Не буду заводить новую тему, но пожалуй иногда буду скидывать сюда примеры из детской терапии, которые иногда проверяю для английских супервизий моей подруги. Она разрешила мне это делать с некоторой цензурой и заменой имен.
Мне пришла в голову эта мысль потому что вот этот простенький файлик меня прилично всколыхнул.
Я увидела в нем.. очень много надежды. Очень много пластичности, надежды на то, что все еще можно починить..
Тяжелая ситуация, ребенок в шесть лет уже запирается от родителей и живет на содержимое своей копилки.. в терапию они приходят, когда не действует уже ничего, даже запреты, и родителям страшно, что дело кончится полицией и воровством.
Вот ее описание первых двух встреч.
Самые простые вещи, они только знакомятся.. и удивительно, что уже после первой встречи (еще без мальчика) начинают происходить ощутимые изменения. В этих встречах не было никаких готовых ответов, нет объяснений и теории, но то что она делает уже на второй неделе, оказывается, дает плоды, возвращает немного способности к контакту в эту семью..
Знаю что многие тут могут (или смогут) узнать себя, так что если эта работа (супервизия) будет продолжаться и будет отзываться у меня, буду иногда, вероятно, что-то постить.. а пока что просто вот, случай из жизни. Интересный, достаточно радикальный.
о работе детского психолога простыми словами
Cессия 1 (встреча с родителями)
Мальчик «Петя», возраст начальной школы
[hide]Меня нашла мама мальчика. Сказала, что у нее есть сын и целый клубок проблем с его воспитанием, так что они с мужем решили обратиться к психологу, чтобы понять что делать. Мы договорились сначала встретиться без мальчика.
Они вошли, я немного рассказала о себе и своих методах, попросила описать что за “клубок” привел их ко мне.
Мать была в большом возбуждении и сразу начала выкладывать: он украл деньги из отцовского кошелька. Мы боимся, что если начнем прятать наши кошельки, то он начнет воровать в школе. Мы боимся что дело дойдет до полиции, это ужасно, только подумать “наш мальчик - вор”..
- А что он сделал с этими деньгами? – спросила я.
- Купил газировку и чипсы, на которые у него аллергия. Без разрешения сбежал из школы в магазин. Страшно, что мы потеряем контроль над ним, это становится опасным.
Тут отец добавляет: “Он не пил газировку, они с мальчишками растворяли в ней Ментос.
Мать: “Я нашла чек у него в кармане случайно.. и он заорал “Накажи меня! Запрети мне телевизор навсегда!”
Часто он извиняется перед родителями в письменной форме.
Они запрещали ему все: телевизор, компьютер, сладкое. Они говорили, что не знают как еще можно на него повлиять. Кроме того, у него плохое зрение, так что врачи запретили телевизор и компьютер.. и она боится, что станет држе. У нее тоже плохое зрение, так что она начинает сравнивать, говорит ему о вреде сладкого и телевизора, говорит что тоже отказывается от сладкого и алкоголя. Спрашиваю, а что думает отец? “Отец разрешает себе и пиво и сладкое”, говорит отец.
Тогда, замечаю я, у ребенка формируются двойные стандарты.
Он нарушает все запреты, когда их нет дома. Не хочет делать домашку, спорит как ее делать правильно, мама заставляет его переделывать начисто.. Он устает и не может закончить.
Спрашиваю, как обстояли дела с наказаниями в их детстве. Мать говорит, что ее наказывали часто в т.ч. физически, отец бил ремнем. Теперь у них прекрасные отношения, так что она верит что это хорошая модель воспитания, хотя не уверена что права.. Спрашиваю отца, он не помнит, чтобы его наказывали. Спрашиваю кто еще сейчас занимается мальчиком. Мать много работает и почти не проводит времяни дома, отец занят домом, но не особо справляется, по ее мнению. С ними живет бабушка, но она с мальчиком только играет, не воспитывает. Я уточняю – что значит воспитывать? Может быть игра тоже воспитание?
Спрашиваю, какие игры он любит. Отец рассказывает, что на днях он играл в “собачку в коробке”, прятался и выпрыгивал оттуда. Я спросила, что отец в этом видит. Отец считал, что мальчик просто валял дурака. А я вспомнила выражение “Какая радость когда тебя ищут, и какая катастрофа – остаться не найденным!” (Винникот). Поделилась с родителями, добавила, как важно понять символическое значение такой игры – почему ребенок прячется в коробке, почему крадет деньги и т.п. Это одна из целей нашей терапии. Поделилась с ними своим видением игры с коробкой, как коробку можно рассматривать как контейнер, в который ребенок себя помещает. Можно также подумать о том, что на самом деле он крадет? Чего ему недостаточно?
- Может быть, внимания? – предполагает мать
- Может быть внимание, может быть любовь, соглашаюсь я.
Спросила их, говорили ли они мальчику, что идут к психологу и как это объяснили. Мама сказала, что это последняя надежда. Что ей стыдно обращаться за помощью к психологу, потому что это доказывает, что они плохие родители и не справляются со своей ролью. Мама сказала сыну, что каждый поход к психологу приравнивается к набору ЛЕГО. Теперь он должен ходить в качестве наказания, вместо покупки Лего. Я спросила: А как вы себя наказываете, от чего отказываетесь?
