патопсихологических состояний, но и сексуальных.

Сексологическими признаками, релевантными нарушению процесса принятия решения по выходу из сложившейся ситуации, становятся элементы маскулинности полоролевой идентичности у потерпевших женского пола, когда они избегают делиться с родственниками своими переживаниями, связанными с криминальной ситуаций, считая это "жалобами", убеждены, что должны "стойко переносить" невзгоды и т.д. У таких потерпевших имеется ряд психологических особенностей: склонность к категорическим оценкам и максимализму, фиксация на самозащите в конфликтных ситуациях при подавлении чувства вины, ориентация на сильный волевой образ "Я" в сочетании с некоторой склонностью к сомнениям и самоанализу, недостаточная возможность самостоятельно и активно реализовывать свои цели и потребности и брать на себя ответственность, склонность нейтрально относиться к некоторым фрустрирующим ситуациям и преуменьшать их значение.

Предлагается принимать различные экспертные решения при разном соотношении нарушений интеллектуального и волевого критерия.

Сохранность всех 4-х уровней и отсутствие нарушений волевого критерия позволяет исключить беспомощное состояние.

Сохранность 1-го, 2-го, 3-го при нарушении 4-го уровня понимания ограничивает способность к сопротивлению или не влияет на способность оказывать сопротивление в зависимости от выявляемых разными специалистами (психологами, психиатрами, сексологами) нарушений и конкретной юридической ситуации.

Сохранность 1-го и 2-го уровня при нарушении 3-го и 4-го уровня понимания влечет за собой нарушение волевого критерия и обусловливает неспособность оказывать сопротивление.



Нарушение всех уровней понимания также влечет нарушение волевого критерия и обусловливает неспособность оказывать сопротивление и квалификацию судом беспомощного состояния.

Неспособность оказывать сопротивление отмечается и при сохранности всех уровней понимания. Нарушение волевого критерия в этих случаях обусловлено влиянием глубокой психической патологии и психологическими факторами.
Особенности жертвы, винящей себя и с определёнными принципами, когда рассказать взрослым\полиции будет "западло", или позорно, или ещё что.
 

Новые комментарии

LGBT*

В связи с решением Верховного суда Российской Федерации (далее РФ) от 30 ноября 2023 года), движение ЛГБТ* признано экстремистским и запрещена его деятельность на территории РФ. Данное решение суда подлежит немедленному исполнению, исходя из чего на форуме будут приняты следующие меры - аббривеатура ЛГБТ* должна и будет применяться только со звездочкой (она означает иноагента или связанное с экстремизмом движение, которое запрещено в РФ), все ради того чтобы посетители и пользователи этого форума могли ознакомиться с данным запретом. Символика, картинки и атрибутика что связана с ныне запрещенным движением ЛГБТ* запрещены на этом форуме - исходя из решения Верховного суда, о котором было написано ранее - этот пункт внесен как экстренное дополнение к правилам форума части 4 параграфа 12 в настоящее время.

Назад
Сверху