dok34.ru
Moderator
""Я дико боюсь математику, даже думать не могу на уроке. Пелена. И только страх, что к доске вызовут. У доски я вообще забываю всё, даже если знаю, хотя я не очень знаю".
Нагромождение дробей, обыкновенные на десятичных – пример из математического кошмара. Кто придумывает такие конструкции?! У составителей учебника есть дети вообще?!"
"Пожалуйста, только не алгебру! Давайте русским позанимаемся, а то сейчас опять не решу, весь день настроение плохое будет..."
Математика – обитель страха. Вырасту, рожу детей и добьюсь, что у них математики не будет в школе. Я их вообще в школу не отдам".
Всё это приходится выслушивать репетитору на начальной стадии обучения, когда перепуганные ребятишки пытаются одолеть дроби, отрицательные числа, преобразование выражений... Иногда логарифмы и производные (но это реже бывает. Хотя бывает.)
Обратила внимание, что предметы, не связанные с вычислениями, такого отторжения не вызывают. Русского не боятся, потому что на нём разговаривают. Биологии не боятся, потому что у всех дома есть кошки, собаки и цветы. Истории тоже не боятся, даже интересно порой послушать, как там короли с королевами жили, как там всё было устроено (со слов семиклассника).
И вот математика для многих учеников – тёмный лес. И корень зла как раз в слове "тёмный".
Мы с детства боимся темноты. Почему? На генетическом уровне. Когда не было электричества, наши пращуры, не добыв огня (может, забыли разжечь, или прощёлкали, и он погас), сиротливо прижимались друг к другу, с опаской вглядываясь в кромешную доисторическую ночь. Что там? Саблезубый тигр, уже наметивший себе жертву посытнее? Мамонт, выставивший хобот-ловушку?! Злобные соседи, облюбовавшие родную пещеру под свои нужды?!
Что там в темноте?!
Но у нас же современное общество! Никто никого не ест за неправильные ответы! Ну мама немножко поругает, или гаджет на неделю отнимут, или тройку в четверти поставят. Не фатально, согласитесь.
Тогда почему такое отторжение? Чего конкретно боится ребёнок, когда речь идёт о математике?
Собственной несостоятельности. Неоднократно сталкивалась именно с этим выводом.
Ребёнок для себя является центром мироздания. Всё и вся крутится вокруг его "Я". Эгоцентризм. Это норма. "Я" самое умное, "Я" самое быстрое, "Я" лучше всех прыгает и рисует, танцует и лепит. И до школы, пока не наступает оценивание действий, "Я" ребёнка комфортно себя чувствует.
Когда начинается школа, начинается оценивание. "Я" страдает и мучается.
"Как это я получил плохую оценку? Я же лучше всех прыгаю, леплю, плюю дальше всех, на дерево залезаю быстрее всех во дворе, я лучший! Как мне тройка? Почему мне тройка?! Я что, плохой?"
(С изумлённых слов второклассника.)
И, к сожалению, математика выступает эдаким индикатором несоответствия. Она требует умственных усилий, не свойственных привычному укладу действий. На математике надо думать и понимать.
А рецепта, как правильно думать и как эффективно понимать, не существует!
Вот чтобы хорошо и красиво писать, надо тренировать руку. Тут понятно и предметно. Писать не нравится, но как добиться красивого почерка, понятно.
А как два плюс девять делать? Ничего тут нет понятного!
"Я что, как попугай, должен повторять?! Сколько раз?! Десять?! Мне каждый раз плохо внутри головы, когда я считаю! Как будто там шевелится что-то! Как будто горячо в голове! И глаза вращаются! И лоб морщится! Я устану! Я не хочу!"
(С возмущённых слов этого же второклассника, который, сам того не подозревая, прекрасно и точно описывает процесс выработки навыка устного счёта.)
Почему ребёнку не нравится? Тут тоже более-менее понятно. Напрягаться никому не нравится. И если начинать тренировать извилины только во втором классе, то это уже тяжеловато. Надо раньше приступать, потому что мозг костенеет быстро. Вязнет он без умственной нагрузки.
Сейчас сяду на любимого конька про формирование навыка и унесусь от темы. Вернёмся к "Я".
Когда "Я" ребёнка впервые сталкивается с несостоятельностью, то в случае, если нет помощи от учителя, от родителей, от братьев/сестёр (или от репетиторов), неприязнь к предмету закрепится надолго. Может быть, навсегда.
И школьнику всегда будет на математике темно и страшно.
Он будет интуитивно держаться от этого предмета подальше, не желая повторять негативный и унизительный опыт несостоятельности любимого "Я". Однако, так как предмет обязателен в школе, негативный опыт неминуемо будет повторяться. Круг замкнётся, и предмет превратится в "обитель страха". И "Я" обрастёт дополнительными комплексами неполноценности, которые, в свою очередь, раскинутся ветвями на другие предметы и на другие сферы деятельности школьника.
Так и рождаются середнячки.
Вот почему важно внимательно следить за первыми годами сотрудничества ребёнка и математики. Чтобы:
1. Не допустить провала.
2. Не дать закрепить провал, если уже всё случилось.
3. Сгладить, помочь и перевести в смех.
Ведь страх можно победить только позитивом, улыбкой, шуткой и оптимизмом, а не руганью, угрозами, шантажом и отъёмом любимых вещей.
