Ksenia
Фея
По пластичности мозга. Можно небольшое резюме сделать.
В детском возрасте мозг пластичен до такой степени, что его структуру и функцию меняет воздействие среды, не имея эмоциональной валентности, то есть научение в детском возрасте реактивное.
Во взрослом возрасте структура и функция мозга тоже могут меняться под воздействием среды, но очень избирательно при условии наличия повышенной активности разных нейромедиаторных систем. Коррелят активности ацетилхолиновой системы - повышенное внимание к стимулу, повышенная норадреналиновая трансмиссия сигнализирует о том, что стимул неожиданный, дофаминэргетическая система активна тогда, когда стимул сулит выгоду. Таким образом, если научение у ребенка происходит просто при предъявлении стимула, при небольшом раздражении нервной системы им, то у взрослого этот стимул либо должен сулить выгоду (повышенный дофамин), либо быть неожиданным (повышенный норадреналин), либо у него должна быть к нему повышенная внимательность (повышенный ацетилхолин).Как насчет серотонина? Есть противоречивые данные насчет его участия в нейропластичности, его роль уточняется.
Какой можно сделать практический вывод из этого? Если у ребенка амблиопия, то, чтобы его вылечить, достаточно изменить зрительную стимуляцию (натянуть повязку на здоровый глаз, вынудить смотреть ленивым). Если же взрослый страдает этой болезнью, то необходимо дополнительно к изменению зрительной стимуляции увеличить либо уровень ацетилхолина, либо дофамина, либо норадреналина. Это можно сделать медикаментозно, например донепезилом, ингибитором ацетилхолинэстеразы. Он увеличивает уровень ацетилхолина в мозгу. Но можно пойти другим путем. Есть исследования, которые показали, что если вынудить человека с амблиопией не просто смотреть ленивым глазом, а например, играть, смотря только им, в компьютерную игру, требующую внимания, несколько недель по нескольку часов, то это вылечит амблиопию. При игре в компьютерную игру увеличивается ацетилхолиновая (внимание) и дофаминовая (награда) нейротрансмиссия. Эти знания могут лучше понять и реабилитацию инсультников, важность обеспечения им положительной эмоциональной связи при достижении небольшого успеха, закрепляющей его.
Увеличения внимания, элементы неожиданности, награды должны быть и в психотерапии для изменений.
В детском возрасте мозг пластичен до такой степени, что его структуру и функцию меняет воздействие среды, не имея эмоциональной валентности, то есть научение в детском возрасте реактивное.
Во взрослом возрасте структура и функция мозга тоже могут меняться под воздействием среды, но очень избирательно при условии наличия повышенной активности разных нейромедиаторных систем. Коррелят активности ацетилхолиновой системы - повышенное внимание к стимулу, повышенная норадреналиновая трансмиссия сигнализирует о том, что стимул неожиданный, дофаминэргетическая система активна тогда, когда стимул сулит выгоду. Таким образом, если научение у ребенка происходит просто при предъявлении стимула, при небольшом раздражении нервной системы им, то у взрослого этот стимул либо должен сулить выгоду (повышенный дофамин), либо быть неожиданным (повышенный норадреналин), либо у него должна быть к нему повышенная внимательность (повышенный ацетилхолин).Как насчет серотонина? Есть противоречивые данные насчет его участия в нейропластичности, его роль уточняется.
Какой можно сделать практический вывод из этого? Если у ребенка амблиопия, то, чтобы его вылечить, достаточно изменить зрительную стимуляцию (натянуть повязку на здоровый глаз, вынудить смотреть ленивым). Если же взрослый страдает этой болезнью, то необходимо дополнительно к изменению зрительной стимуляции увеличить либо уровень ацетилхолина, либо дофамина, либо норадреналина. Это можно сделать медикаментозно, например донепезилом, ингибитором ацетилхолинэстеразы. Он увеличивает уровень ацетилхолина в мозгу. Но можно пойти другим путем. Есть исследования, которые показали, что если вынудить человека с амблиопией не просто смотреть ленивым глазом, а например, играть, смотря только им, в компьютерную игру, требующую внимания, несколько недель по нескольку часов, то это вылечит амблиопию. При игре в компьютерную игру увеличивается ацетилхолиновая (внимание) и дофаминовая (награда) нейротрансмиссия. Эти знания могут лучше понять и реабилитацию инсультников, важность обеспечения им положительной эмоциональной связи при достижении небольшого успеха, закрепляющей его.
Увеличения внимания, элементы неожиданности, награды должны быть и в психотерапии для изменений.
Последнее редактирование: