Важно отметить, что эти пять черт – вовсе не какие-то тумблеры. Не бывает так, что в человеке полностью отсутствует то или иное качество. Скорее они подобны ручкам настройки, которые в каждом человеке выставлены на больший или меньший уровень. Однако даже тонкая регулировка этих параметров, происходящая в результате мельчайших изменений в тысячах генов, способна оказать поразительное влияние на нашу жизнь.
Взять, к примеру, доброжелательность. Представьте только, сколько раз мы взаимодействуем с окружающими каждую неделю и в скольких из этих контактов мы можем получить отказ того или иного рода. Эти «отказы» варьируются от заметных проявлений агрессии до тончайших интерпретаций тона или языка тела. От вашей настройки доброжелательности зависит, сколько из этих инцидентов вы осознаёте и как вы на них реагируете. Один человек просто пожмет плечами и решит, что это, наверное, к лучшему, тогда как другой очень разозлится, станет подозрительным и мстительным. Ну а третий и вовсе не обратит внимания на большинство конфронтаций, за исключением лишь явных. Просто у него иная сигнальная система.
У всех нас индивидуальные пороговые значения, при которых начинают звенеть наши колокольчики, и реагируем мы на их звон по-разному.
Из-за небольших отличий в миндалевидном теле вы можете гневно реагировать всего лишь на один из десяти воспринятых сигналов больше, чем человек, который слегка более доброжелателен, чем вы. Однако одного лишнего конфликта в неделю может оказаться достаточно, чтобы вы совсем иначе ощущали свою жизнь в целом. Скорее всего, за вами закрепится другая репутация на работе, а также среди друзей и близких. Вам могут стать присущи иные убеждения насчет природы людей, власти или вашей социальной сферы. Вероятно, что эта настройка повлияет и на ваше отношение к самому себе. Таким образом, небольшого нюанса, связанного с работой вашего мозга, может хватить, чтобы взять и бросить вас в совершенно другую жизнь.
Через процессы «социального воплощения» и «социального отбора» эти различия могут формировать для нас такую среду, которая будет дополнительно усиливать наши естественные склонности. Наши личности в значительной мере создают миры, в которых мы живем. Мы склонны общаться с теми, кто похож на нас; нас притягивают подходящие нам сообщества и формы занятости.
Пожалуй, не найти лучшего примера для иллюстрации этого процесса, чем монахи аббатства Пласкарден, и в частности отец Мартин, который, по-видимому, отчаянно нуждался в максимальной тишине и порядке и стал на удивление счастливым, когда обрел их. Наши личности также вызывают реакции в других людях с похожими темпераментами: ворчливость провоцирует ворчливость, а веселость вызывает ответную улыбку. Поскольку мы являемся в высшей степени социальными животными, наши миры характеризуются в первую очередь отношениями и взаимодействиями. Наши личности помогают задавать «текстуру» и «температуру» нашим социальным мирам. Повседневный опыт людей, живущих бок о бок с нами, порой оказывается совершенно непохожим на наш.
Эти социальные реакции, в свою очередь, влияют на то, что происходит с нами. Экстраверты действительно больше общаются и чаще получают приглашения на вечеринки, в результате чего возникает тенденция с положительной обратной связью. Ваша личность, словно попутный ветер, подталкивает мелкие ежедневные события в определенном направлении. Она также определяет широкий спектр значимых результатов в будущем: повышенный невротизм – серьезный прогностический фактор развода; нехватка добросовестности повышает риск смерти примерно на 30 %; экстраверсия увеличивает вероятность промискуитета. Более того, особенности личности сказываются даже на нашей внешности и обстановке, в которой мы живем. Ряд исследований показывает, что экстраверты сильнее размахивают руками при ходьбе; люди, открытые опыту, часто неряшливы, а невротики чаще носят темную одежду и развешивают в офисе постеры с мотивирующими цитатами.