Будем помнить, что скандал — аналог секса. Секс пытается вернуться в семью в форме скандала. С точки зрения анатомо-физиологической, во время скандала в организме происходит все то, что происходит при сексе. Там и учащение сердцебиения и дыхания, там и смена ритма, там и кульминация, и даже оргазм («всласть поскандалили!»). И, сбросив накопившееся эмоциональное напряжение, люди нередко после этого крепко засыпают. Особенно те, кто добился оргазма, т. е. высказал все, что хотел. Тот, кто высказаться не успел, может провести бессонную ночь. Утром он захочет продолжить этот разговор и тоже добиться «оргазма», но его удовлетворенный партнер нередко не понимает, о чем идет речь, ибо вырвавшиеся в пылу гнева слова вытесняются из сознания. И с психологической точки зрения скандал в семье часто более полноценен, чем секс, ибо проходит все 5 стадий. Вначале зреет недовольство друг другом (идеаторная стадия), но супруги решают немного потерпеть. Затем идет производственная стадия — довольно спокойное выяснение отношений на деловом уровне. Затем начинается «комсомольская» стадия в виде легких подкалывания типа «ты меня не понял», «я с тобой категорически не согласен». Сексуальная стадия, наконец, начинается с прямых оскорблений, нецензурных выражений, убийственных фраз, которые вскрывают самые глубокие гнойники и грехи партнеров, от которых те сами мучаются: «Правильно мне мама говорила, что нужно жениться на девственнице» (хотя после брака супруга никогда и ни с кем не имела никаких сексуальных дел, и муж старался обходить эту болезненную для жены тему). Или жена, которая недовольна тем, что муж мало зарабатывает, понимая, что напоминать об этом нельзя, в момент скандала может сказать что-то типа: «Мне все говорили, что ничего путного из тебя не выйдет. И как они оказались правы!» Действует это очень болезненно, ибо к постоянной боли присоединяется укол от самого близкого человека, который воспринимается как предательство. Там и постсексуальная стадия, которая проявляется когда торжеством, когда взаимными извинениями. А затем все начинается сначала. И хороший секс, и хороший скандал снимают эмоциональное напряжение и держат пары вместе. Но есть и существенная разница: хороший секс укрепляет здоровье и семью, «хороший» скандал разрушает и здоровье и семью.
Вы можете удивиться утверждению, что скандал нередко укрепляет семью. Как ни странно, но это факт. Постараюсь обосновать это положение. Общение — это очень сложный процесс. Если потребность в общении не удовлетворена, то возникает голод на общение. Различают следующие виды коммуникативного голода: голод на стимуляцию, голод на узнавание, голод на события, голод на достижения и голод на признание.Голод на стимуляцию проявляется просто желанием быть среди людей. Так, например, он заставляет человека, находящегося в командировке и пребывающего в своем отдельном номере со всеми удобствами, в том числе и с телевизором, выйти на улицу, зайти в бар или пойти в кино.
Голод на узнавание. После того как удовлетворен голод на стимуляцию, человек начинает испытывать голод на узнавание. Вспомните ту радость, которая охватывает вас, когда в незнакомом месте вы случайно встречаете знакомого, с которым вы в родном городе едва раскланивались. Вот что нас толкает на знакомства с новыми людьми, когда мы оказываемся далеко от дома, — желание испытать радость узнавания.Голод на события. Вспомните, какое оживление происходит с вами и вашей группой, когда в ней происходят события: защита диссертации, получение квартиры, «перепутывание» жен и мужей на банкетах по этому поводу. События дают повод для разговоров, сплетен, действий, помогают убить время. Но особенно оживляет общение, если вы в нем играете какую-нибудь (но лучше главную) роль, даже если вам и достается.Голод на достижения. Но нужны не просто события, нужны еще и достижения. Вот я написал книгу и опубликовал ее. Чем не событие, что еще нужно человеку? Оказывается, и этого мало. Нужно удовлетворить еще один вид коммуникативного голода.
Это голод на признание. Мне мало того, что я написал и опубликовал эту книгу. Мне еще нужно, чтобы вы ее признали. Вот я и старался, писал ее несколько лет, писал с муками, многое не удалось. И нет никаких гарантий, что вы ее признаете. Может быть, окажется, что она никому не нужна. Но если окажется, что не только я удовлетворен, но и вы, то это настоящий кайф, как говорит наша молодежь.
Так вот, секс является одним из лучших, быстрых, приятных и конструктивных способов удовлетворения всех форм коммуникативного голода. Кроме того, он как бы способствует возникновению следующего сексуального эдрода. Кстати, следующий эдрод возникает быстрее, чем первое сексуальное общение. Именно в скорости и приятности его преимущество перед производственным общением, во всем остальном преимущество у производства. А когда сексуальное общение и какая-то часть производственного связаны с одним и тем же лицом, разве тогда они не дополняют друг друга? Вот почему производственный секс всегда победит семейный, если в семье между сексуальными партнерами нет производственных отношений.
Как только утихают скандалы в семье, а секс не наладился, значит, кто-то из сексуальных партнеров занялся сексом на стороне. Если это секс с проституткой или жиголо, то семья какое-то время может продержаться, если на производстве — семья стоит под угрозой быстрого разрушения. Но и первый вариант тоже опасен для семьи, особенно если мужчина не закомплексован устаревшими морально-этическими нормами.
Итак, скандал также удовлетворяет все формы коммуникативного голода. Он может протекать даже динамичнее, чем секс, но уступает ему по таким параметрам, как приятность и конструктивность. В остальном — полное совпадение. Кстати, поругаться, как и заняться сексом, во второй раз значительно легче. Пресексуальная стадия в скандале сокращается до минимума, и сразу начинаются энергичные фрикции, нередко с использованием нецензурных выражений. Поэтому следует иметь в виду, что если уже был один скандал, возникновение нового неизбежно, если, конечно, в структуре личности не произошло существенных изменений.
....