Я возвращаюсь к тому, что такое травля. На одном из предыдущих занятий мы ввели понятие «альфа-зависимый». Теперь альфа - это тот, кто должен быть на вершине, командовать, брать на себя ответственность. Альфа - это тот, кто заботится в его самом здоровом проявлении. Когда альфа чувствует потребность другого, уязвимость другого, слезы другого, альфа начинает заботиться, удовлетворять потребность, брать на себя ответственность за нее. Так и должно быть. Альфа должен брать на себя ответственность.
Таков его замысел. Проблема с этим заключается в том, что для того, чтобы проявить заботу, вы не должны быть защищены от чувства заботы и ответственности. Чтобы мозг побуждал нас к заботе, вы не можете позволить себе быть эмоционально десенсибилизированным. Вы должны быть легко тронуты. Вы должны чувствовать свою заботу, но забота подставляет вас под разочарование и боль.
Но для этого нужно иметь мягкое сердце. Если посмотреть на хулигана с этой точки зрения, то в нем есть две родительские динамики, ни одна из которых сама по себе не создает хулигана. С одной стороны, вы вынуждены доминировать, что, если смотреть с точки зрения теории привязанности, имеет отношение к привязанности. Это альфа-инстинкты. Это инстинкты командования, принятия на себя ответственности.
Но, опять же, цель этого - забота. Проблема в том, что если человек стал защищаться от заботы и ответственности, если он потерял свои чувства, если он больше не говорит, что мне не все равно, если он говорит, что мне все равно, что это не имеет значения, что угодно. В этом случае, поскольку они становятся защищенными от уязвимости, это приводит к аберрантному, девиантному альфа, к полному отклонению от того, что было задумано. Теперь этот человек, который защищается от заботы, но в режиме альфы, будет утверждать свое господство, используя уязвимость. Когда вы чувствуете слабость, вместо того чтобы прикрыть ее, когда вы чувствуете некоторую наготу, вместо того чтобы защитить достоинство, когда вы чувствуете слабое место, вместо того чтобы прикрыть его и защитить, вы двигаетесь, чтобы использовать его.
Вы инстинктивно двигаетесь, чтобы использовать его. Вы даже не знаете, почему вы это делаете. Я работал в учреждениях, где было полно хулиганов. Они понятия не имели, зачем они это делают, но любой признак слабости, любой признак унижения. Нет лучшего места для сексуального хулигана, простите, для задиры, чем сексуальная арена, потому что здесь все раскрыто и выставлено напоказ. Все дело в уязвимости и ранимости. И поэтому сексуальных хулиганов среди наших подростков становится все больше.
Те, кто чувствует, где можно опустить человека и как лучше опустить его, чем комментировать его сексуальность, фригидность или непривлекательность, или что бы это ни было, сексуальность. Это становится тем, что вы используете, пугая и запугивая, позоря и выставляя напоказ. И это становится способом, потому что теперь у вас есть совершенно новая площадка, и недавно мы стали свидетелями еще большего разоблачения в Интернете и того, к чему это привело на сексуальной арене. То есть это совершенно новая область разоблачения и позора. Кибербуллинг вращается вокруг сексуальности. Она вращается вокруг этой области через унижение, через смущение, через навязывание своего пути или противодействие своей воле. Так альфа-самцы навязывают свой путь, требуют почтения, служения, послушания.
Сексуальная арена - идеальная игровая площадка для булли. Дело в том, что внутри них нет ничего, что могло бы показаться им аморальным, что они поступают неправильно, что это само собой разумеется. Это инстинкты, которые свернули не туда. Это альфа-статус. Это альфа, который пошел не по плану. Это девиантная альфа. Мозг должен был двигаться через альфа-инстинкты, мы должны заботиться о нуждающихся, защищать их.
А теперь всё происходит наоборот. Эти дети автоматически сканируют окружающую среду в поисках любого повода для разоблачения, унижения, позора или стыда. И, конечно, сексуальная сфера изобилует всем этим. Поэтому буллинг в этой области процветает и используется в полной мере.