- От похода в спортзал.
Мы договорились, что в следующий раз встретимся все вместе, с ребенком. Я проговорила какие буду рамки в нашей работе и какие у нас цели.. Нам важно, чтобы ее голос перестал дрожать, понять причины поведения мальчика, постараться вместе найти и укрепить их отношения на какой-то другой базе (не наказании). Мама очень обрадовалась, услышав, что будут и одиночные встречи с родителями.
После сессии я была жутко зла на родителей этой женщины, принципы, по которым ее воспитывали, с упором на наказание и лишение поощрений. Размышляла о том, что мать постоянно сравнивает себя со своим ребенком.. что она заняла все пространство моего кабинета собой, и я не могу почувствовать присутствие отца.. похоже, вся инициатива у жены.
Вторая встреча (оба родителя и мальчик)
Я ожидала увидеть хилого забитого мальчика в очках. Но ко мне в кабинет вошел веселый крепкий парень, который имел очень хитрый взгляд. Я рассказала, что ко мне приходят дети и их родители с разными проблемами. Я привела примеры проблем, с которыми дети приходят, рассказала о рамках работы в кабинете, в том числе о том, что все игрушки, песок, рисунки и другие поделки остаются здесь, в кабинете. Мальчик слушал меня очень внимательно.
- Бывает такое, что ребенку очень нравится какая-нибудь игрушка, и он кладет ее в карман, чтобы унести домой.
- И что происходит потом? - спросил он.
- Я говорю ребенку о том, что наверно ему хочется унести вместе с игрушкой частичку кабинета, ему хочется, чтобы эта игрушка была всегда с ним и напоминала ему о кабинете. Но эта игрушка принадлежит этому кабинету, и он важно оставить игрушку здесь, чтобы прийти через неделю и обнаружить ее на месте.
- Я спросила: «Как ты думаешь, что волнует твоих родителей?» Иван ответил: «Доверие?» Мама добавила: «Теперь очень большая проблема научиться доверять». Невозможно все проконтролировать в этом мире, и научиться доверять это важная задача. Например, решить, доверять ли мне, пространству этого кабинета. В этот день мама была более расслабленная и непринужденная.
- А что случилось? – спросила я.
- Я взял деньги и купил Колу, которую мне нельзя пить. Но теперь мы договорились, что по пятницам я могу пить колу, если хорошо себя вел в течение недели и получал хорошие оценки.
- Теперь ты стараешься хорошо учиться за приз. А зачем вообще надо учиться?
- Чтобы получить хорошее образование и найти хорошую работу.
(Этот ответ прозвучал для меня очень формально).
- А ты знаешь, кем, например, работают твои родители?
- Нет.. только про бабушек..
- Мама говорила, что им приходится часто наказывать тебя.
Он вспомнил историю, как он в первом классе обиделся за это на родителей, хлопнул дверью, достал все деньги из копилки, распределил эти деньги на каждый день и питался на эти деньги только в школе целую неделю. И вообще он думал уйти из дома. Но, к сожалению, так и не вспомнил, как именно родители обидели его.
- Ты помнишь, за что тебя наказывали последний раз?
Он задумался и отрицательно покачал головой. Мама ответила, что после того как они вышли в прошлый раз из кабинета, что-то произошло, они совершенно по-другому все увидели и как-то удивительным образом теперь они обходятся без наказаний.
Я спросила, во что мальчик любит играть.
- в лего, - ответил он. Я хочу набор за 13000 рублей.
- Ты можешь накопить на этот набор, - сказала мама.
- А чем тебе нравится этот набор?
- Там есть тюрьма, полиция, можно совершать побег!
(Я подумала, как его слова пересекаются со страхами мамы, что ее сын – преступник. Образ тюрьмы с ограничением свободы и тотального контроля. Любовь, которая исчисляется деньгами и зависти в этом к другу. Внутреннего ощущения ребенка в семье как в тюрьме.)
Папа ответил, что вся комната завалена лего. Он очень быстро собирает лего, но потом не играет.
- а как ты думаешь, сколько времени тебе потребуется, чтобы собрать тот набор?
- Два часа.
- А в какие компьютерные игры ты играешь? Мама сказала, что у тебя плохое зрение, поэтому она ограничивает тебя во времени игры.
- Мы договорились, что я играю 30 минут в день.
- Тебе хватает этого времени?
- Думаю, да. 10 минут – это мало, а полчаса достаточно. Когда папа дома, можно подольше поиграть – он мягкий, он меня балует (он посмотрел на папу и прижался к нему).
Меня удивило, что мальчик обращается к папе по имени (как к другу). На мой вопрос, почему, он ответил: мне так нравится, а папа не против.
Мы договорились о следующей встрече с мальчиком один на один.
Мне определенно был симпатичен этот парень, с его силой и волей. Он не хочет носить шапку и заправлять майку в штаны. В этот раз мне показалось, что родители заменили систему манипулирования с наказаний на материальные поощрения: примерное поведение за лего, хорошие отметки за чипсы..[/hide]