"Начну уже по обыкновению с определения, что разумная жизнь человека проявляется в двух состояниях: наблюдение и управление. Баланс проявления потребностей человека в том или ином состоянии у всех разный. Кто-то более склонен отрешенно созерцать, этакие теоретики или духовники, кто-то наоборот не подымая головы, чтобы оглядеться, стремится к каким-то целям, этакие прагматики, трудоголики.
Режим наблюдения
Существует потребность человека к получению эстетического удовольствия от созерцания природной красоты, произведений искусств, также любознательный интерес к пониманию устройства вещей и явлений, таким образом возникает процесс познания и формируется мировоззрение, обогащается внутренний мир. В этом плане свободой считается возможность находиться в состоянии наблюдателя по фактической потребности. Что же может помешать человеку находиться в этом состоянии и лишить его свободы в этом плане? Факторы делятся на внутренние и внешние.
Внутренние
Организм человека постоянно нуждается в тех или иных ресурсах, его надо подпитывать. И это будет выбивать человека из состояния наблюдения и познания, переводить в состояние управления и достижения целей: удовлетворение потребностей организма. Если организм болен или наркотически зависим, то это тоже практически обнулит или очень сильно сократит возможности человека к наблюдению и познанию, а значит лишит его такой свободы. Эмоциональный фон также важен, так как сильные и неадекватные моменту эмоции могут затуманить рассудок и свести к минимуму возможности восприятия информации при наблюдении. Таким образом, чтобы иметь свободу по внутренним факторам, нужно поддерживать культуру здоровья тела, ровный эмоциональный фон, и режим питания, который позволит иметь бОльшие периоды свободы для наблюдения. Так мы выходим на первый принцип определения свободы: свобода в какой-то одной области человека строится на ограничении свободы в другой его части"...