?В терапии с пограничным пациентом основополагающим является с одной стороны вернуть ему его раздробленные и "разбросанные по свету", то есть
отчужденные "не-я" части и интегрировать их в "я", что выводит его к
возможности быть "я" отдельным от других, но не отчужденным от других.
Это одновременно существующий в психике процесс как бы происходящий на двух
уровнях сразу, и чем больше и яснее человеку его собственное "я", чем
больше он находит себя в себе, ограниченным психической "кожей", а не
раздробленным и распавшимся на осколки, тем больше появляется и
возможность быть собой с кем-то рядом, а не метаться от полного
абсолютного симбиотического слияния к полному тотальному отчуждению.
Пограничный пациент сначала пытается "пристроить" терапевта, равно как и других
людей в свое жизни, к себе вовнутрь, а потерпев неудачу, потому как вы
так или иначе снаружи, а не внутри, в гневе и разочаровании отвергает
другого, таким образом зацикливая процесс слияния-отвержения. Как
младенец живет к крайностях, все или ничего, пограничный, даже взрослый
человек, имея большую младенцескую неинтегрированную часть,
бессознательно перемещающается между разрозненными полюсами его личности
- все или ничего, слияние-изоляция, не обнаруживая возможности бытия я
рядом с другим. Можно представить насколько такой человек был лишен
возможности быть рядом с другим, насколько фрустрирована его первичная
человеческая потребность в самом бытии.
Редко, когда человек видит этот процесс как связный, где одно является
продолжением другого и все вместе представляет один психический процесс
слияние-изоляцию, Н. Шварц-Салант, к примеру называет его "полем
слияния". Но если это увидено - уже само по себе такое вИдение говорит о
глубокой работе, проделанной в направлении укрепления и развития своего
Я.