"Наш город промышленный, поэтому в кабинете труда у нас стояли три токарных станка, два фрезерных, один сверлильный, полтора десятка оборудованных рабочих мест – тиски и набор инструментов. Я гуманитарий, но я умею работать на токарном и фрезерном станке. Да, плохо, я гуманитарий, но умею. Умею пользоваться топором, напильником, рашпилем, пилой, рубанком, умею мелкий бытовой ремонт. Плохо, но умею. Потому что меня никто не спрашивал, меня просто научили.
В СССР было понятие ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. То есть, гуманитарий умел решать интегралы и логарифмы, тригонометрические уравнения, делил и умножал двузначные числа в уме. Не очень хорошо, но умел. А технари знали мировую классическую литературу, красиво писали, знали историю и ключевых художников, их картины. Ключевых поэтов и их произведения. Не очень хорошо, но знали. Вы же видели в интернете мемчик, что в СССР гуманитарий это тот, кто умел стихи писать, картины создавать, знал литературу и историю, а в РФ гуманитарий это тот, кто таблицу умножения забыл. Так вот я, гуманитарий, на биохиме в своей группе был одним из двух человек, кто мгновенно считал мантиссы и таблицы Брадиса были моей настольной книгой, лежали рядом с художественной литературой. Остальные у нас списывали.
Кружки были по всему городу, на каждой улице. Иногда это была обычная квартира в жилом доме, в которой вместо мебели стояли столы и стулья, шкафы, и дети занимались. Чем? Всем. Кружки были на любой вкус от рисования до моделирования. У нас было четыре Дворца Культуры. В каждом работали разные кружки, показывали кино, устраивали танцы, показывали представления. Почему целых четыре? Один городской, а три построены заводами. У нас было два бассейна – один городской, большой, второй в два раза меньше, от завода. При каждом бассейне целый спортивный комплекс. Один ледовый дворец, самые крутые мальчики занимались хоккеем. Одна база юных техников. Один большой спортивный комплекс от города. Музыкальная школа.
И всё это бесплатно. Никто бы не понял, если бы за занятия в кружках надо было платить. В смысле?!!! Это наш город, это наш дом. Вы же не платите никому, когда в своём доме снимаете с полки книгу, чтобы почитать. Все знали с раннего детства, что город и заводы содержат кружки, это наше общее советское хозяйство. Заниматься спортом – бесплатно, учиться музыке – бесплатно, и так далее по списку. Мы дети, нам это положено, всё лучшее – детям, наши родители работают на заводе, а завод построил для нас город.
И мы гуляли без страха. Да, мы знали, что есть бандиты. Но мы знали, что если нас кто-то тронет, то он может спрятаться в любом месте нашего необъятного СССР, и ему это не поможет – найдут и расстреляют. Смертная казнь очень хороший аргумент. И нас учили, что буржуины ужесточают наказания за преступления, а мы, советские люди, отталкиваемся от другого принципа – закон один для всех и наказание неминуемо. Не жестокость наказания заставляет горячие головы охладиться, а осознание его неизбежности вне зависимости от строгости. Если 15 суток, значит, 15 суток, если расстрел, значит, расстрел. Ребёнка трогать нельзя. Мы лазали в такие дебри, что сейчас, оглядываясь назад, мне немного не по себе. А тогда мы не понимали, в чём проблема. Никто нас не тронет, даже без свидетелей в глухих местах. Нам грозила смерть лишь от собственной глупости. И поверьте, мы её проявляли от души! Синяки, царапины, порезы, шишки, разбитые носы и губы, переломы и ушибы – и это мы ещё не считаем травмы от драк.
Но при этом нарожон мы не лезли. Парень, который залез бы на электричку, чтобы показать свою крутость, стал бы посмешищем. Это же глупо. Вот на радиовышку метров восемьдесят взобраться, вот это дело. И сфотографировать город с высоты птичьего полёта"
...в общем так и было, по моему детству, с поправкой на разные города. Кобулети, например, не промышленный. Но там была моя любимая коллективная радиостанция, и в кабинете физике были ключи для радиокружка🙂
Может другие тоже были, но я в один ходил. И в библиотеки, разные🙂
Куда пускали меня тогда 🙂