В
психоанализе истерическое расстройство личности понимается как состояние человека с
истерическим типом личности, находящимся на
пограничном уровне развития организации личности. Психоаналитики полагают, что человек с таким типом личности может находиться также на
невротическом (что соответствует
акцентуациям в отечественной психологии) и
психотическом уровне, но характерные для данного типа личностные особенности при этом будут сохраняться.
Считается, что в основе истерической организации личности лежит опора на
защитные механизмы «
вытеснения», «
сексуализации» и «
регрессии». Кроме того, такие люди часто могут прибегать к контрфобическому «
отыгрыванию» (то есть активному приближению пугающего события), что обычно связано с озабоченностью вымышленной властью и опасностью, исходящими от противоположного пола. Иначе говоря, истероид имеет повышенную склонность вытеснять из сознания (забывать) «неприемлемые» мысли и желания, причём «неприемлемыми» им считаются, в первую очередь, сексуальные желания. Истероиды часто очень сексуально-провокативны, но не осознают этой составляющей своего поведения и часто бывают глубоко шокированы, когда их действия воспринимаются как приглашение к сексу. Более того, если они уступают такому «неожиданному» предложению (как они иногда и поступают как для того, чтобы умиротворить пугающий сексуальный объект, так и для того, чтобы смягчить чувство вины за последствия своего поведения), то обычно не получают сексуального удовлетворения. Кроме того, такое согласие на, на самом деле, пугающий их секс, является и одним из проявлений контрфобического отыгрывания, о котором упоминалось выше.
Постоянная «рассеянная» тревожность истерических личностей интерпретируются как следствие большого количества подавляемых желаний, одновременно присутствующих в бессознательном. Аналогичным образом интерпретируются «
истерические конверсии» — как непосредственное выражение бессознательных конфликтов.
Наиболее распространённой причиной формирования истерической личности в психоанализе считается семья, в которой ребёнку так или иначе передаётся послание, что люди разного пола обладают не одинаковой ценностью и властью. Ребёнок усваивает как часть своего опыта, что его пол является его недостатком, и даже может быть опасен людям противоположного пола, но, через эту опасность, даёт ему определённую власть. Основы истерической личности формируются в период полового созревания, когда формирующаяся сексуальность девочки (или, реже, мальчика) отвергается: родитель противоположного пола становится всё более отстранённым, а родитель своего пола — всё более конкурирующим.
То, что от ребёнка требуют, чтобы он, с точки зрения сексуальности, оставался ребёнком, и ведут с ним себя соответствующе — закладывает в нём склонность к
регрессии. Необходимость сдерживать и скрывать свою сексуальность — формирует опору на
вытеснение. Наконец, то, какое сильное влияние могут оказывать на родителей проявления сексуальности — закладывает в ребёнке опору на
сексуализацию.
В представлениях истерической личности о мире обычно наличествует бессознательная гипотеза о слабости и низкой ценности своего пола и, в то же время, об опасности и силе пола противоположного. Жизнь такого человека зачастую оказывается организована вокруг попыток «захватить власть» над лицом противоположного пола и, одновременно, попыток избежать контактов с ним, так как оно кажется опасным и неконтролируемым.
Согласно
Кернбергу люди с истерическим расстройством личности:
- зачастую совершают совершенно неадекватный выбор партнера в личной жизни;
- обычно обладают «импрессионистским когнитивным стилем» — быстро ухватывают общую картину «грубыми мазками» и игнорируют детали, что может приводить к ошибкам.