Буллинг в сексуальной сфере — это способ установить иерархию через сексуальное взаимодействие. Это происходит среди девушек: они устанавливают альфу, определяя, кто может общаться с тем или иным парнем, а кто нет. Если кто-то заговорил с парнем, с которым «не должен» был говорить, его наказывают, потому что альфа всегда наказывает — это его природа.
Точно так же и среди парней иерархия строится на том, у кого больше «очков», с кем он был и каким образом. Всё это связано с установлением иерархии. Определяется, кто имеет право на кого, кто может с кем разговаривать и так далее. Это одержимость подчинением, доминированием, покорностью, завоеванием. Это и есть суть альфа-поведения.
Их одержимость сосредоточена на сферах подчинения, доминирования, покорности и завоевания. Они не осознают тщетности попыток собрать то, что нельзя собрать. Здесь я использую выражение Шекспира — «изнасилование любви».
Они не ощущают бессмысленности этого. Они берут то, что может быть только даровано. Они требуют сексуального взаимодействия, требуют услуг, требуют всего этого. Но в сексуальной сфере всё должно быть даром.
Если это не дар, если человек сам не убирает преграду по своей воле, если нет приглашения, нет и удовлетворения. Но булли этого не понимает, потому что он слишком защищён от чувства тщетности. Нет слёз. Булли не плачет.
И потому нет осознания. Булли пытается «собрать» несобираемое, а самое уязвимое из несобираемого находится именно в сексуальной сфере. Булли одержимо фантазирует о доминировании. Но фантазия — это не приглашение.
Фантазия любого здорового человека в сексуальном взаимодействии — это приглашение. Подросток мечтает быть приглашённым, быть желанным, испытывать ответную инициативу. Фантазия заключается в приглашении.
Но у булли фантазия — это доминирование, навязывание своей воли другому, утверждение иерархии, возможность требовать подчинения, возможность заставлять подчиняться в сексуальной сфере.
Вот в чём дело. Хулиганы, с которыми я работал в тюремной системе, были склонны фантазировать об изнасиловании. Задумываешься, почему вообще кто-то может фантазировать об изнасиловании? Но для них это было выражением высшей формы доминирования, высшей попытки «собрать» несобираемое, крайней степени этого стремления.
В литературе мы находим, что женщины тоже иногда фантазируют об изнасиловании, но это совершенно другой вид фантазии. Когда женщины об этом фантазируют, дело не в самом насилии.
В их представлениях они были настолько желанны, настолько объектом страсти, что другой человек просто не мог сдержаться. Это воспринимается как высшая форма комплимента, но при этом фантазия остаётся лишь фантазией и, конечно, совершенно не соответствует реальности. В большинстве случаев у женщин она так и остаётся фантазией. Это совершенно иной вид воображаемого опыта.
Здесь тоже есть гендерное различие. Когда хулиган фантазирует об этом, его представление сосредоточено на принуждении, навязывании своей воли, установлении иерархии, получении подчинения — это совсем другой вид опыта.
Хулиган склонен к проекциям, к интерпретации происходящего так, будто жертва сама «просит об этом». Мы недавно столкнулись с одним случаем группового изнасилования, который стал вирусным — фотографии разошлись по интернету. И удивительно, сколько комментариев под этим были в духе: «Ну, она, наверное, сама этого хотела».
Что они имеют в виду? Это идеальная проекция хулигана, дразнилки, что его спровоцировали. Я не отвечаю за вас, но такова идея хулигана. Идея хулигана заключается в том, что когда вы видите уязвимость, когда вы видите 14 или 15-летнего подростка, который одевается очень вызывающе, если вы не хулиган, вы не будете двигаться, чтобы воспользоваться преимуществом, вы не увидите провокации, вы пойдете, чтобы прикрыться, чтобы не выставлять себя напоказ. Вы идете, чтобы иметь возможность перейти на их сторону, а хулиган идет сразу в противоположную сторону. Они заслуживают всего, что получают. Если есть потребность, то это их проблема, что они заслужили. Если есть обнажение, если есть слабость, если есть что-то, что можно сделать, задира считает само собой разумеющимся, что другие люди были бы глупы, если бы не воспользовались этим.
