"Часть первая. Психологическая
Внутреннее понимание справедливости само по себе достаточно дискуссионно и, зачастую, субъективно. По сути, это представляемая правильной картина мира.
А жалость к себе - это и вовсе парадоксальное, химерное чувство: оно как бы и есть, но его как бы и не может существовать у здорового человека.
Как водится, начнем с определений.
Жалость к себе (также саможаление) — эмоция жалости, испытываемая к самому себе.
Жалость к себе обычно вызывается стрессом, сопровождается чувствами грусти и несправедливости, характеризуется завистью к тем, кому «больше повезло» (типичные вопросы «внутреннего монолога» — «почему я?», «чем я это заслужил?»).
В древнегреческом языке слова, которое обозначает жалость к себе, не было. Вероятно, античные греки рассматривали жалость как эмоцию, которая требовала двух лиц, жалеющего и жалеемого. Стоики утверждали, что жалость и зависть образуют пару: жалость проявляется при виде незаслуженного страдания, а зависть — при виде незаслуженного счастья. Согласно такой теории, как невозможно самому себе завидовать, так и невозможно было самому себя жалеть.
Римляне в целом считали раздвоение личности, свойственное саможалению, признаком женственности, неподобающим мужчине.
Таким образом, древние считали, что жалость к себе противоестественна и свойственна не совсем здоровым людям с раздвоением личности и расщеплением сознания.
Здоровую эмоцию же, связанную с осознанием несчастья близкого человека, Аристотель называл «состраданием», которое можно испытывать в т.ч. и к себе.
Сострадание, в отличии от жаления, делает упор на участие и сочувствие, а не на "несправедливость" происходящего.
Разобравшись с определениями, прикусим поудобнее мундштук и попытаемся описать психологический механизм жалости к себе.
Происходит событие => личность оценивает это событие, как негативное => личность оценивает это негативное для себя событие, как незаслуженное и несправедливое по отношению к себе => при этом личность считает себя неспособной изменить внешнее положение дел => появляется чувство саможаления.
Условно, из трёх претендентов на повышение начальник выбрал не меня: событие => я
расплакался вспомнил, сколько всего сделал для этих неблагодарных эксплуататоров и, вообще, отдал лучшие годы жизни, и вспомнил, сколько лет ещё платить кредит за машину и прибавка к зарплате точно бы не помешала
(снова расплакался): негативная оценка => да как они могли выбрать какого-то дуболома и дуралея, а не прекрасного и умного меня?: оценка события, как "несправедливого" => расплакался: жалость к себе.
Пытливый читатель, конечно, заметил, что для работы вышеописанного механизма нужна личность с достаточно высоким мнением о своих достоинствах.
Таких у нас как грязи за баней. Событие внешнего мира чаще всего не имеет окраски, а "негативным" или "несправедливым" оно становится в голове конкретного человека после преломления через призму ожиданий и мнений о том, каким мир
должен быть (т.е. личного представления о справедливости).
Таким образом, с одной стороны, личность имеет высокое мнение о себе и раздутые амбиции, а, с другой, считает себя жертвой внешнего мира, заведомо слабой и неспособной изменить обстоятельства. Т.е. мы опять приходим к шизофренически расщелённому сознанию и раздвоению личности.
К чему может привести жалость к себе? Какие последствия погружения в море саможаления? Как проецируется саможаление на других и на внешний мир?
Во-первых, в отличии от сострадания, заботы или желания помочь жалость к себе не требует никаких(!) собственных действий. В этом плане чувство не подразумевает продолжений в реальном мире, т.к. жалеющий и жалеемый - одно и то же лицо, то саможаление зацикленно на себе и в некотором роде самодостаточно.
Во-вторых, жалость к себе зиждется на чувстве собственной правоты. Причём, обозначенная выше
личностная оценка несправедливости (я считаю это незаслуженным) подменяется всеобщей позицией (это несправедливо! это неправильно! так не должно быть!) т.е. частное мнение одной личности возводится на уровень всеобщего закона мироздания.
В-третьих, подразумевается полное снятие какой-либо ответственности за происходящее. Это не мои действия или бездействие привели к нынешней ситуации! Я - жертва внешних сил! Я делал всё возможное, но клятые обстоятельства и происки врагов сложились против меня! Жертва не может быть ни в чём виновата!
В этом плане в играх, в которые играют люди, как в психбольнице - главное: первым надеть на себя халат жертвы.
Смесь трёх указанных выше компонентов уже создаёт пьянящий коктейль: ты прав! окружающий мир несправедлив по отношению к тебе! ты - жертва обстоятельств! но тебе ничего не требуется делать! это мир должен измениться, признать твою ценность и восстановить справедливость!