И уверенностью."
...не моё, но с сексуальной...темнотой - имхо так же.
Нагромождение дробей, обыкновенные на десятичных – пример из математического кошмара. Кто придумывает такие конструкции?! У составителей учебника есть дети вообще?!"
"Пожалуйста, только не алгебру! Давайте русским позанимаемся, а то сейчас опять не решу, весь день настроение плохое будет..."
Математика – обитель страха. Вырасту, рожу детей и добьюсь, что у них математики не будет в школе. Я их вообще в школу не отдам".
Всё это приходится выслушивать репетитору на начальной стадии обучения, когда перепуганные ребятишки пытаются одолеть дроби, отрицательные числа, преобразование выражений... Иногда логарифмы и производные (но это реже бывает. Хотя бывает.)
Обратила внимание, что предметы, не связанные с вычислениями, такого отторжения не вызывают. Русского не боятся, потому что на нём разговаривают. Биологии не боятся, потому что у всех дома есть кошки, собаки и цветы. Истории тоже не боятся, даже интересно порой послушать, как там короли с королевами жили, как там всё было устроено (со слов семиклассника).
И вот математика для многих учеников – тёмный лес. И корень зла как раз в слове "тёмный".
Мы с детства боимся темноты. Почему? На генетическом уровне. Когда не было электричества, наши пращуры, не добыв огня (может, забыли разжечь, или прощёлкали, и он погас), сиротливо прижимались друг к другу, с опаской вглядываясь в кромешную доисторическую ночь. Что там? Саблезубый тигр, уже наметивший себе жертву посытнее? Мамонт, выставивший хобот-ловушку?! Злобные соседи, облюбовавшие родную пещеру под свои нужды?!
Что там в темноте?!
Но у нас же современное общество! Никто никого не ест за неправильные ответы! Ну мама немножко поругает, или гаджет на неделю отнимут, или тройку в четверти поставят. Не фатально, согласитесь.
Тогда почему такое отторжение? Чего конкретно боится ребёнок, когда речь идёт о математике?
Собственной несостоятельности. Неоднократно сталкивалась именно с этим выводом.
Ребёнок для себя является центром мироздания. Всё и вся крутится вокруг его "Я". Эгоцентризм. Это норма. "Я" самое умное, "Я" самое быстрое, "Я" лучше всех прыгает и рисует, танцует и лепит. И до школы, пока не наступает оценивание действий, "Я" ребёнка комфортно себя чувствует.
Когда начинается школа, начинается оценивание. "Я" страдает и мучается.
"Как это я получил плохую оценку? Я же лучше всех прыгаю, леплю, плюю дальше всех, на дерево залезаю быстрее всех во дворе, я лучший! Как мне тройка? Почему мне тройка?! Я что, плохой?"
(С изумлённых слов второклассника.)
И, к сожалению, математика выступает эдаким индикатором несоответствия. Она требует умственных усилий, не свойственных привычному укладу действий. На математике надо думать и понимать.
А рецепта, как правильно думать и как эффективно понимать, не существует!
Вот чтобы хорошо и красиво писать, надо тренировать руку. Тут понятно и предметно. Писать не нравится, но как добиться красивого почерка, понятно.
А как два плюс девять делать? Ничего тут нет понятного!
"Я что, как попугай, должен повторять?! Сколько раз?! Десять?! Мне каждый раз плохо внутри головы, когда я считаю! Как будто там шевелится что-то! Как будто горячо в голове! И глаза вращаются! И лоб морщится! Я устану! Я не хочу!"
(С возмущённых слов этого же второклассника, который, сам того не подозревая, прекрасно и точно описывает процесс выработки навыка устного счёта.)
Почему ребёнку не нравится? Тут тоже более-менее понятно. Напрягаться никому не нравится. И если начинать тренировать извилины только во втором классе, то это уже тяжеловато. Надо раньше приступать, потому что мозг костенеет быстро. Вязнет он без умственной нагрузки.
Сейчас сяду на любимого конька про формирование навыка и унесусь от темы. Вернёмся к "Я".
Когда "Я" ребёнка впервые сталкивается с несостоятельностью, то в случае, если нет помощи от учителя, от родителей, от братьев/сестёр (или от репетиторов), неприязнь к предмету закрепится надолго. Может быть, навсегда.
И школьнику всегда будет на математике темно и страшно.
Он будет интуитивно держаться от этого предмета подальше, не желая повторять негативный и унизительный опыт несостоятельности любимого "Я". Однако, так как предмет обязателен в школе, негативный опыт неминуемо будет повторяться. Круг замкнётся, и предмет превратится в "обитель страха". И "Я" обрастёт дополнительными комплексами неполноценности, которые, в свою очередь, раскинутся ветвями на другие предметы и на другие сферы деятельности школьника.
Так и рождаются середнячки.
Вот почему важно внимательно следить за первыми годами сотрудничества ребёнка и математики. Чтобы:
1. Не допустить провала.
2. Не дать закрепить провал, если уже всё случилось.
3. Сгладить, помочь и перевести в смех.
Ведь страх можно победить только позитивом, улыбкой, шуткой и оптимизмом, а не руганью, угрозами, шантажом и отъёмом любимых вещей.
И уверенностью."
...не моё, но с сексуальной...темнотой - имхо так же.