Это именно такое мышление. Это так глубоко, это так системно, и проблема в том, что это растет. Это происходит потому, что с ростом издевательств в нашем обществе растет и идея, что вы используете уязвимость других людей. Казанова был хулиганом. Он был интеллектуальным хулиганом, у него было много, много завоеваний, очень много завоеваний. Он был любовником, но в своих произведениях он очень часто заявлял, что стремится воспользоваться любой уязвимостью, которую может найти. Он стремился к этому. Он знал, как играть в эту игру, и полагал, что если он не сделает этого, то это сделают они. И поэтому для него было в порядке вещей использовать уязвимость, очаровывать или нет, но использовать в своих интересах.
Никакой заботы о защите, никаких забот о последующих разлуках и так далее. И вот эти проекции усиливаются. Проекция, оправдание сексуального взаимодействия исходят из психологии хулигана. Когда вы чувствуете уязвимость, потребность, и нет лучшего варианта, чем на сексуальной арене.
Когда вы чувствуете это и это становится возможностью для подвигов, вы утверждаете свое господство, используя уязвимость других. И поэтому фантазии об изнасиловании среди наших подростков и мужского населения, похоже, становятся все более распространенными. А вот у женщин издевательства часто происходят иначе, и, возможно, на этом мы закончим, уделив всего несколько минут рассказу о женском злодеянии, об альфа-самке. Итак, многие из наших сегодняшних злодеяний, если вникнуть в их реальную динамику, сопровождаются сексуальным буллингом. То есть сексуальный буллинг становится все более распространенным, приобретает характер эпидемии в подростковой культуре.
И сценарий Рене Верка - один из них. Это произошло некоторое время назад, это был молодой подросток из Виктории, Канада, в том районе, довольно наивный, довольно защищенный, не ожидавший неприятностей. Она была оторвана от взрослых отношений, очень, очень ориентирована на сверстников. Когда это случилось с ней, приемным ребенком, и она направила всю свою энергию привязанности на сверстников. И просто чтобы объяснить, знаете, в смысле психологического анализа современного вида злодеяния, и вида злодеяний, которых становится все больше. История начинается с того, что самка и группа самок, одна из которых в итоге ее убила, но группа самок - это альфа-самки в школе. И они метят свою территорию, как это обычно делают самки-подростки, альфа-самки, то есть.
Что они имеют в виду? Это идеальная проекция хулигана, булли — будто его «спровоцировали». «Я не несу за тебя ответственность» — вот главная идея хулигана. Его логика такова: если он видит уязвимость, например, 14-15-летнюю девушку, одетую провокационно, если ты не хулиган, ты не пользуешься ситуацией, ты не видишь в этом вызова. Ты стараешься защитить, прикрыть, поддержать. Но булли действует иначе: «Она заслужила то, что получила». Если была потребность — значит, это её проблема. Если была уязвимость, слабость — хулиган считает само собой разумеющимся, что любой разумный человек должен этим воспользоваться. Вот таково это мышление.
Оно глубоко укоренено, оно системное, и проблема в том, что оно становится всё более распространённым. Это растёт, потому что вместе с ростом буллинга в обществе усиливается и убеждение, что чужую уязвимость можно эксплуатировать.
Казанова был хулиганом. Да, интеллектуальным хулиганом, у него было множество «завоеваний». Он считался великим любовником, но в своих записях он открыто признавался, что сознательно использовал любую уязвимость, которую только мог найти. Он знал, как играть в эту игру, и исходил из предположения, что если он не сделает этого, то сделают другие. Поэтому для него эксплуатация чужой слабости была нормой. Очарование? Да. Но при этом манипуляция, лишённая заботы о защите другого или о последствиях разрыва. И такие проекции, такие оправдания сексуального насилия происходят из психологии хулигана. Когда человек чувствует чужую уязвимость, потребность — а сексуальная сфера насыщена этим — он воспринимает это как возможность для эксплуатации. Он утверждает своё доминирование, используя слабость других. Похоже, что фантазии об изнасиловании действительно растут среди подростков и мужчин.