При этом, если жалеемый считает, что он ничего сделать не может, то к другим выставляются, наоборот, завышенные требования: и чтобы признали правоту и обоснованность претензий, и чтобы
другие что-то сделали (список прилагается) для устранения несправедливости.
Очевидно, таким коктейлем можно упиваться годами и десятилетиями, купаясь и обмазываясь собственной непогрешимостью и виной окружающих перед тобой. Вполне самодостаточное чувство, дающее сладкое ощущение своего величия и не требующее изменения собственных действий и образа жизни.
Но всё меняется, когда в коктейль добавляют четвёртый компонент: внешний источник несчастий.
Когда на сцене появляется
виноватый, то жалость к себе сменяется праведным гневом.
Оказывается, у несчастий и несправедливостей по отношению к личности есть источник! И теперь нужно не весь мир изменить, а убрать этот источник и тогда всё наладится и справедливость будет восстановлена!
По сути, гнев - это форма агрессии к реальности и направленное желание уничтожить объект, который делает реальность "неправильной". Обычно, в обществе проявления агрессии, ненависти и гнева не поощряются и в детстве жёстко подавляются родителями, культурой и школой в ребёнке. Но задавленная агрессия никуда не девается сама по себе и требует выхода. Каким он будет: комплексы и неврозы или сублимация - другой вопрос, но, в целом, сила хочет воплощения и потенциал будет искать способ реализации.
В случае
праведного гнева выход агрессии представляется не просто обоснованным и допустимым, а даже необходимым восстановлением справедливости, одобряемым обществом, правильным и поощряемым. Короче, праведным.
И по отношению к виновнику допустимы любое поведение и любое наказание. Только жертва может судить о том, какое искупление виновником перед ней своей вины будет достаточным.
Но мы-то знаем, что для настоящей и патентованной жертвы никакое искупление виновником не будет достаточным, ведь, если искупление состоялось в полной мере, то жертва теряет своё право на жалость к себе и праведный гнев. А этот коктейль эмоций трудно заменить чем-то похожим по вкусу.
В таких случаях действует правило: люди из множества дорог, обычно, выбирают путь к лучшим для себя ощущениям.
Так что жертва будет поддерживать свои страдания сколь угодно долго, если они компенсируются чувством правоты, снятием ответственности или общественным одобрением.
Жертва получает моральное превосходство над виновником своих несчастий, но делать по-прежнему, естественно, ничего не собирается. Она требует от
других восстановления справедливости. И не просто восстановления того, как (по мнению жертвы) должно быть… а обязательного наказания виновника.
И имея за спиной поддержку общества, жертва одобрит
любое преступление по отношению к виновнику. Любое. Это же ради восстановления справедливости! Это же всё ради правильного мироустройства! Это не зависть и не агрессия - это другое! Понимать надо!
Можно сказать, чувство жалости к себе снимает ответственность и даёт оправдание своего нынешнего положения, а праведный гнев даёт отпущение всех будущих грехов.
Получая поддержку общества, власть над виновным и возможность безнаказанно воплощать свою волю, вчерашняя слабая и полная жалости к себе жертва становится безжалостной к другим.
Собственно, это главное, что нужно понимать о профессиональных жертвах. Они могут годами испытывать жалость к себе, по сути, мучая себя негативными чувствами и причиняя себе страдания. А когда ситуация меняется и Жертва получает власть, то она с готовностью меняет объект причинения страданий и становится палачом. Тот, кто мучает себя, будет готов мучать и других.
В психологии Жертва - это всегда скрытый Палач.
Итак,
резюмируем психологическую подоплёку игры в жалость к себе и праведный гнев.
Своё представление о мире (как он должен быть устроен) личность называет справедливостью.
Сочетание внутренне осознаваемой слабости (неуверенность в себе) и завышенных амбиций (я достоин лучшего (но это не точно)) создаёт агрессию.
Когда внешний мир не соответствует желаемой картине (так должно быть!), то подавленная агрессия направляется внутрь, маскируясь под жалость к себе и страдания о несправедливом устройстве мира. Что характерно, жертва отрицает свою вину в собственных бедах и снимает лично с себя всякую ответственность за происходящее. Жертва не может быть виновата!
При этом, жалость к себе самодостаточна и не требует действий по изменению ситуации, но это не мешает жертве ожидать (и даже требовать!) от других решения её проблем.
Если же появляется социально одобряемый и безнаказанный внешний выход для агрессии (виновник несправедливости), то жалость к себе превращается в праведный гнев. Внутренние комплексы оправдывают любые страдания виновника и любое его наказание. Жертве дозволительно и можно всё!
Жалость к себе становится безжалостностью к другим. Жертва превращается в Палача"
...не моё, форумное, очевидно..
Имхо
🙂