Мерценич пишет
" Our study indicates that the processes degrading GABAA inhibition and therefore enabling plasticity trade off against response reliability and stability, and indicates that this trade-off is subject to continuous fluctuation over the course of a lifetime."
То есть существует баланс между качеством работы мозга и его пластичностью. Чем больше пластичность, тем он држе работает, и чем лучше он работает, тем менее он пластичен. У мышей увеличили пластичность мозга, подвергая их "белому" шуму, но при этом, естественно, он просто разрушил функцию их звуковой коры. Зато мыши могли снова сформировать функциональность звуковой коры с нуля с такой же легкостью, как молодые мыши во время критического периода. По всей видимости, у людей флуктуация баланса между качеством работы мозга и его стабильностью происходит на протяжении всей жизни. Добавим немного шума - увеличили пластичность, удрдшили качество его работы. И никакие таблетки для открытия критических периодов, по всей видимости, не нужны. Нужен только шум. Кстати, Мерценич говорит, что антидепрессанты, многие другие таблетки, которые открывают критический период повышенной нейропластичности, как раз увеличивают шум, то есть уровень спонтанной активности мозга. Но также его увеличивает хронический стресс, хроническое недосыпание и прочее. Как ни странно, но эти все факторы увеличивают нейропластичность 🙂
И это объясняет, почему у мышей открывается критический период повышенной нейропластичности зрительной системы после их длительной визуальной депривации. В состоянии депривации нет никакой упорядоченной активности, только спонтанная - шум. То есть воздействие шума и депривация для мозга равнозначны.
И это объсняет, почему мозг аутиста развивается плохо. В силу генетической особенности, повышенной сенситивности ЦНС для аутиста обычная сенсорная стимуляция равнозначна шуму. А шум, как мы знаем, для мозга равнозначен депривации. Вот и получается, что аутисты как бы находятся в состоянии депривации, не только эмоциональной, но и сенсорной. Неудивительно, что в таких условиях не происходит развитие. Странно было бы ожидать от ребенка развития, помещенного в темную комнату, где нет звука, ничего.