У девушек буллинг часто проявляется иначе, и, возможно, на этом стоит остановиться, рассказав историю одного из женских преступлений, совершённого альфа-самкой. Многие современные жестокие преступления, если углубиться в их динамику, связаны с сексуальным буллингом. Этот вид насилия растёт, становится эпидемией среди подростков.
Один из примеров — случай Рины Верк. Это произошло уже некоторое время назад. Она была подростком из Виктории, Канада, довольно наивной, плохо защищённой, не способной распознать опасность. Она была оторвана от отношений со взрослыми и полностью зависела от своих сверстников. Будучи приёмным ребёнком, она вложила всю свою привязанность в ровесников. Это типичный психологический контекст для современных жестоких преступлений, число которых растёт.
История начинается с группы девушек, в которой главную роль играла альфа-самка школы. Эти девушки устанавливали свою территорию, как сегодня делают многие доминирующие подростки. Они помечали свою территорию, решая, с какими парнями другим девушкам нельзя общаться.
Рина Верк была, как говорится, слепа как летучая мышь. Она не понимала этих правил. Большинство подростков в школе знают, с кем лучше не разговаривать, чтобы не попасть в беду. Если парень «помечен», значит, к нему нельзя приближаться, нельзя переступать эту черту.
Рина Верк не могла этого понять. И вот она сидела за обедом не с теми, с кем надо, и дружила не с теми мальчиками в коридорах раздевалки. И альфа-самки решили преподать ей урок. Урок, который они собирались преподать ей без ее ведома, был очень, очень старым уроком, который альфа-самки использовали на протяжении веков, - это уродливый ритуал полета. А ритуал уродливого полета в данном случае заключается в том, чтобы поднести к волосам огарок, спичку и убрать волосы, которые в традиционные времена часто олицетворяли славу женщины и так далее.
И вот она просто-напросто спеленала свои волосы. Те из вас, кто знает эту историю, могут сказать, что ее занесло. Они устроили на нее засаду.
Это было очень легко сделать, потому что она была наивной, не ожидала беды. Они начали прижигать ее волосы, и это переросло в бандитский менталитет. В этом участвовал и мальчик. И наконец, избив ее, она еще жива, она спокойно куря сигарету, держала ее тело под водой, пока она не утонула. Суть истории в том, что все это происходило на сексуальной арене. Речь шла о сексуальных издевательствах. Речь шла об альфа-сексуальных самках. Теперь мы читаем эту историю и видим зверство.
Девушку убивают. Но мы не видим динамики, которая лежит в основе этого. Динамика сексуальности, которая сошла на нет. В итоге выясняется, что другие преступники также не были включены в правильные взрослые отношения. Их потребности в привязанности не были удовлетворены. Все это очень похоже на сценарий «Повелителя мух».
А потом мы получаем вот что. Был ли кто-нибудь подвергнут сексуальному насилию во время этого акта? Никакого изнасилования там не было. И если посмотреть на это, то никто, никакого полового акта не было.
Но чтобы понять происходящий сексуальный буллинг, нужно разобраться в динамике этих процессов. Сейчас мы всё чаще наблюдаем явления группового нападения, унижения, избиения красивых девушек и другие проявления жестокости. Всё это связано с подростковой сексуальностью, которая проявляется в незащищённой, незрелой форме.
Речь идёт о детях, которые, опять же, не встроены в здоровые привязанности со взрослыми, которые могли бы о них заботиться. Это всего лишь один пример анализа современной жестокости. Главная тема здесь — это подростковая уязвимость. Подростки проходят через период, когда они особенно уязвимы. Их сексуальность делает их ещё более уязвимыми. И часто эта уязвимость становится для них невыносимой.
Защитные механизмы меняют их отношение к сексуальности, делая её на вид бесстрашной, раскрепощённой, вызывающей. Но нам нужно смотреть глубже и понимать, что что-то идёт не так. Нашим подросткам нужно чувствовать свои раны, свою боль.
Им необходимо быть встроенными в контекст отношений со взрослыми, где они смогут справляться с болью и ранами, которые переживают, где они смогут проживать своё горе.
На этом заканчивается материал для этой сессии.